Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социального обеспечения




Глава 1 ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

1. Понятие социального обеспечения

2. Природа социального обеспечения

3. Государственная система социального обеспечения и ее элементы

4. Правовые формы социального обеспечения

5. Виды социального обеспечения

6. Правовое регулирование дополнительных видов социального обеспечения

 

 

Понятие социального обеспечения

 

Развитие социального обеспечения в бывшем СССР от введения в 1918 г. всеобщего социального обеспечения тру­дящихся, затем - переход к социальному страхованию преимущественно рабочих и служащих и материальному обеспечению крестьян через крестьянские общества взаимо­помощи, в итоге к государственной системе социального обеспечения отразилось на разработке понятия «социаль­ное обеспечение». Предпринятая Л.В. Забелиным попытка определить социальное обеспечение как часть заработной платы рабочего класса оказалась неудачной. Законодатель­ство того периода широко использовало термин «социаль­ное обеспечение», точнее термин «социальное страхование», который, как отмечалось в литературе, отражал изменения в материальном обеспечении престарелых и нетрудоспособ­ных. Определенный вклад в раскрытие понятия социально­го обеспечения сделал Н.А. Семашко, который отнес к со­циальному обеспечению следующие виды материальных благ и услуг, получаемых гражданами от общества в безвоз­мездном порядке: медицинское обслуживание, пенсии и по­собия из государственного бюджета, систему мер социаль­но-культурного обслуживания, обеспечение членов коопе­ративно-колхозных организаций через фонды общественно­го потребления, обеспечение из средств общественных орга­низаций и систем взаимопомощи. Включая лечение и бесплатное медицинское обслуживание в виды социального обеспечения, Н.А. Семашко исходил из того, что зако­нодательство того времени наряду с обеспечением трудя­щихся средствами существования в случае болезни и увечья предусматривало и меры по восстановлению и страхованию здоровья трудящихся, регулируя их в единстве.

В узком смысле термин «социальное обеспечение» при­менял Е.И. Астрахан, который под социальным обеспече­нием понимал одну из правовых форм материального обес­печения граждан в старости и при нетрудоспособности за счет государственного фонда, образуемого из ассигнований государственного бюджета. Этого мнения придерживались и Н.Г. Александров и А.Е. Пашерстник.

Несколько позже (40-50-е годы) в СССР сформулиро­вано понятие социального обеспечения в широком смысле как системы «государственных и общественных меропри­ятий по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, по случаю потери кормильца и в других установленных законом случаях», причем государственное социальное страхование не-противопос­тавлялось социальному обеспечению и рассматривалось как его составная часть. В дальнейшем было раскрыто понятие социального обеспечения как экономической ка­тегории, определяющее его как совокупность «экономичес­ких отношений, возникающих в процессе распределения общественной части необходимого продукта и части при­бавочного продукта, предназначенных для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества»4. При этом в систему социального обеспечения наряду с содержа­нием и обслуживанием нетрудоспособных членов общества включалось предоставление бесплатной медицинской по­мощи и помощи семье. С учетом экономических аспектов Б.А. Ачаркан предложил считать социальное обеспечение «объединяющим понятием в различных регулируемых за­коном формах распределения и перераспределения части национального дохода, а также предоставления услуг в интересах обеспечения старости и нетрудоспособности. Решающий вклад в разработку понятия социального обеспечения в бывшем СССР сделал В. С. Андреев, кото­рый предложил с учетом многозначительности термина «социальное обеспечение* систему мероприятий по обеспе­чению в старости, инвалидности, болезни, в случае потери кормильца и в других установленных законом случаях называть не социальным обеспечением, а материальным обеспечением в старости и при нетрудоспособности. Исхо­дя из этого, В.С. Андреев позднее определил социальное обеспечение в СССР как совокупность «определенных со­циально-экономических мероприятий, связанных с обеспе­чением матери и ребенка, граждан в старости и при нетру­доспособности, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшим средством профилактики и восстановле­ния трудоспособности». Достоинством данного определе­ния является то, что в нем отразились целевая направлен­ность социального обеспечения и его сущность. Это опре­деление В.С. Андреева было воспринято в юридической ли­тературе.

