Понятие социального обеспечения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Глава 1 ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Понятие социального обеспечения 2. Природа социального обеспечения 3. Государственная система социального обеспечения и ее элементы 4. Правовые формы социального обеспечения 5. Виды социального обеспечения 6. Правовое регулирование дополнительных видов социального обеспечения
Понятие социального обеспечения
Развитие социального обеспечения в бывшем СССР от введения в 1918 г. всеобщего социального обеспечения трудящихся, затем - переход к социальному страхованию преимущественно рабочих и служащих и материальному обеспечению крестьян через крестьянские общества взаимопомощи, в итоге к государственной системе социального обеспечения отразилось на разработке понятия «социальное обеспечение». Предпринятая Л.В. Забелиным попытка определить социальное обеспечение как часть заработной платы рабочего класса оказалась неудачной. Законодательство того периода широко использовало термин «социальное обеспечение», точнее термин «социальное страхование», который, как отмечалось в литературе, отражал изменения в материальном обеспечении престарелых и нетрудоспособных. Определенный вклад в раскрытие понятия социального обеспечения сделал Н.А. Семашко, который отнес к социальному обеспечению следующие виды материальных благ и услуг, получаемых гражданами от общества в безвозмездном порядке: медицинское обслуживание, пенсии и пособия из государственного бюджета, систему мер социально-культурного обслуживания, обеспечение членов кооперативно-колхозных организаций через фонды общественного потребления, обеспечение из средств общественных организаций и систем взаимопомощи. Включая лечение и бесплатное медицинское обслуживание в виды социального обеспечения, Н.А. Семашко исходил из того, что законодательство того времени наряду с обеспечением трудящихся средствами существования в случае болезни и увечья предусматривало и меры по восстановлению и страхованию здоровья трудящихся, регулируя их в единстве.
В узком смысле термин «социальное обеспечение» применял Е.И. Астрахан, который под социальным обеспечением понимал одну из правовых форм материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности за счет государственного фонда, образуемого из ассигнований государственного бюджета. Этого мнения придерживались и Н.Г. Александров и А.Е. Пашерстник. Несколько позже (40-50-е годы) в СССР сформулировано понятие социального обеспечения в широком смысле как системы «государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, по случаю потери кормильца и в других установленных законом случаях», причем государственное социальное страхование не-противопоставлялось социальному обеспечению и рассматривалось как его составная часть. В дальнейшем было раскрыто понятие социального обеспечения как экономической категории, определяющее его как совокупность «экономических отношений, возникающих в процессе распределения общественной части необходимого продукта и части прибавочного продукта, предназначенных для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества»4. При этом в систему социального обеспечения наряду с содержанием и обслуживанием нетрудоспособных членов общества включалось предоставление бесплатной медицинской помощи и помощи семье. С учетом экономических аспектов Б.А. Ачаркан предложил считать социальное обеспечение «объединяющим понятием в различных регулируемых законом формах распределения и перераспределения части национального дохода, а также предоставления услуг в интересах обеспечения старости и нетрудоспособности. Решающий вклад в разработку понятия социального обеспечения в бывшем СССР сделал В. С. Андреев, который предложил с учетом многозначительности термина «социальное обеспечение* систему мероприятий по обеспечению в старости, инвалидности, болезни, в случае потери кормильца и в других установленных законом случаях называть не социальным обеспечением, а материальным обеспечением в старости и при нетрудоспособности. Исходя из этого, В.С. Андреев позднее определил социальное обеспечение в СССР как совокупность «определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и при нетрудоспособности, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшим средством профилактики и восстановления трудоспособности». Достоинством данного определения является то, что в нем отразились целевая направленность социального обеспечения и его сущность. Это определение В.С. Андреева было воспринято в юридической литературе.
