Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интересен следующий случай из опыта работы психологов.




 

Взрыв полотна поезда «Москва – Грозный» 12.06.05 г.

Женщина выдавала истерическую реакцию. Она говорила о том, что она инсулинозависимая и, в связи с взрывом полотна, она не успевает к месту прибытия, что ей на завтра не хватит лекарства. С ней была девочка 4 лет. Выяснилось, что ее дочка не ела второй день. Пока мы занимались девочкой, которая довольно бойко рассказывала, что они с мамой ехали к бабушке в Санкт-Петербург, обнаружилось, что мама на вокзале уже два дня, опоздала при пересадке на свой поезд, денег с собой нет, но она выдавала такие реакции, каких не было даже у пассажиров взорванного поезда. Мама было доставлена к психиатру. Пока занимались ей, она не спросила ни разу про ребенка, не вспомнила, что перепоручила свой багаж совершенно незнакомому человеку.

 

Нервная дрожь.

 

Совершенно неконтролируемая нервная дрожь (дрожь не от холода), представляющая собой сбрасывание накопившегося напряжения и негативных эмоций.

Признаки:

- дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время

- сильное дрожание всего тела или отдельных его частей

Пример: в результате взрыва шахты погибли люди.

Ночью на опознание приехала женщина, она искала мужа. После посещения морга её начало трясти, так как на улице было холодно, психолог спросил её, не замерзла ли она. Женщина сказала что, похоже, да, и пошла за горячим чаем, но её трясло настолько сильно, что даже не удавалось поднести стакан с чаем ко рту. Находясь в отапливаемой палатке, дрожь не проходила, несмотря на то, что женщина согрелась. Психолог предложил оказать ей помощь, реакция была снята.

Помощь: Необходимо дрожь усилить! Для этого нужно взять пострадавшего за плечи и сильно резко потрясите в течение 10-15 секунд. В процессе обязательно разговаривайте с человеком, иначе он может воспринять это как нападение.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

По опыту работы, прежде всего, необходимо спросить пострадавшего: «Вам не холодно?». Если нет, предложить снять нервную дрожь, при этом, объяснив, что вы собираетесь предпринять и получить на это разрешение. Как правило, вслед за оказанием помощи одному человеку, просят сразу оказать ее и несколько других пострадавших.

Если данную реакцию остановить, то напряжение, оставшееся в теле, может стать причиной мышечных зажимов, болей и других болезней.

 

Страх.

 

Данная реакция способна побудить человека к бегству, агрессии, или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением [325].

 

 

 


Признаки:

- напряжение мышц (особенно лицевых)

- сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание

- сниженный контроль над собственным поведением

Пример: взрыв в шахте, повлекший за собой смерть людей. При опознании тела невеста одного из погибших, опознала лишь фрагмент его руки. Она боялась рассказать матери погибшего об этом и сказала, что его еще не нашли. Мать, в свою очередь, решила хоронить сына в открытом гробу. Девушка не знала, как сообщить ей о том, что из всех останков есть только рука. Два дня она приходила к моргу, ожидая, что поднимут еще фрагменты тел. Когда опознание начали, девушка не могла зайти в здание морга, приступы агрессии сменялись плачем навзрыд. Затем она уединялась от людей, подолгу сидела, не желая ни с кем разговаривать.

Помощь:

Если возможен физический контакт с пострадавшим.

1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку, положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс - это сигнал: «Я с тобой рядом, ты сейчас не один». При проявлении страха, у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. Чтобы его немного успокоить, можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же, он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он уже не один, а значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.

2. Предложите пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще всего у пострадавшего при страхе напряжены трапециевидные мышцы. Лёгкий массаж расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь.

3. Когда пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. Как мы уже говорили, зачастую активное слушание может помочь и поддержать пострадавшего. Человек почувствует, что его слышат и понимают.

4. Предложите пострадавшему найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран: «На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д.?» Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить или удалить его. Это позволяет почувствовать контроль над собственным страхом: «Попробуй увеличить образ страха на 1%, теперь уменьши на 2%» и т. д. Помогая пострадавшему визуализировать страх, помогая прочувствовать его в теле, локализовать, Вы тем самым поможете справиться с этим страхом.

5. Можно использовать технику «Вынесение страха вовне». После того, как пострадавший смог создать образ своего страха, попросите вынести его во вне. Расспросите его о том, какой это страх, его цвет, форма, структура, можно ли его потрогать. Далее спросите, что бы хотел пострадавший сделать с этим образом, чтобы не бояться его больше, например, изменить или уничтожить. Позвольте ему это сделать.

6. Используйте приемы саморегуляции.

7. Применяйте отвлекающие занятия.

8. С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины. Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребенком. Можно предложить ребенку «заговоренный» амулет, предварительно обыграв беседу в виде старинной легенды, сказки, заклинания. Можно предложить ребенку вспомнить любой сказочный, мультяшный или героический персонаж из фильма и попытаться его наиболее полно и ярко представить. Затем договориться с ребенком, что и днем, и ночью этот персонаж неотступно будет находиться рядом, оберегая и защищая его, помогая во всех делах.

Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности, поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает адекватным ситуации действиям. Например, человек может начать прятаться в опасном для жизни месте либо бежать неизвестно куда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...