Таким образом, в юридической и экономической лите­ратуре относительно понятия социального обеспечения в бывшем СССР было выработано две точки зрения. Сто­ронники первой под социальным обеспечением в широком смысле понимали систему государственных и обществен­ных мероприятий по материальному обеспечению граждан за счет средств всех общественных фондов потребления, предусмотренных для социального обеспечения в старости, при болезни, в случае инвалидности и смерти кормильца и в других установленных законом случаях. При этом в од­них случаях сторонники данной точки зрения сужали рам­ки этой системы государственных и общественных меро­приятий, другие, наоборот, пытались расширить ее рамки, включая наряду с материальным обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности и обеспечение путевка­ми в дома отдыха и санатории, обеспечение протезно-орто-педическими изделиями и средствами передвижения инва­лидов, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Под социальным обеспечением в узком смысле сторонники этой точки зрения понимали обеспечение граж­дан в старости и при нетрудоспособности за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, которое осу­ществляют государственные органы социального обеспече­ния. Сторонники второй точки зрения полагали, что термином «социальное обеспечение в широком смысле охватывается не только система государственных и общественных мероприятий, проводимых государством по материальному обеспечению граждан в старости и при не­трудоспособности за счет средств всех общественных фон­дов потребления, предусмотренных для социального обес­печения, но и мероприятия по бесплатному лечению и медицинскому обслуживанию, по оказанию помощи семье в воспитании детей за счет общества.

Этой же точки зрения придерживаются многие авторы, исследующие советское социальное обеспечение как эконо­мическую категорию.

Однако в теоретических разработках понятия социаль­ного обеспечения в бывшем СССР практически не отрази­лось развитие законодательства о здравоохранении. Если в первые годы Советской власти медицинское обслужива­ние относилось к видам социального страхования, то с 1937 г. в стране было введено бесплатное медицинское лечение и обслуживание всех граждан независимо от их правового положения, что свидетельствовало о возникно­вении системы здравоохранения. Ее законодательное закрепление в качестве самостоятельной системы в ст. 24 Конституции СССР 1977 г. означало, что мероприятия по бесплатному лечению и обслуживанию включаются в систему здравоохранения, а не в систему социального обес­печения.

Через систему здравоохранения путем оказания бес­платных услуг по медицинскому лечению и обслуживанию в то время бюджет граждан ограждался от значительных расходов, которые они несли бы в случае платности этих услуг.

Дело в том, что наряду с социальным обеспечением услуги по медицинскому лечению и обслуживанию широко предоставляются гражданам при их содержании и соци­альном обслуживании в домах-интернатах для престаре­лых и инвалидов, женщинам при беременности и родах, инвалидам при их протезировании и определении условий труда и в других случаях. Это обстоятельство обусловило (правильно, на наш взгляд) отнесение этих услуг от­дельными авторами в бывшем СССР и зарубежных стра­нах к видам социального обеспечения.

Причем некоторые авторы в подтверждение своих взглядов ссылались на рекомендации МОТ и МАСО о вклю­чении в структуру расходов на социальное обеспечение расходов на материальную помощь.

Яркое подтверждение этого - выработанное в зарубеж­ной правовой науке понятие социального обеспечения как «гарантии всего общества для всех его членов в поддержа­нии сносных условий жизни за счет перераспределения доходов». Цель его состоит в том, чтобы «нейтрализовать слепую несправедливость природы и экономической дея­тельности людей разумно планируемой справедливостью» или в страховании «против приостановки либо прекращения способности зарабатывать, а также для покрытия специальных расходов, возникающих в связи с рождени­ем, браком или смертью.

В бывшем СССР социальное обеспечение и здравоохра­нение действовали и развивались как самостоятельные системы. Характер и экономическая природа услуг по ме­дицинскому лечению и обслуживанию определялись тем, что их предоставление приближалось к распределению по потребностям, а социальное обеспечение, хотя и косвенно, отражало принцип распределения по труду. Если целью мероприятий по медицинскому обслуживанию было вос­становление нарушенной трудоспособности или предуп­реждение ее нарушения, обеспечение охраны здоровья тру­дящихся, то целью социального обеспечения являлось содержание за счет общества тех граждан, которые в силу своего возраста не относятся к экономически активному населению, оказание помощи семье, предоставление средств к жизни и возмещение утраченного заработка по­терявшим трудоспособность. Поэтому в соответствии со ст. 42 Конституции СССР 1977 г. бесплатная медицинс­кая помощь выступила одной из гарантий права граждан на охрану здоровья. В то же время система социального обеспечения гарантировала право граждан на материальное обеспечение в определенных случаях, закрепленное в ст. 43 Конституции, а также право на помощь семье в воспита­нии детей в соответствии со ст. 53 Конституции 1977 г.

