Раздел 2.6. Особенности подготовки выпускников высших учебных заведений к трудоустройству.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Скрининг личностных качеств. Невербальное общение. 2. Вербальное деловое общение: язык и его значение. Коммуникативные умения, необходимые при трудоустройстве. 3. Имидж. Основы создания имиджа молодого специалиста. 4. Самоменеджмент и саморегуляция. Повышение устойчивости к стрессу. 5. Документы, необходимые при оформлении на работу: резюме и его виды, сопроводительное письмо. 6. Этапы подготовка к собеседованию при трудоустройстве и стиле поведения соискателя. 7. Личностные ограничения, отрицают эффективному решению проблем трудоустройства. Ключевые слова: скрининг личностных качеств, невербальное общение, деловое общение, вербальное общение, речь, коммуникативные умения, имидж, менеджмент, саморегуляция, стрессоустойчивость, резюме, сопроводительное письмо, собеседование, трудоустройство, личностные ограничения. Цели и задачи изучения раздела. Успешное изучение раздела позволяет: Иметь представление об особенностях подготовки выпускников высших учебных заведений к трудоустройству. Владеть основными категориями: скрининг, личностные качества, невербальное общение, деловое общение, вербальное общение, речь, коммуникативные умения, имидж, менеджмент, саморегуляция, стрессоустойчивость, резюме, сопроводительное письмо, собеседование, трудоустройство, личностные ограничения. Задания раздела 2.6. При изучении раздела 2.6. важно: · изучая пункт 1, необходимо остановиться на скрининг личностных качеств и невербальном общении; · изучая пункт 2, обратите внимание на вербальное деловое общение, коммуникативные умения которые необходимые при трудоустройстве; · изучая пункт 3, остановитесь на основах создание имиджа молодого специалиста;
· изучая пункт 4, обратите внимание на само менеджменте, саморегуляция и повышении устойчивости к стрессу; · изучая пункт 5, остановитесь на документах, необходимых при оформлении на работу; · изучая пункт 6, остановитесь на этапах подготовки к собеседованию при трудоустройстве и стилях поведения соискателя; · изучая пункт 7, обратите внимание на личностных ограничениях, отрицают эффективному решению проблем трудоустройства. Учебный материал. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте Скрининг личностных качеств. Невербальное общение. Современная ситуация в нашей стране такова, что каждый, в том числе работающий человек, задумывается о возможном возникновении перед ним проблемы трудоустройства. Вопрос о том, куда идут и как обустраиваются сотни молодых выпускников вузов, остается открытым. В настоящее время, когда учебные заведения не обеспечивают гарантированного места работы, а система распределения отменена, выпускникам вузов приходится самим заниматься поиском работы. Что же такое трудоустройство? Это процесс, в результате которого человек может быть принят в данную организацию в качестве нового работника или не принят в нее в зависимости от обстоятельств. Трудоустройство обычно состоит из трех этапов: 1) заочного знакомства с претендентом с помощью документов, которые он представляет; 2) собеседования, которое может быть предварительным и окончательным; 3) тестирование. Знаете ли Вы, что практически каждый из нас говорит на двух языках с самого детства, один - который осознается как язык, второй передает наши скрытые побуждения и мотивы - язык тела. Кажется почти невероятным, что за миллион и более лет эволюции человека невербальные аспекты общения начали активно изучаться только с 60-х годов и общество узнало о языке жестов только из работ Джулиуса Фаста, книга была опубликована в 1970 году. Она представляет собой краткое изложение работ, сделанных специалистами по невербальных коммуникаций. Но даже сегодня большинство людей не имеет никакого представления, что существует такой язык, как язык жестов, и не знает, насколько он важен в их жизни. Как обнаружил Альберт Миробян, в акте коммуникации слова непосредственно занимают лишь 7%, звуки и интонации - 38% и 55% идет на невербальные коммуникации. Поэтому, зная и правильно используя невербальный язык при трудоустройстве, Вы имеете больше шансов на успех, поскольку незаметным образом можно придавать слишком заметное влияние. Начнем изучать язык тела с такого понятия, как территория - пространство, о котором человек говорит так, как будто оно является продолжением его тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию ограничивает его владения, например, дом, его собственная спальня, его личный стул, а также, как обнаружил доктор Холл, видимо воздушное пространство вокруг тела. Именно о воздушном пространстве и о том, как люди реагируют на вторжение в него других, мы с Вами и поговорим. Воздушное пространство вокруг человека делится специалистами по невербальном общению на четыре зоны.