Таким образом, в юридической и экономической литературе относительно понятия социального обеспечения в бывшем СССР было выработано две точки зрения. Сторонники первой под социальным обеспечением в широком смысле понимали систему государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению граждан за счет средств всех общественных фондов потребления, предусмотренных для социального обеспечения в старости, при болезни, в случае инвалидности и смерти кормильца и в других установленных законом случаях. При этом в одних случаях сторонники данной точки зрения сужали рамки этой системы государственных и общественных мероприятий, другие, наоборот, пытались расширить ее рамки, включая наряду с материальным обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности и обеспечение путевками в дома отдыха и санатории, обеспечение протезно-орто-педическими изделиями и средствами передвижения инвалидов, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Под социальным обеспечением в узком смысле сторонники этой точки зрения понимали обеспечение граждан в старости и при нетрудоспособности за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, которое осуществляют государственные органы социального обеспечения. Сторонники второй точки зрения полагали, что термином «социальное обеспечение в широком смысле охватывается не только система государственных и общественных мероприятий, проводимых государством по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности за счет средств всех общественных фондов потребления, предусмотренных для социального обеспечения, но и мероприятия по бесплатному лечению и медицинскому обслуживанию, по оказанию помощи семье в воспитании детей за счет общества.
Этой же точки зрения придерживаются многие авторы, исследующие советское социальное обеспечение как экономическую категорию. Однако в теоретических разработках понятия социального обеспечения в бывшем СССР практически не отразилось развитие законодательства о здравоохранении. Если в первые годы Советской власти медицинское обслуживание относилось к видам социального страхования, то с 1937 г. в стране было введено бесплатное медицинское лечение и обслуживание всех граждан независимо от их правового положения, что свидетельствовало о возникновении системы здравоохранения. Ее законодательное закрепление в качестве самостоятельной системы в ст. 24 Конституции СССР 1977 г. означало, что мероприятия по бесплатному лечению и обслуживанию включаются в систему здравоохранения, а не в систему социального обеспечения. Через систему здравоохранения путем оказания бесплатных услуг по медицинскому лечению и обслуживанию в то время бюджет граждан ограждался от значительных расходов, которые они несли бы в случае платности этих услуг. Дело в том, что наряду с социальным обеспечением услуги по медицинскому лечению и обслуживанию широко предоставляются гражданам при их содержании и социальном обслуживании в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, женщинам при беременности и родах, инвалидам при их протезировании и определении условий труда и в других случаях. Это обстоятельство обусловило (правильно, на наш взгляд) отнесение этих услуг отдельными авторами в бывшем СССР и зарубежных странах к видам социального обеспечения.
Причем некоторые авторы в подтверждение своих взглядов ссылались на рекомендации МОТ и МАСО о включении в структуру расходов на социальное обеспечение расходов на материальную помощь. Яркое подтверждение этого - выработанное в зарубежной правовой науке понятие социального обеспечения как «гарантии всего общества для всех его членов в поддержании сносных условий жизни за счет перераспределения доходов». Цель его состоит в том, чтобы «нейтрализовать слепую несправедливость природы и экономической деятельности людей разумно планируемой справедливостью» или в страховании «против приостановки либо прекращения способности зарабатывать, а также для покрытия специальных расходов, возникающих в связи с рождением, браком или смертью. В бывшем СССР социальное обеспечение и здравоохранение действовали и развивались как самостоятельные системы. Характер и экономическая природа услуг по медицинскому лечению и обслуживанию определялись тем, что их предоставление приближалось к распределению по потребностям, а социальное обеспечение, хотя и косвенно, отражало принцип распределения по труду. Если целью мероприятий по медицинскому обслуживанию было восстановление нарушенной трудоспособности или предупреждение ее нарушения, обеспечение охраны здоровья трудящихся, то целью социального обеспечения являлось содержание за счет общества тех граждан, которые в силу своего возраста не относятся к экономически активному населению, оказание помощи семье, предоставление средств к жизни и возмещение утраченного заработка потерявшим трудоспособность. Поэтому в соответствии со ст. 42 Конституции СССР 1977 г. бесплатная медицинская помощь выступила одной из гарантий права граждан на охрану здоровья. В то же время система социального обеспечения гарантировала право граждан на материальное обеспечение в определенных случаях, закрепленное в ст. 43 Конституции, а также право на помощь семье в воспитании детей в соответствии со ст. 53 Конституции 1977 г. При этом помощь семье в воспитании детей к социальному обеспечению относилась лишь в тех видах, которые направлены на содержание и воспитание детей в детских учреждениях (той части, расходы в которой государство и колхозы взяли на себя), а также на выплаты пособий на рождение ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям и др. Поэтому термином «социальное обеспечение» в то время охватывались все формы осуществления материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и предоставление названных видов помощи семье в воспитании детей.
