Понятие дополнительных видов социального обеспечения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Социальным обеспечением охватываются все правовые формы обеспечения граждан Республики Беларусь в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и предоставления помощи семье в воспитании детей. Единая система социального обеспечения, существующая в нашей стране, характеризуется внутренней дифференцированностью на формы и виды социального обеспечения. Правовые формы и виды социального обеспечения взаимодействуют, однако они относительно обособленны, а поэтому не являются абсолютно тождественными. Система социального обеспечения очень динамична. Для нее характерны возможность внутренней перестройки, развитие, реагирование на изменение общественных отношений, а соответственно изменяющиеся нужды в социальном обеспечении отдельных категорий граждан. Принятие новых законов и подзаконных актов о социальном обеспечении граждан приводит к изменениям в содержании правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению. Это в свою очередь вызывает перестройку в составе элементов системы социального обеспечения. С принятием Республикой Беларусь Декларации о суверенитете, Закона «О пенсионном обеспечении» из действующей системы правовых форм социального обеспечения выпали централизованный Союзный фонд социального обеспечения и централизованный Союзный фонд социального страхования колхозников. Государственное социальное страхование рабочих и служащих и социальное страхование колхозников в настоящее время производятся из единого Фонда социальной защиты населения. Введена единая система пенсионного обеспечения рабочих, служащих, колхозников.
Возможность внутренней перестройки элементов позволяет системе социального обеспечения быть устойчивой и в то же время динамичной и совершенствующейся. В настоящее время основная градация правовых форм социального обеспечения проводится главным образом не по признакам особенностей в правовом положении отдельных категорий трудящихся. Это обусловлено различными формами собственности, и сейчас введены единые системы государственного социального страхования, система пенсионного обеспечения рабочих, служащих, колхозников, членов кооперативов, граждан, занимающихся предпринимательской и другими видами трудовой деятельности. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», принятый на сессии Верховного Совета Республики Беларусь 17 апреля 1992 г., предусматривает образование единого Фонда социальной защиты населения как для рабочих, служащих, колхозников, так и для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Фонд социальной защиты населения (ст. 6 Закона) не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь, формируется за счет взносов работодателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Республики Беларусь. В бюджет социального обеспечения входят: · средства государственного социального страхования; · пенсионного фонда; · прямые ассигнования из государственного бюджета. Пособия по безработице выплачиваются из Государственного фонда содействия занятости. Социальное обеспечение за счет специальных, внутренних фондов предприятий и организаций, а также за счет специальных децентрализованных фондов местных органов власти, можно отнести к дополнительным видам социального обеспечения. Единую систему социального обеспечения следует подразделять на централизованную и децентрализованную.
К децентрализованной системе социального обеспечения можно отнести средства обеспечения за счет внутри-колхозных фондов социального обеспечения и материальной помощи. Подобные фонды создаются в коммерческих предприятиях, обществах, а также за счет средств, принадлежащих местным бюджетам, направляемых на социальное обеспечение граждан, и средств благотворительных фондов. Социальное обеспечение из этих фондов является дополнительным к основному. Составной частью общественных отношений, урегулированных нормами права социального обеспечения Республики Беларусь, являются отношения по социальному обеспечению, социальному страхованию и социальной помощи населению. Отдельные отношения по социальному обеспечению определенных категорий трудящихся обнаруживают свои индивидуальные, специфические особенности. Так, в уставах конкретных предприятий и обществ предусмотрено право участников по решению общих собраний производить доплаты ко всем видам пенсий, оказывать своим членам материальную помощь, выделять средства на строительство санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и домов для инвалидов и престарелых. Предприятия из части своих доходов создают децентрализованные общественные фонды потребления для социального обеспечения своих членов. Государство путем рекомендаций обеспечивает возможность предприятиям, местным органам власти самим устанавливать порядок и условия назначения и выплат дополнительных видов социального обеспечения. В ст. 269 ТК Республики Беларусь установлено, что «наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории или дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь». В ст. 270 ТК Республики Беларусь указывается, что «наниматели, широко применяющие труд женщин, по своей инициативе, а также в случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором, организуют детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей и личной гигиены женщин. Имеется, таким образом, значительная группа правовых норм, посредством которых наше государство рекомендует субъектам права и правоотношений по социальному обеспечению расширить границы возможного и должного поведения по обеспечению граждан дополнительными видами социального обеспечения, роль которых особенно возрастает в период рыночных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|