Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские школы индуизма




 

Школы и системы индийской философии разделяются на две обширные группы - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет «Вед». Вторая группа представлена тремя главными школами: материалистическая (локаята, чарвака, адживика), джайнизм и буддизм. Приверженцы этих философских систем проповедуют оппозиционные по отношению к ортодоксальным школам учения и отрицают авторитет «Вед».

Основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Их становление и развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Обычно философские школы древней Индии представлены в порядке своего хронологического развития.

) Санкхья (размышление, число, исчисление) была популярна в древности, а в XV в. ее традиция прекратилась. Ее основателем считается мудрец Капила (до VI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний из дошедших до нас текстов - Санкхья-карика Ишвараккришны. Он считается базовым текстом даршаны, к нему имеется множество комментариев.

«Школа разрабатывала систему онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах». При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв). В санкхье их насчитывается 25. Пуруша остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

) Йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.

Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению. Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.

) Ньяя (способ, метод, рассуждение). Основателем ньяи считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. Э.). К базовым сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (VII в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

В центре интересов школы - методология мышления, развившегося позже в логику. В соответствии с фундаментальными реалистическими установками находится теория вывода и учение о формах силлогизма. Силлогизм в ньяе пятичленен. В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.

) Вайшешика. Древнейший основной текст школы - Вайшеншика-сутры ("вишеша" - особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III - II вв. до н. э.). Он написал первую систематическую работу по этой философии. Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части. Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха.

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи. Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику. «Согласно теории философии Вайшешика, нетсоздания и уничтожения, а просто морально систематизированнаякомпозиция и дискомпозиция состава». Индивидуум или душавовлечена во вселенную, карма каждой души заработанасамой душой и Верховное Существо управляет ею.

Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

) Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на базе брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление. Школа основана на Миманса-сутре Джаймини (IV - III вв. до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются комментарии Щабары (III в.), Кумарилы Бхатты (VII - VIII вв.) и Прабхакары, его современника.

Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары. Главную цель человеческой жизни она видела в рождении на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства. Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов и ритуалов во всем их колоссальном объеме. Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка. Важным разделом мимансы было учение об источниках достоверного знания.

) Веданта. Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составлют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры Бадаряны. Исторически первой школой веданты стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик - Шанкара.

Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары. Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.

Веданта объявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы она играла ведущую роль среди других даршан.

Таким образом, можно сделать вывод, что в философской системе Индии изначально важную роль играли идеи и принципы, воспринятые из вышеупомянутых школ. Значение каждой из них проявляется во влиянии не только на развитие мысли индуизма, но и на современного человека и его мировоззрение. Одной из таких школ является йога. И для того, чтобы лучше понять и осознать ее воздействие на современные умы, необходимо детальное и глубокое изучение данной философской системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...