При этом помощь семье в воспитании детей к социаль­ному обеспечению относилась лишь в тех видах, которые направлены на содержание и воспитание детей в детских учреждениях (той части, расходы в которой государство и колхозы взяли на себя), а также на выплаты пособий на рождение ребенка, предоставление пособий и льгот много­детным семьям и др. Поэтому термином «социальное обес­печение» в то время охватывались все формы осуществле­ния материального обеспечения граждан в старости, в слу­чае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и предоставление назван­ных видов помощи семье в воспитании детей.

В условиях государственного суверенитета Республики Беларусь необходимы более глубокие теоретические иссле­дования понятия социального обеспечения как правовой и экономической категории.

Рассматривая экономический аспект этого понятия, необходимо учитывать, что «экономические категории представляют собой теоретические абстракции обществен­ных отношений производства».

Социальное обеспечение в Республике Беларусь осуще­ствляется в соответствии с экономической необходимостью содержания за счет общества престарелых, больных, лиц, полностью или частично утративших трудоспособность или потерявших кормильца, а также в связи с потребнос­тью предоставления помощи в установленных случаях семье для создания по возможности равных условий для воспитания детей. Отсюда можно сделать вывод, что осно­ву социального обеспечения в Республике Беларусь состав­ляют экономические распределительные отношения, часть совокупных производственных отношений, являю­щихся базисом нашего государства. Его функционирова­ние в Республике Беларусь определено действием рыноч­ных экономических законов. Являясь формой распределе­ния части фондов потребления, социальное обеспечение в Республике Беларусь выполняет ряд экономических функ­ций (полное или частичное возмещение заработка в связи с наступлением старости, инвалидности, смерти кормиль­ца; компенсация в установленных случаях сверх заработ­ной платы повышенных расходов и другие). Таким обра­зом, сущность социального обеспечения в Республике Бе­ларусь как экономической категории заключается в том, что оно представляет собой часть экономических распре­делительных отношений, входящих в совокупность производственных отношений и составляющих экономи­ческий базис в Республике Беларусь. Эти отношения возникают при эквивалентном и безэквивалентном распреде­лении части фондов потребления, аккумулированных в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ранее - Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь) и фондах предприятий и колхозов, среди престарелых, больных, нетрудоспособных граждан и лиц, потерявших кормильца, а также среди многодетных и других семей граждан в многообразных формах и видах.

На современном этапе экономического развития Рес­публики Беларусь, когда уже не действует принцип «от каждого по способностям - каждому по труду, существу­ет объективная необходимость правового регулирования общественных отношений по созданию фондов потребле­ния за счет средств государства и граждан, предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, фер­меров и колхозов для целей социального обеспечения и их распределения.

Это регулирование осуществляется нормами права со­циального обеспечения, которое является правовой фор­мой, опосредствующей экономические отношения по созда­нию и распределению фондов социального обеспечения. Поэтому социальное обеспечение как правовую категорию можно определить как одну из сторон деятельности госу­дарства по правовому регулированию общественных отно­шений в сфере создания фондов для целей социального обеспечения и в сфере их распределения в различных пра­вовых формах и видах среди престарелых, больных, пол­ностью или частично утративших трудоспособность граждан и лиц, потерявших кормильца, а также среди многодетных, малообеспеченных и других семей граждан Республики Беларусь. Однако эта деятельность Республи­ки Беларусь не ограничена только регулированием на ос­нове права общественных отношений в сфере создания фондов для целей социального обеспечения и их распреде­ления. Эта деятельность включает разработку и принятие новых нормативно-правовых актов о социальном обеспе­чении, разработку перспективных мероприятий в области социального обеспечения и проведения их в жизнь, осуще­ствление деятельности по управлению социальным обеспечением и по подготовке кадров для системы органов социального обеспечения, а также правоохранительную деятельность. Совокупность всех видов указанной дея­тельности государства позволяет раскрыть правовой ас­пект понятия социального обеспечения в Республике Бе­ларусь. Исследуя понятие правового и экономического аспекта социального обеспечения Республики Беларусь, необходимо учитывать, что оно - лишь часть проводимых государственных социально-экономических мероприятий по социальной защите материального и культурного уров­ня жизни народа республики в условиях перехода к рыноч­ным отношениям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...