Первая зона - интимная, простирается на расстояние от 15 до 46 сантиметров. Из всех зон эта является наиболее важной, именно ее человек рассматривает как свою собственную. Заходить в эту зону разрешается только близким людям. Вторая зона - личная, распространяется от 46 сантиметров до 1 метра 22 сантиметров. На таком расстоянии люди обычно держатся друг от друга во время приемов, различных в Вечером и при светских беседах. Третья зона - зона социального общения. Она распространяется от 1 метра 22 сантиметров до 3 метров 60 сантиметров. На таком расстоянии человек держится от незнакомых людей. Четвертая зона - это так называемая общедоступная зона, которая начинается на расстоянии не 3,6 метров от тела. Она определяется тем расстоянием, с которого приятно обращаться к большой группе людей. Переступив порог кабинета работодателя, помните, что на 90% мнение о Вас формируется в первые девяносто секунд знакомства и еще раз произвести впечатление на тех же людей Вам просто не представится возможности. Поэтому держитесь от работодателя на расстоянии зоны социального общения и ни в коем случае не вторгается в его интимную зону, так как любое ее нарушение влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме и негативные эмоции. Заняв зону социального общения собеседника, невербально покажите ему Вашу привязанность. Стойте прямо, но спокойно. Если Вы постоянно беспокоитесь о том, куда девать руки или ноги, то Вы излучаете чувство неловкости и потери самоконтроля. Красивая, выразительная осанка показывает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят о Вашей уверенности. Все движения и позы должны привлекать взгляд своим изяществом и простотой.
Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания, переминаня, верчение в руках посторонних предметов, почесывания головы, потирание носа. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивайте руки или ноги, стойте слегка подавшись вперед (интерес к собеседнику), смотрите на собеседника. Вы у работодателя и Вам предлагают сесть. Вы, конечно, сядете прямо, займете стул. Вы будете сидеть в открытой позе, и у Вас на коленях не будет сумочки (замаскированный барьер общения). Поговорим о размещении участников беседы за столом, так как это является средством эффективного взаимодействия и показывает различные оттенки отношения работодателя к Вам. Рассмотрим основные положения, во время деловых встреч люди занимают за столом. Кто-то «В» может занять четыре основные позиции по отношению к «А»: угловую, позицию сотрудничества, соревновательно - оборонительную и независимую. Независимую позицию занимают люди, когда они не хотят общаться с другими людьми; в случае трудоустройства ее следует избегать. Угловая позиция наиболее стратегически успешная. При такой позиции переговоры бывают, как правило, более короткими и точными, и если у Вас есть возможность выбора, займите его. Когда два человека ориентированы друг на друга, то есть думают одинаково или работают над одной и той же задачей, то чаще всего можно увидеть позицию сотрудничества. Однако занять ее можно, если Вам было дано словесное или невербальное разрешение сделать это. В противном случае попытка занять эту позицию будет рассматриваться как вторжение на территорию другого человека. Взаимоотношения «начальник-подчиненный» демонстрирует соревновательно-оборонительная позиция, в которой участники переговоров занимают жесткую позицию, придерживаются своей точки зрения и стол выступает в качестве барьера для общения. Но именно эту позицию Вы чаще встретите, войдя в кабинет работодателя, поэтому должны учитывать, что люди, которые сидят непосредственно друг против друга, бессознательно делят стол на две равные части. Каждый осознает, что эта половина стола является его территорией, и будет возражать, если