Исторический аспект йогической системы. Йога-Сутра Патанджали
Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV-X вв. до н. э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV-VI в. до н.э.) появились основные священные книги индийских мудрецов. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов. Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II-I вв. до н.э. «Имя «Патанджали» - это псевдоним, который может принадлежать сразу нескольким лицам, внесшим свой вклад в философию йоги». Его деятельность связана с двумя великими работами - «Йога-сутра» и «Махабхашья» («Великий комментарий»). Существует точка зрения, согласно которой они написаны разными авторами. «Йога-сутра» признается книгой, которая явилась результатом работы нескольких человек. Самый ранний ее вариант составлен во II в. до н. э., а позднейший - в V в. н. э. Как предполагаемый автор «Йога-сутры», Патанджали является величайшей фигурой в системе йоги. Он выделил данное учение в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов, а также изложил философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в “Йогасутре” согласуется с авторитетом Вед, т. к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью.
Патанджали допускал существование всемогущего и всезнающего Бога и предлагал четыре традиционных йогических доказательства его существования. Освобождения по йоге можно достичь «путем высвобождения собственного «я», идентифицированного с физическим организмом, и достижения понимания раздельной природы пуруши и пракрити». Для Патанджали цель йоги заключалась в освобождении Духа от вовлеченности в процессы Природы. Сам процесс освобождения включает в себя не только рассуждение, но и тренировку внимания до такой степени, чтобы возникло интуитивное осознание. Бог в философии йоги не является необходимостью, вытекающей из принципов системы. Однако Патанджали обещает тем, кто медитирует и возносит свои молитвы к вечному, бесконечному божеству, что они смогут пройти более легкий путь к освобождению, чем те, кто осуществляет только изнурительные упражнения йоги. Хотя популярная концепция йоги заключается в том, что это система физических упражнений, о них, однако, не упоминается в «Йога-сутре». Вместо этого Патанджали говорит о необходимости держать контроль над дыханием и делать внутренние упражнения, направленные на улучшение внимания. Конечное освобождение - это полное прекращение деятельности интеллекта. Даже конечную стадию, самадхи, необходимо пройти и выйти на другой уровень, так как здесь разум все еще поглощен объектом. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги, избегали ее популяризации, и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования.
Йога. Определение. Смысловое содержание Слово «йога» в переводе с санскрита буквально означает «соединение», но в более широком толковании - «то, что соответствует», «то, что последовательно и неуклонно применяется». Йога в первую очередь - религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Важность составляет то, что йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели. Господь Шива объясняет Арджуне: «Только знание йоги позволяет мыслящему человеку, дух которого умиротворен, отличать добро от зла, и умело прокладывать курс своей жизни». Современные исследователи дают различные определения для описания йоги. Г. Ферштайн пишет: «Йога - одна из ветвей огромного древа индийской духовности, две дру гие крупные ветви которого представлены ведантой и санкхьей… Йога - это систематическая попытка выйти из данного круга обретений и потерь… йога - это всеобъемлющий образ жизни, при котором первичная Реальность поставлена над всеми прочи ми заботами. Это священный путь, направляющий нас, как сказано в древних упанишадах, от нереального к Реальности, от заблужде ний к Истине, от временного к Вечному». Ш. Ауробиндо отмечает следующее: «Йога - единение человека со всевышней первопричиной его существа… Йога означает также путь к этому единению». В шестой главе "Бхагавадгиты"Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить. Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Б. К. С. Айенгар, наиболее влиятельный мастер хатха йоги нашего времени, в своей работе «Свет жизни: йога» пишет: «Йога - это искусство, наука и фило софия». В своем другом труде он называет йогу «ис кусством дисциплины, развивающим способности тела, мысли и интеллекта, цель которого - совершенствование человека». Айенгар видит связь между наукой и искусством в то, что искусство на своих начальных стадиях есть наука, а наука в своей высшей форме является искусством.
Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогинов, в этом - цель жизни. «Очищение» и «совершенствование» - эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Йога - это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Это не застывшее учение, оно динамично. В своей современной форме оно все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Система йоги не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Йога - это соединения индивидуальной души с Абсолютным Единым. Изучающий йогу имеет возможность соединиться с Космическим Единым. Он может совершить это, если он полностью подготовлен, определен в своих целях и устремлен к ним и его ум сделан однонаправленным. Современный ученик спрашивает, должен ли он отречься от мира, чтобы достичь цели учения йоги. Учение йоги говорит, что, в то время как нет необходимости буквального отречения (отказа) от мира, существуют условия, обязательные для любой садханы (sadhana - духовная практика). Садхана требует систематического использования и применения дисциплины. Учение йоги не приказывает, но оно требует выполнения обязательств. Если кто-то обязался узнать правду и имеет для этого необходимые возможности и способности, тогда он может достигнуть состояния высшей мудрости, самадхи (samadhi). Когда ничто в мире не сковывает идущего по пути, когда ничто не возмущает его ум, тогда он знает, как жить в мире и в то же время оставаться непривязанным к нему.
Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, запряженной двумя конями - материальным и духовным, которые бегут в согласии. Любое расхождение в их скорости ведет к беде. Проблема нашего века в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее другого - духовного. В стихе из «Иша-Упанишады» эта мысль сформулирована таким образом: «Духовное знание и материальное знание - необходимы оба. Погоня за одним за счет другого ведет к погибели. Материальное знание позволяет решать жизненные проблемы, тогда как духовное знание помогает реализовать себя». Георг Ферштайн пишет об этом так: «Стержень йоги - это осознание трансцендентальной Реаль ности во всех ее проявлениях». Великий мудрец Патанджали определил йогу как scitta vrtti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Следующий путем йоги учится управлять колебаниями сознания, уравновешивать его, чтобы постичь внутренне Я, и через это Я, кристально чистое, осуществляется проявление Высшего, проявление Бога. В «Бхагават-Гите» Кришна советует Арджуне: «Йог больше, чем аскет, ученый, или человек действия; поэтому будь йогом, о Арджуна». Для самовыражения, самореализации, для того, чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены. Обозначающий сознание термин «читта» применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание - это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Цель этого учения - помочь ученикам осознать свой потенциал и понять разные уровни своего существования, чтобы они смогли достичь наивысшего состояния. Учение йоги содержит три аспекта: как жить внутри себя, как жить во внешнем мире и в то же время - как соединить эти два аспекта и создать мост между внутренним и внешним миром. Тогда достигается освобождение здесь и сейчас. «Традиционная же цель йоги всегда была и остается одной: вызвать глубинное изменение личности через трансцен дентальное «я». Объясняя превосходство искусства и науки йоги, Господь Шива говорит: «Изучив все священные книги и науки, и обдумывая их вновь и вновь, приходишь к заключению, что искусство и наука йоги - единственное правильное и твердое учение».
Восьмеричный путь йоги Любая наука имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги - гуру. Заниматься нужно систематически и плавно переходить от более легких практик к сложным. В труде Патанджали «Йога-Сутра» изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги. «Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация на [объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы] восемь средств осуществления [йоги]». 1) яма - поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина; Яма означает ограничение, или воздержание. Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем, чтобы обеспечить благополучие себе и другим. Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству - вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т.е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению. «Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров эти, не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] «Великими обетами». В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными. 1. Ахимса - ненасилие Насилие - это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие - результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие - это уважение к другим; это состояние сознания. Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды. 2. Сатья - правдивость Принцип сатьи проявляется в умении почувствовать состояние, в котором человек находимся прямо сейчас, в умении принять себя таким, какой он есть. Тогда получится сделать шаг вперед в своем развитии и в своей практике, с того места, где он находится в данный момент. 3. Астея - запрет на кражу и стяжательство Астея - это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное - жадность. Желать чужого имущества - даже в уме - такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других. 4. Брахмачария - умеренность в сексе Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Кама, или секс одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги. 5. Апариграха - нестяжательство Париграха - это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Болезнь стяжательства - это жадность, коренящаяся в психике. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства. 2) нияма - отношение к самому себе, или личная дисциплина; Нияма - это правила общения с самим собой. Они включают в себя элементы физической и умственной дисциплины. «Соблюдение религиозных предписаний - это чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре». 1. Сауча - чистота Чистота имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. 2. Сантоша - удовлетворенность Удовлетворенность - состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью. 3. Тапас - строгость к себе Рвение или строгость к себе - это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. 4. Свадхъяя - самопознание Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В любой ситуации следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом. . Ишварапранидхана - преданность или покорность Богу Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу - это истинная преданность. Освободившись от желаний можно достичь единения с Богом. 3) асана - практика поз для физической дисциплины; Асаны - отличительная черта йоги. Они переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Они - начало и основа йога. Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana - «воображение»), что Бог - внутри нас. Асана должна быть устойчивой, с тем, чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Свами Патанджали так говорит об асане: «Асана придает устойчивость телу и уравновешенный ум». Овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится подвластным человеку, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души. В «Хатха-Йога-Прадипика» при обсуждении асан утверждается: «Практика асан приводит тело в состояние устойчивости, освобождает от болезни и придает легкость самому существу практикующего». 4) пранаяма - контроль за дыханием, или дисциплина ума; Пранаяма - это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы. Польза пранаямы описана так: «Регулирование дыхания, осуществляемое надлежащим образом, искореняет все болезни». При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость. Патанджали так описывает эффекты пранаямы: «Благодаря ей разрушается препятствие для света». Прана - это воздух, дыхание, жизненная сила, аяма означает увеличение его длины, глубины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха и паузы между ними, являются контролем над дыханием. После овладения мастерством йоговских поз пранаяма - следующий шаг. Она представляет собой способ сделать дыхание более глубоким и тонким и до предела систематически контролируемым. 5) пратьяхара - воздержание, или дисциплина чувств; В процессе мировосприятия, мироощущения пять органов чувств приходят в соприкосновение с внешним миром. Эту направленность органов чувств во вне, вызванную их обращенностью к мирским объектам, следует ограничить и направить внутрь, к истоку всего сущего. 6) дхарана - сосредоточение; «Концентрация есть обращение всех чувств к индивидуальной душе». Патанджали определил сосредоточенность как обращение всех чувств на индивидуальной душе. Под действием пяти тонких элементов - обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха - дух постоянно блуждает в разных направлениях. Восприятие этих тонких элементов осуществляется органами чувств. Йогин должен научиться удерживать дух от блуждания и направить его внутрь, на собственную самость. 7) дхьяна - медитация; Когда йогин поддерживает и удерживает фокус внимания непрерывно во время концентрации, будучи при этом не связанным ни временем, ни пространством, то он переходит в состояние медитации, или дхьяны. В подобном состоянии глубокой сосредоточенности и стабильного протекания медитации тело, дыхание, сознание, интеллект и эго сливаются в единое состояние бытия. Медитация - это слияние индивидуальной души с универсальной. Самадхи - самореализация. Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой, всем космосом. Возникает состояние высшего счастья, лишенного удовольствия, боли или страдания. «В состоянии самадхи предлагают собственное Я, выливают его в костер Брахмана; оно возгоняется и преобразуется в Высшее Я, становясь одним с Ним». Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Таким образом, это учение охватывает как бы три больших пласта, три самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|