Направления йоги. Современные стили
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовал черный период, который длился около четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей. Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие: хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали; раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути; карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности; бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу; джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания. В современном мире философия йоги в наибольшей степени представлена первым направлением - хатха-йогой. В рамках нее существует множество школ. Они отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных аспектах одного и того же предмета. «Когда быков запрягают вместе, каждый из них все еще остается сам по себе, они держатся обособленно, но идут в одном и том же направлении, следуют по одному и тому же пути. Различные методы йоги похожи на такую упряжку».
Можно выделить наиболее популярные направления, уже заслужившие уважение и доверие в наше время. 1) Аштанга-виньяса йога Отличается своей динамической практикой. Уроки включают в себя последовательности асан (активная разминка, позы стоя и сидя, прогибы и перевернутый блок), связанные между собой комплексами движений - виньясами. Все упражнения выполняются совместно с пранаямой (специальным дыханием), бандхами (энергетическими замками) и дришти (предписанными направлениями взгляда в каждой асане). Благодаря всему этому практика становится «медитацией в движении», где внимание концентрируется на звуке дыхания, ощущении бандх и на соответствующем дришти. Грамотный учитель является здесь ключевым фактором для успешной и безопасной практики. Корректная программа обучения основана на поэтапном внедрении в личную практику всех составляющих и тонких нюансов стиля. Основатель: Шри Паттабхи Джойс 2) Свастха-йога 1. Мягкий, но в то же время мощный динамический стиль. На занятии много внимания уделяется детальной отстройке асан и большому количеству виньяс. Групповые занятия разделены на три уровня. Первый развивает устойчивость и насыщен силовыми асанами и виньясами. Полной противоположностью ему является практика второго уровня, асаны которого в первую очередь направлены на развитие гибкости и увеличение амплитуды движений. Практика третьего уровня - это органичное сочетание первого и второго, выполняется в медленном темпе в сопровождении пранаямы, а также цикла перевернутых асан в конце. Основатель: Шри Т. Кришнамачарья - учитель Шри Б.К.С. Айенгара и Шри Паттабхи Джойса. Уже в зрелые годы на основании нескольких десятилетий преподавательской практики Шри Т. Кришнамачарья создал мягкий, но в то же время мощный стиль, который он передал трем своим последним ученикам, обучавшимся у него на протяжении более чем 20 лет: Шри Т.К.В. Десикачару, Шри Рамасвами и А.Г. Мохану.
3) Йога Айенгара Наиболее широко распространенный подход в хатха йоге, созданный Б. К. С. Айенгаром, который обучил тысячи наставников во всем мире. Его Институт йоги памяти Рамамани, основанный в 1974 г. и посвященный его покойной жене Рамамани, находится в Пуне, в Индия, и служит целью ежегод ного паломничества для многих западных студентов. Отличной чертой данного направления является статичная практика асан. Акцент во время занятия сосредоточен на детальной отстройке поз и большом количестве инструкций. Кроме того, в йоге Айенгара традиционно используют много вспомогательных материалов (деревянные кирпичи, ремни, болстеры) - они позволяют избежать травм и нужны для того, чтобы тело приняло правильное положение в асане независимо от текущих физических возможностей ученика. Классы различаются по уровню сложности. Также, в йоге Айенгара сильно терапевтическое направление: работают специальные терапевтические классы, классы для людей старшего возраста, для беременных. Основатель: Шри Б.К.С. Айенгар 4) Кундалини-Йога Единственный из стилей, не относящийся к хатха-йоге. Это динамическая практика, все упражнения которой объединены в специальные комплексы - крии (слово «крия» означает «действие») - и расположены в строго определенном порядке. Каждое упражнение выполняется строго определенное время с одновременной концентрацией и определенным дыханием. Обычно существует облегченный вариант выполнения той или иной позы. Перед началом занятий дается настройка на класс с помощью инициирующей мантры. После крии следуют релаксация и медитация. Кундалини-йогу называют йогой сверхусилий и йогой осознания. Классы кундалини-йоги могут иметь различную тематическую направленность: йога для женщин, интенсивы, йога и пранаямы, йога и гонг-медитации, йога и холотропное дыхание, йога для беременных, йога для детей. Основатель: Йоги Бхаджана - мастер, познакомивший с учением Западный мир. 5) Бикрам-Йога Стиль, популярный в Америке и недавно появившийся в России. Отличительная черта занятий: они проходят в помещении, воздух в котором нагрет до 40° С, с высоким уровнем влажности. Стандартный, всегда неизменный комплекс состоит из 26 асан хатха-йоги, которые позволяют за 90 минут проработать все основные мышцы и суставы. Повышенная температура помогает достичь максимального эффекта от практики: гибкое тело, здоровые суставы и сосуды, нормальная работа всех систем организма и душевное равновесие.