собеседник вторгнется на нее. Именно поэтому Вы должны положить свои документы не прямо около собеседника, а на среднюю линию стола, причем ближе к себе. Если работодатель заинтересуется Вами или Вашими документами, он сам возьмет их и подсовывает ближе к себе, что для Вас будет хорошим знаком. Итак, Вы заняли свое положение относительно работодателя, положили на стол документы и посмотрели ему прямо в глаза, тем самым Вы установили связь с ним. Но доверие работодателя к Вам во время собеседования будет зависеть от того, как долго Вы будете смотреть ему в глаза. Чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, смотрите на него 60-70% времени всего разговора. Однако важно не только промежуток времени, в течение которого Вы смотрите на собеседника, но и куда направлен взгляд.
Существует три вида взглядов: деловой, социальный и интимный. Представьте себе, что в районе лба Вашего собеседника нарисован небольшой треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную, деловую атмосферу. Работодатель чувствует, что вы настроены по-деловому. Если взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создается атмосфера социального общения. При социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице, в данном случае расположенный на линии глаз и в области рта. Что же касается интимной точки зрения, то он проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. Разумеется, этот взгляд не следует применять во время собеседования. Направив свой взгляд на лицо собеседника, позаботьтесь о том, чтобы он был доброжелательным, открытым, остерегайтесь смотреть исподлобья. Во время беседы с работодателем и Вы, и он не можете оставаться неподвижными, но задумывались ли Вы, какие движения делаете во время разговора. В то же время жесты состоят в предложении и говорят всю правду об истинных чувствах человека или его отношение к тому или иному событию. Многие жестов приобретаются нами в течение жизни. Большинство основных жестов одинаково во всем мире. Так, когда люди счастливы - они улыбаются, когда они несчастны или раздражены чем - хмурятся. Кивание практически везде означает «да» или согласие. Покачивание головой из стороны в сторону означает «нет» или отрицание и распространено практически повсеместно. Жесты бывают описательные и психологические. Описательные - иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но часто встречаются. Именно о них мы с Вами и поговорим. Рассмотрим их с точки зрения отношения к Вам работодателя.
Вы говорите, Ваш собеседник слушает Вас. Как он слушает? Обратите внимание, где его руки. · Он заинтересован - д Олон руки касается щеки; · Он заскучал - рука поддерживает председатель; · Он оценивает услышанное,, что лежит на щеке, указательный палец указывает вверх; · Отрицательная (критическая оценка) - указательный палец располагается вертикально по щеке, а большой палец поддерживает подбородок; · Он не доверяет, сомневается в услышанном - указательный палец касается носа, остальные перекрывают рот; · Он сосредоточился - захватил нос в пучке немного ниже переносицы в сочетании с закрытыми глазами; · Он хочет скрыть свои намерения - касается носа или потирает его; · Он принял отрицательное, негативное решение - сел в закрытую позу, откинулся назад или поглаживает шею, или потирает ухо (желание перебить), или потирает глаз (избегает смо треть на Вас), отводит взгляд; · Он принял положительное решение - занимает позу «готов» или поднята «пирамида». Собеседник выслушал Вас и начал говорить. Жесты его меняются. Их важно рассматривать в контексте той ситуации, в которой они прожестикулировани: · Открытые жесты, ладони направлены вверх (принимает информацию); · Закрытые жесты, ладони направлены вниз (не принимает информацию); · Агрессивное положение ладоней (указательный палец выпрямлен или рука сжата в кулак). Если Вы во время собеседования с работодателем наблюдаете серию жестов, указывающих на негативное отношение к Вам или транслируется Вами информации, немедленно меняйте что-то в ответах или в своем поведении. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте Вербальное деловое общение. Коммуникативные умения, необходимые при трудоустройстве. У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются (птицы поднимают крик в случае опасности; пчелы в танце сообщают направление к источнику нектара, у стадных обезьян существует более 20 сигналов с определенным значением). Преимущество человека перед животными - в способности говорить. Язык - это средство общения, необходимо, прежде всего для привлечения субъекта в среду. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего, с помощью языка можно сообщить окружающим о своих душевных состояниях и чувствах. Цели общения человека разные. Это и установление контакта в приеме-передаче информации и обмен сообщениями, и стимуляция активности партнера по общению, и взаимное согласование действий, и понимание партнерами друг друга, и обмен эмоциями, и оказания влияния на партнера по общению с целью изменения его намерений, мыслей, решений, действий. Вербальным общением называется передача сведений от одного человека другому или группе лиц с помощью языка. Главным средством вербального общения является голос. Без звуковой оболочки не может существовать язык слова. Голос человека - уникальное явление. Голос - это тот инструмент, с помощью которого Вы доносите свое сообщение до слушателя. Взаимопонимание между Вами и Вашим собеседником зависит от Ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь, убедить в чем-то, расшевелить или усыпить, очаровать или оттолкнуть. Хорошо звучал голос тонизирует нервную систему, придает уверенность, создает настроение, а плохо звучит - раздражает, вызывает скуку. Звуковое оформление речи, тембр голоса составляют эмоциональный фон разговора, может быть положительным или отрицательным. Для того чтобы Вас слушали, необходимо правильное произношение, четкая артикуляция, хорошая постановка голоса. Не важно, какой у Вас голос от рождения. С помощью практики Вы можете приобрести необходимый голос и овладеть им. Овладеть голосом - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться тембром. Голос не просто «исходит из отверстия в лице». При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело. Первое, что необходимо сделать для овладения голосом, - это потренировать свое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического. Звуки речи возникают на выдохе. При спокойном разговоре можно слегка наполнять воздухом верхушки легких. Но для того, чтобы получить приятный голос, надо дышать с помощью диафрагмы. Громкость голоса - простое свойство, тесно связано с индивидуальной манерой распоряжаться пространством общения. Громкость звука непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Владение голосом виду выбор той громкости, которая нужна для данного помещения и количества слушателей. Люди, имеющие привычку говорить громко, заставляют слушать себя силой голоса, как бы «захватывая», заполняя акустическое пространство. Громкая человек отодвигает от себя слушателей на то расстояние, для которого данная громкость была бы адекватна. Общение в таком случае теряет персональность и независимо от количества слушателей, направляется как бы на толпу. Повышенная гром кость в целом свойственна возбужденному, напряженном общению. Носителей громкой речи часто воспринимают как «доминирующих», «не боятся привлечь к себе внимание», а между тем выразительность речи для восприятия определяется не громкостью, а правильно подобранным темпом, кстати паузами, разнообразной артикуляцией. Основные коммуникативные умения. 1. Описание поведения. Это сообщение о наблюдаемых специфических действиях людей без приписывания им мотивов, оценок, установок, личностных черт. То есть нельзя говорить - «Вы не профессионал», а стоит лишь высказаться по поводу того действия, которое было произведено этим человеком не так, как Вы ожидали. Приведите свои примеры. 2. Коммуникация чувств. Чтобы адекватно выразить свои чувства, необходимо использовать в речи слова «Я» и «Мне». Это привлекает внимание слушателей и воспринимается как навязывание своего мнения. Сравните: «Это была ужасная встреча» и «Я чувствовала, что это была ужасная встреча». Приведите свои примеры. 