Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие дополнительных видов социального обеспечения




Социальным обеспечением охватываются все правовые формы обеспечения граждан Республики Беларусь в старо­сти, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, а также потери кормильца и предоставле­ния помощи семье в воспитании детей. Единая система социального обеспечения, существующая в нашей стране, характеризуется внутренней дифференцированностью на формы и виды социального обеспечения. Правовые формы и виды социального обеспечения взаимодействуют, однако они относительно обособленны, а поэтому не являются аб­солютно тождественными.

Система социального обеспечения очень динамична. Для нее характерны возможность внутренней перестрой­ки, развитие, реагирование на изменение общественных отношений, а соответственно изменяющиеся нужды в со­циальном обеспечении отдельных категорий граждан. Принятие новых законов и подзаконных актов о социаль­ном обеспечении граждан приводит к изменениям в содер­жании правового регулирования общественных отноше­ний по социальному обеспечению. Это в свою очередь вы­зывает перестройку в составе элементов системы социаль­ного обеспечения. С принятием Республикой Беларусь Дек­ларации о суверенитете, Закона «О пенсионном обеспече­нии» из действующей системы правовых форм социально­го обеспечения выпали централизованный Союзный фонд социального обеспечения и централизованный Союзный фонд социального страхования колхозников. Государ­ственное социальное страхование рабочих и служащих и социальное страхование колхозников в настоящее время производятся из единого Фонда социальной защиты насе­ления. Введена единая система пенсионного обеспечения рабочих, служащих, колхозников.

Возможность внутренней перестройки элементов позво­ляет системе социального обеспечения быть устойчивой и в то же время динамичной и совершенствующейся. В на­стоящее время основная градация правовых форм социаль­ного обеспечения проводится главным образом не по при­знакам особенностей в правовом положении отдельных категорий трудящихся. Это обусловлено различными фор­мами собственности, и сейчас введены единые системы государственного социального страхования, система пен­сионного обеспечения рабочих, служащих, колхозников, членов кооперативов, граждан, занимающихся предприни­мательской и другими видами трудовой деятельности.

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспече­нии», принятый на сессии Верховного Совета Республики Беларусь 17 апреля 1992 г., предусматривает образование единого Фонда социальной защиты населения как для ра­бочих, служащих, колхозников, так и для граждан, зани­мающихся предпринимательской деятельностью. Фонд социальной защиты населения (ст. 6 Закона) не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь, формируется за счет взносов работодателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Республики Бе­ларусь.

В бюджет социального обеспечения входят:

· средства государственного социального страхования;

· пенсионного фонда;

· прямые ассигнования из государственного бюджета.

Пособия по безработице выплачиваются из Государ­ственного фонда содействия занятости. Социальное обеспе­чение за счет специальных, внутренних фондов предприя­тий и организаций, а также за счет специальных децентра­лизованных фондов местных органов власти, можно отнес­ти к дополнительным видам социального обеспечения.

Единую систему социального обеспечения следует под­разделять на централизованную и децентрализованную.

К децентрализованной системе социального обеспече­ния можно отнести средства обеспечения за счет внутри-колхозных фондов социального обеспечения и матери­альной помощи. Подобные фонды создаются в коммерчес­ких предприятиях, обществах, а также за счет средств, принадлежащих местным бюджетам, направляемых на социальное обеспечение граждан, и средств благотвори­тельных фондов. Социальное обеспечение из этих фондов является дополнительным к основному.

Составной частью общественных отношений, урегу­лированных нормами права социального обеспечения Республики Беларусь, являются отношения по социальному обеспечению, социальному страхованию и социальной помощи населению. Отдельные отношения по социально­му обеспечению определенных категорий трудящихся обнаруживают свои индивидуальные, специфические осо­бенности.

Так, в уставах конкретных предприятий и обществ предусмотрено право участников по решению общих собра­ний производить доплаты ко всем видам пенсий, оказы­вать своим членам материальную помощь, выделять сред­ства на строительство санаториев, домов отдыха, пионер­ских лагерей и домов для инвалидов и престарелых.

Предприятия из части своих доходов создают де­централизованные общественные фонды потребления для социального обеспечения своих членов.

Государство путем рекомендаций обеспечивает возмож­ность предприятиям, местным органам власти самим уста­навливать порядок и условия назначения и выплат допол­нительных видов социального обеспечения. В ст. 269 ТК Республики Беларусь установлено, что «наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории или дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а так­же оказывать им материальную помощь».

В ст. 270 ТК Республики Беларусь указывается, что «наниматели, широко применяющие труд женщин, по сво­ей инициативе, а также в случаях, предусмотренных зако­нодательством или коллективным договором, организуют детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей и личной гигиены женщин.

Имеется, таким образом, значительная группа право­вых норм, посредством которых наше государство реко­мендует субъектам права и правоотношений по социально­му обеспечению расширить границы возможного и долж­ного поведения по обеспечению граждан дополнительными видами социального обеспечения, роль которых особенно возрастает в период рыночных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...