Основатель: Бикрам Чоудри 6) Йога 23 Система, созданная украинским преподавателем йоги Андреем Сидерским, с каждым годом набирает большую популярность в России. Это динамичная практика. Асаны выполняются в свободном дыхательном режиме или под музыкальный метроном с заданным темпом и ритмом. Дыхание под метроном позволяет ученику направить внимание внутрь себя и наблюдать за процессами, протекающими в теле и уме, вместо того чтобы отвлекаться на окружающую действительность. До или после выполнения «гимнастики йогов» (второе название Йоги 23) делают пранаяму, благодаря чему состояние нервной системы стабилизируется и выравнивается, приходят в норму системные нарушения в теле, и как следствие улучшается самочувствие. Основатель: Андрей Сидерский 7) Дживамукти-йога Динамичный стиль, в основе которого практика виньяс, изучение священных текстов, нада-йога (йога звука), бхакти-йога (преданность Богу), пение мантр и медитация. Одна из главных задач преподавателя - объяснить ученику, как можно привнести йогу в повседневную жизнь за пределами коврика. На занятиях практикующему расскажут, что такое йога, научат правильно дышать, выполнять асаны и бандхи (энергетические замки), подробно расскажут, на что следует обращать внимание в процессе практики. Основатели: Шерон Гэннон и Дэвид Лайф Таким образом, различные направления в рамках единого феномена дают возможность современному человеку выбрать именно то, к чему он стремится на данном этапе своей жизни. Учение йоги, кратко изложенное в восьмеричном пути Патанджали, а также современные направления данной школы обеспечивают человека базовыми представлениями и идеями для полноценного развития и дают возможность глубже познать себя и окунуться в новый мир, обратиться к более глубоким пластам сознания.
Заключение
Важнейшей задачей изучения философии индуизма является глубокое проникновение в культуру страны, подробное рассмотрение авторитетных текстов и систематизация полученной информации. В результате этого оформляются научные знания о философской мысли Индии, а также отдельных аспектах этой культуры. В данной курсовой работе были подробно рассмотрены главные особенности индуизма как специфической религиозной системы, а также процесс его становления. Можно сделать вывод о том, что философская мысль Индии находится в процессе непрерывной эволюции, тем самым усложняя предмет ее изучения, но также сохраняя интерес к освоению этой культуры. Углубляясь в ключевые моменты данной философии, современные исследователи постепенно открывают для себя ранее неизвестные факты и теории индуизма. Йога как одна из школ религиозной системы представляет собой сложную систему теоретических данных и практических указаний. Философ, обращающийся в своем изучении к этой тематике, получает возможность расширить пласты своего сознания и углубиться в познание собственного «я». Патанджали, представивший систему йоги в систематизированном виде, изложив основные мысли и идеи в «Йога-Сутре», а также указав восьмеричный путь йоги, оказал огромный вклад в развитие индуизма, что позволяет в наше время окунуться в философию йоги. В настоящее время произошел всплеск интереса к философии индуизма и, в частности, к йоге. Появилось множество школ, которые представляют различные направления йоги. Это дает возможность современному человеку проникнуть в культуру Индии, познать теоретические основы этой древней религиозной системы. Цель настоящей работы, исследовать философскую систему йоги как отдельный феномен индуизма, достигнута в этом исследовании. Указаны основные особенности религиозной системы Индии, и это подтверждает важность изучения данной тематики, рассмотрена история развития философской мысли индуизма, а также йогической системы Патанджали. Обозначены основные черты, присущие данному направлению философии. Таким образом решены все задачи, представленные в введении этого исследования. Заявленная тема подробно раскрыта в двух частях данной работы. Философия индуизма и йогической системы - это область научного знания, которая в своем изучении имеет большие перспективы. Литература по данной тематике, постепенно появляющаяся в разных странах, а также обращение к древним источникам, обеспечивают возможность дальнейшего изучения и раскрытия философии Индии.
Список использованной литературы
.Айенгар Б. К. С. Искусство йоги. - М.: Профит Стайл, 2007. - 128 с. .Айенгар Б. К. С. Свет жизни: Йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе. - М.: Фэшн букс, 2010. - 222 с. .Айенгар Г. С. Йога: жемчужина для женщин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 448 с. .Альбедиль М. Индуизм. Главная религия Индии. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с. .Ауробиндо Ш. Интегральная йога. - М.: Профит Стайл, 2010. - 480 с. .Ауробиндо Ш. Синтез йоги. - М.: Профит Стайл, 2006. - 680 с. .Бернс К. Загадки восточной мудрости. От Заратустры до Мао. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 352 с. .Бхагават-Гита. - СПб.: Бхактиведанта Бук Браст, 1994. - 634 с. .Вивекананда С. Философия йоги. - М.: Эксмо, 1992. - 634 с. .Гэннон Ш., Лайф Д. Дживамукти-йога. - М.: София, 2003. - 288 с. .Датта Д., Чаттерджи С. Введение в индийскую философию. - М.: Издательство иностранной литературы, 1994. - 402 с. .Дешикачар Т. К. В. Сердце йоги. - К.: София, 2003. - 356 с. .Желябовская Л. В. Религии мира. Религии Индии. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. - 192 с. .Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под ред. Альбедиль М. и Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996. - 576 с. .История философии: учебник для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 736 с. .Йога-Сутра Патанджали. - М.: Издательство иностранной литературы, 2002. - 160 с. .Литман А. Д. Соврменная индийская философия. - М.: Мысль, 1985. - 400 с. .Мюллер М. Шесть систем индийской философии. - М.: Мысль, 1995. - 432 с. .Ошо. Йога, рождение индивидуальности. - СПб.: Весь, 2007. - 384 с. .Радхакришнан С. Индийская философия. - Ирпень: Издатель ООО «Радогост», 2005. - 552 с. .Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха-Йога-Прадипика. - М.: Ведантамала, 2007. 664 с. .Семенов Н. С. Философские традиции востока. - Минск: Европейский гуманитарный университет, 2004. - 304 с. .Томсон М. Восточная философия. - М.: Фаир-пресс, 2002. - 384 с. .Упанишады: В 3-х т. Т. I. - М.: Наука, Ладомир, 1991. - 654 с. .Ферштайн Г. Глубинное измерение йоги. - М.: Фаир-пресс, 2006. - 432 с. .Ферштайн Г. Энциклопедия йоги. - М.: Фаир-пресс, 2002. - 768 с. .Шива-Самхита. - К.: София, 1994. - 54 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|