3. Активное слушание. Это принятие ответственности за слышно и установление эмпатического отклика, сопереживания. Эмоции и мысли должны быть в обратной зависимости: расцветают эмоции - кончаются мысли; интеллектуальный анализ убивает любое чувство. На первом занятии мы с Вами исследовали личностные качества. Одним из них была эмпатия. Напомним Вам, что эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Отметьте для себя некоторые приемы развития эмпатии. · Попробуйте использовать слова и выражения по значению и эмоциональным зарядом аналогичные тем, которыми пользуется собеседник. Формулируйте ответы на языке, который наиболее созвучен собеседнику. · Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо высказанные собеседником, но, видимо, имелись в виду в его сообщении. 4. Конфронтация. Конфронтация будет продуктивной, если ее инициатор: устанавливает положительные отношения и углубляет взаимосвязь с людьми, к которым себя противопоставляет; выражает конфронтацию в форме предположения или вопросов, а не требования; говорит об особенностях поведения, а не личности; вступает в конфронтацию прямо, а не искажает факты, намерения и чувства партнера. Поскольку деловое общение иногда не может избежать делового спора, рассмотрим особенности его ведения. Глагол «спорить» имеет очень широкое значение - это всякое выступление против чьих взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Умный спор способствует восприятию истины, позволяет проникнуть в ее сущность, сделать своим достижением, укрепить свои убеждения. Деловые споры бывают индивидуальными и общественными. Вступая в индивидуальный деловой спор, необходимо: · отказаться от мысли, что Вам поверят на слово; · четко сформулировать то положение, которое Вы обосновываете или опровергаете; · хороший о знать то, ради чего спорите; · точно знать основные положения, чтобы не спорить о совершенно разных вещах. Деловой спор должен быть определен и иметь четкие временные рамки. Терминология спора - поняла его участникам. Спор должен быть последовательным. Попробуйте наметить точный план спора. Внимательно и до конца выслушаете доводы противника, взвесьте и оцените их. Спор должен быть обоснован и убедительно аргументирован. Истинность Ваших доводов - безупречна. Деловой спор всегда требует последовательной связи Ваших доводов. Стиль поведения в деловом споре должен быть вежливым. Главное в споре - аргументы, логика и доказательства. Мимика, жесты и возгласы, выкрики в качестве аргументов не принимаются. Завершая занятие, запомнить " помнит еще несколько полезных правил, обеспечивающих оптимальный характер отношений с окружающими. 1. Помните формулу общения дипломатов (+ + + --- + + +). Где «-» символизирует суть вопроса, суть основного разговора. Но ни один дипломат не начнет беседу с главной проблемы. Он всегда улыбается, обращается по имени, делает комплементы, говорит положительные фразы о Вас и Вашей стране, интересуется положением дел и т.д. (это в формуле и есть «+»). И только потом приступает к волнующей его проблемы. Закончить разговор он не может иначе, как выразив слов благодарности и надежды на совместную дальнейшую деятельность. Как бы ни сложилась судьба основного вопроса, дипломат улыбнется и скажет: «Ваша высокая компетентность и рассудительность позволяют мне надеяться, что в следующий нашу встречу мы будем более близки к принятию решения». 2. Помните совет Андре Моруа: «Не вини, не объясняй, не упрекай». В общении каждый из нас может допустить ошибку. Следуя правилу Моруа, он должен сделать вывод, вынести урок, чтобы не повторить ошибку, но не обвинять кого-то, не искать объективных причин для оправдания и тем более никого не упрекать. 3. Помни совет Дейла Карнеги: «вникнем, будь доброжелательным не унижай, не возмущайся!» Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте Имидж. Основы создания имиджа молодого специалиста. С приходом в нашу страну такой науки, как имиджелогия, возникли вопросы: создавать и поддерживать свой имидж необходимо только политическим деятелям и людям, занятым в сфере экономики, или нет? Могут специалисты из других сфер деятельности иметь свой имидж? Имидж (image - в пер. с англ. - образ) - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Понятие имиджа своей семантике полиметрической. Оно может обозначать оригинальную манеру общения человека, его стиль деятельности. Часто под ним понимают внешнюю привлекательность личности. Может ли человек сам создать свой имидж? Что же необходимо для создания имиджа? Психологи убедились, что в 8 из 10 случаев наше первоначальное мнение о других складывается по их внешности. Но благоприятными внешними данными надо умело пользоваться. Отсутствие же