В условиях государственного суверенитета Республики Беларусь необходимы более глубокие теоретические исследования понятия социального обеспечения как правовой и экономической категории. Рассматривая экономический аспект этого понятия, необходимо учитывать, что «экономические категории представляют собой теоретические абстракции общественных отношений производства». Социальное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с экономической необходимостью содержания за счет общества престарелых, больных, лиц, полностью или частично утративших трудоспособность или потерявших кормильца, а также в связи с потребностью предоставления помощи в установленных случаях семье для создания по возможности равных условий для воспитания детей. Отсюда можно сделать вывод, что основу социального обеспечения в Республике Беларусь составляют экономические распределительные отношения, часть совокупных производственных отношений, являющихся базисом нашего государства. Его функционирование в Республике Беларусь определено действием рыночных экономических законов. Являясь формой распределения части фондов потребления, социальное обеспечение в Республике Беларусь выполняет ряд экономических функций (полное или частичное возмещение заработка в связи с наступлением старости, инвалидности, смерти кормильца; компенсация в установленных случаях сверх заработной платы повышенных расходов и другие). Таким образом, сущность социального обеспечения в Республике Беларусь как экономической категории заключается в том, что оно представляет собой часть экономических распределительных отношений, входящих в совокупность производственных отношений и составляющих экономический базис в Республике Беларусь. Эти отношения возникают при эквивалентном и безэквивалентном распределении части фондов потребления, аккумулированных в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ранее - Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь) и фондах предприятий и колхозов, среди престарелых, больных, нетрудоспособных граждан и лиц, потерявших кормильца, а также среди многодетных и других семей граждан в многообразных формах и видах. На современном этапе экономического развития Республики Беларусь, когда уже не действует принцип «от каждого по способностям - каждому по труду, существует объективная необходимость правового регулирования общественных отношений по созданию фондов потребления за счет средств государства и граждан, предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, фермеров и колхозов для целей социального обеспечения и их распределения. Это регулирование осуществляется нормами права социального обеспечения, которое является правовой формой, опосредствующей экономические отношения по созданию и распределению фондов социального обеспечения. Поэтому социальное обеспечение как правовую категорию можно определить как одну из сторон деятельности государства по правовому регулированию общественных отношений в сфере создания фондов для целей социального обеспечения и в сфере их распределения в различных правовых формах и видах среди престарелых, больных, полностью или частично утративших трудоспособность граждан и лиц, потерявших кормильца, а также среди многодетных, малообеспеченных и других семей граждан Республики Беларусь. Однако эта деятельность Республики Беларусь не ограничена только регулированием на основе права общественных отношений в сфере создания фондов для целей социального обеспечения и их распределения. Эта деятельность включает разработку и принятие новых нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, разработку перспективных мероприятий в области социального обеспечения и проведения их в жизнь, осуществление деятельности по управлению социальным обеспечением и по подготовке кадров для системы органов социального обеспечения, а также правоохранительную деятельность. Совокупность всех видов указанной деятельности государства позволяет раскрыть правовой аспект понятия социального обеспечения в Республике Беларусь. Исследуя понятие правового и экономического аспекта социального обеспечения Республики Беларусь, необходимо учитывать, что оно - лишь часть проводимых государственных социально-экономических мероприятий по социальной защите материального и культурного уровня жизни народа республики в условиях перехода к рыночным отношениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|