внешних данных не мешает созданию личного имиджа, только нужно хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом есть способность нравиться людям. Она обусловлена глубинной потребностью жить с людьми и сотрудничать с ними, потому что обаяние - это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная привязанность к людям. Работа человека над своим имиджем не может осуществляться на «пустом месте». Обозначим приоритетные качества, обладание которыми делает реалистичным решение проблемы имиджа (разделим их на три группы). В первую группу входят такие естественные качества, как: · Коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми); · Эмпатичность (способность к сопереживанию); · Рефлексивность (способность понимать других); · Красноречие (способность влиять словом). Эти качества составляют матрицу природных способностей, определенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся: · Нравственные ценности; · Психологическое здоровья я; · Знание технологии межличностного общения. Здоровая психика - важнейший фактор конкурентоспособности личности в любой профессиональной среде, в любой области общения. Она является фундаментом метакультурного целостности людей. Что будет создан на этом фундаменте, зависит от их духовности, определяющими которой моральные ценности, которые непосредственно влияют на миро ощущение и миропонимания людей. К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Чтобы быть привлекательной, внешней выразительности недостаточно. Она желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим. Имидж - собирательное понятие. Это и форма життяпроявлення человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики - воспитанность, эрудиция, профессионализм. Это своеобразный строительный материал стереотипа имиджа. Личный имидж - это экологическое явление. В том смысле, что он выступает как человеческое признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей. Предположим, что необходимыми вышеуказанными качествами и характеристиками Вы владеете и мы можем перейти к созданию Вашего имиджа. Неотъемлемыми элементами имиджирования являются: формирование навыков пространственного поведения человека - мастерское владение своим телом (походка, позы, жесты); индивидуальный подбор лицевых масок и технологическое овладения ими; формирования коммуникативных навыков; создание внешнего определенного вида. Рассмотрим указанные элементы имиджирования. Телодвижение - важнейшая часть человеческого образа. Ни о какой самопрезентации не может быть и речи при отсутствии навыков мастерски владеть своим телом. Красота - это уверенность, внутренняя раскованность, умение чувствовать тело. Чтобы научиться владеть своим телом, не надо обладать какими-то особыми физическими данными. В тилоруси, при всей значимости природных физических характеристик, главное - его смысловая выразительность. В этом суть работы над собственным телом. Его статика и динамика призваны выражать чувства и мысли, настроения и желания, и только тогда «язык тела» будет эстетически приемлема. Телодвижение устойчиво фиксируется в ходу. Она - своеобразная картограммах личности. Составляющими хода является ритм, динамика шага, масса тела. По походке можно судить о самочувствии чело века, его возрасте, характере. Как красноречивые наши позы. По ним можно безошибочно судить о взаимоотношениях людей, общающихся. Поэтому на предыдущем занятии мы знакомились с типичными позами и их языком, чтобы умело ими пользоваться или, наоборот, не д опускать их в своем поведении. Вместе с позой жесты составляют элементарные единицы пространственного поведения человека. Наши жесты - телесное проявление эмоций и мыслей. Они несут в себе огромное количество разнокачественных информации. И чаще всего - более искреннюю, чем произнесенные слова. Но без мышечной непринужденности невозможно добиться, как говорят специалисты, кантилену - пластической певучести телодвижений, без чего жест не сможет состояться как естественная манера общения, как своеобразный способ информации. Благодаря жеста семантика слов возникает визуально, что делает мысли говорящего образно понятными, можно меньше сказать, но в целом дать людям больше информации. (Жестикуляция не путать с маханием рук во время разговора, характеризующееся хаотичностью движения рук, излишней порывистостью, неадекватностью.) Жесты - наглядное свидетельство самочувствие людей. Надо уметь управлять своими жестами, чтобы ненароком не выдать не лучше свое самочувствие. Походка, позы, жесты представляют элементы пространственного поведения человека, того «зеркала, в котором каждый показывает себя» (Гете), поэтому мастерское владение собственным телом имеет немаловажное значение в имиджирования. Говоря о теле человека, нельзя не сказать о личности - выразительной части имиджа. На нем отражается физическое и душевное состояние человека, характер и даже моральные принципы, которыми он руководствуется в своем поведении. Столь значительный информационный эффект лица объясняется тем, что на нем расположены такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, глаза, нос, подбородок. Каждый из них - выразительный, визуально фиксируется источник информации. Выражение лица (мимика) - разнообразные состояния лица, определяющие его многоликость. Одним из функциональных назначений имиджа является ситуационно необходима мимика, то есть лицевая маска. Как утверждал Ф. Ницше, всякий гений носит маску, а Н. Макиавелли советовал государственным мужам, чтобы выглядеть обладателями тех добродетелей, которые ценимые людьми, такими казаться. В подобных ситуациях, о которых говорили Ф. Ницше и Н. Макиавелли, имидж выступает как своего рода камуфляж, создает у людей то впечатление, которого требует его создатель. В имиджирования значительная часть времени и усилий тратится на индивидуальный подбор лицевых масок и технологическое овладения ими. Система упражнений по тренировке лица называется фейсбилдингом, что в дословном переводе означает «строительство лица». Фейсбилдинг включает в себя три вида упражнений: I. Знакомство с мышцами лица и физическое овладение ими - достигается телесная пластичность. II. Овладение конкретными частями лица (лоб, глаза, брови, щеки, нос, подбородок) - достигается ощупь основных частей лица и предоставлено им индивидуального статуса. III. Придания лицу ситуационно необходимых Мимик («конфиденциальное лицо», «гостеприимное лицо» и т. Д.) Осуществляется в процессе «косметического тренинга». Но прежде чем приступать к подобным упражнениям, нужно научиться «размягчать» свое лицо, то есть телесно и психологически (самонастрий и саморегуляция) подготавливать его к надевания масок. Как советует психолог С. Ключников, начните наблюдать за состоянием мышц своего лица и его выражением в различных ситуациях, на людях и в одиночестве. Почувствуйте, насколько комфортно чувствуют себя мышцы лица сначала отдельно (лоб, глаза, щеки, губы), а потом все вместе. Зафиксируйте то обычное выражение лица, в которое складываются отдельные ощущения этих мышц. Уловите физическое самочувствие и эмоциональное состояние, которые отмечались в подобном выражении. Посмотрите на себя в зеркало и задайте себе вопрос, случайно Ваше сиюминутное выражение лица или оно всегда отражает внутреннее состояние? В общении старайтесь выработать у себя свойство внутреннего наблюдателя за состоянием мышц лица и его выражением. Специалисты по имиджирования различают на лице три зоны - верхнюю (лоб), среднюю (брови, глаза, нос, губы), нижнюю (подбородок). Среди названных зон заметным информационным источником выступают глаза. Они обладают особым способом самопрезентации, название которому «взгляд». Психологический эффект взгляда усугубляется еще тем, что он несет в себе информацию, благодаря которой лицо поддается прочтению. Поэтому В. Шепель советует «учиться по-доброму смотреть на людей». Не менее выразительная часть лица - губы. С помощью глаз и губ можно отработать шесть вариантов мимики: прагматичный, решительный, открытый, закрытый, застенчивый, осторожный. При освоении названных Мимик (в их построении) чрезвычайно велика роль улыбки. Душевное спокойствие всегда находится на «кончике» улыбки. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражают приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. Самочувствие человека во многом зависит от того, как он одет и причесан. Умение подобрать «под себя» одежду, а еще важнее, носить ее по-хорошему, манерно - составляет важную часть имиджирования. Одежда является наглядной многомерной информацией о наших экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношение к окружающим людям. Она - своеобразная визитная карточка. Одежда оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко вызывая их отношение друг к другу. Одежда, как правило, привлекает к себе взгляд людей, вызывая у них конкретные эмоции. С помощью одежды каждый может создать тот вид, в котором он заинтересован и чувствует себя комфортно в общении. Одежда добавляет личному содержания адекватную форму внешнего представления или позволяет скрыть какие-то недостатки. Можно иметь модную одежду, но не производить достойного впечатления, потому что, прежде всего, нужно знать, что носить. При выборе одежды нельзя не считаться со своими физическими данными. Кроме того, следует принимать во внимание ее функциональное назначение. Безвкусица, экстравагантность, несоблюдение сезонности и просто неаккуратность - это те характеристики манеры ношения одежды, которые губительны для имиджа. Чтобы выдержать некий стандарт «хорошего вкуса», надо при выборе одежды и ее ношении считать свои кинесические данные (кинесика - область научно-прикладного знания, изучающая закономерности движения тела, умение носить одежду, подбирать прическу; владеть позой), эстетику времени, социальный статус. Как следует одеваться мужчинам? В ансамбле одежды мужчины большой эффект рубашек. Можно иметь пару выходных костюмов и пару пиджаков с брюками, чтобы выглядеть эффектно и свежо. Но при этом обязательное условие: иметь не менее дюжины различных рубашек. Мужчина выигрышнее смотрится в тех рубашках, которые наилучшим образом оттеняют его лицо, гармонично сочетаются с галстуком. Галстук любого рисунка, цвета, размера выглядит изысканно тогда, когда не бросается в глаза. Доминирующий цвет галстука должен повторять один из тонов костюма. Рубашка всегда должна быть светлее самой темной нити в костюме. Манжеты должны выступать из-под рукава пиджака на толщину одного-двух пальцев. Гораздо больше проблем с одеждой у женщин. Каждая женщина призвана быть уникальной. Поэтому женская мода динамична, разнообразна и непредсказуема. Но главная трудность заключается в том, что женщина не может быть одета так, как другие. Для нее одежда является фоном для самореализации своих лучших качеств. Назначение женской одежды было и остается подчеркиванием личной незаурядности и элегантности. Идеальным успехом пользуется женщина, удачно решает проблему гармоничного сочетания цвета своей одежды. Влияние цветом является мощным психологическим раздражителем. Для службы более приемлемо платье с длинным рукавом, причем именно авторитетное - серое в мелкую полоску. Лучшие цвета делового платья, согласно проведенным экспериментам: темно-синее, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, светло-серый. Все вышеперечисленные цвета платья деловой женщины определены для однотонной ткани, без рисунка. Это связано с тем, что однотонная ткань для делового платья вообще предпочтительнее. Однако можно сказать, что в одежде делового типа отдается предпочтение различным вариантам полосок и клеток в серых и серо-синих тонах. Очень подходит для деловой женщины платье с жакетом в тон. Блайзер, контрастирующий с платьем, придает женщине авторитетность и хорошо подходит для делового костюма. Хорошая одежда для работы - костюм. Предпочтительны ткани: шерсть, твид, летом можно полотно; цвета обуви: синий, черный, темно-коричневый, неплохо также серый, бежевый и ржаво-коричневый. Чулки обязательно натурального цвета. Завершая обсуждение создания определенного внешнего вида, нельзя не коснуться такого важного элемента, как волосы. Волосы - наше естественное украшение. Они прочно входят в стереотип человеческого образа. Волосы придают внешнему виду законченный внешний вид. Главное, что должна осознавать женщина - это то, что прическу она носит всегда и, следовательно, она всегда должна быть в порядке. Выбор прически имеет свои правила: · Прическа выбирает ся с учетом фигуры, типа лица. · При выборе прически следует принимать во внимание форму головы. Итак, имидж - образ чего-то или кого-то, который связывается с конкретными представлениями. Имидж включает в себя поставленный голос, правильную и приятную речь, умелое использование невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), внешний вид и поведение. Прочитайте, выделите основные черты и законспектир ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|