Природа социального обеспечения
Любое научное понятие, являясь средством отражения действительности, обобщает лишь существенные стороны и признаки явлений. Поэтому и в рассмотренных понятиях социального обеспечения отразились только основные его черты, поскольку сущность социального обеспечения наиболее полно отражает его природа. Фонды, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение граждан в Республике Беларусь, с экономической точки зрения представляют собой часть национального дохода, предназначенную для потребления. Фонд потребления в Республике Беларусь состоит из двух частей: · фонда оплаты по труду; · общественных фондов потребления. Распределение по труду части фонда потребления в условиях перехода республики к рыночной экономике так же как и раньше является объективной необходимостью. Пока оплата по труду остается основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей большинства трудящихся республики, хотя многие граждане уже являются собственниками предприятий, ведут фермерское хозяйство, осуществляют предпринимательскую деятельность и так далее. Они сами себе зарабатывают на жизнь, не получая при этом заработной платы. Вместе с тем распределение по труду индивидуального фонда потребления и предпринимательские доходы приводят к большому неравенству в материальном положении трудящихся вследствие различий в размере доходов семьи. Поэтому государство не может поставить удовлетворение интеллектуальных и социальных потребностей граждан в полную зависимость только от их доходов. Наряду с распределением по труду в республике существует и форма распределения через общественные фонды потребления.
Названные формы распределения действуют одновременно и дополняют одна другую. Еще до распада Союза ССР и образования Республики Беларусь как самостоятельного государства считалось общепризнанным мнение о том, что в результате распределения определенной доли материальных, духовных и социально-культурных благ через общественные фонды потребления, т.е. независимо от трудового вклада каждого отдельного члена общества, планомерно изменялась и выравнивалась структура потребления различных слоев населения. При этом создавались необходимые, равные для всех условия для получения образования, повышения производственной квалификации, совершенствования культурно-технического уровня. Теперь стало ясно, что это была иллюзия, самообман. В настоящее время, когда Республика Беларусь вступила на путь рыночных отношений, часть национального дохода государство также вынуждено направлять на цели здравоохранения, социального обеспечения. Однако посильный вклад в создание таких фондов социального обеспечения вносят и работающие граждане. Из их заработка удерживается 1 % в Фонд социальной защиты населения. Увеличен процент отчислений предприятий всех форм собственности на цели социального обеспечения, увеличились налоги на прибыль, отчисляются суммы в Фонд занятости населения Республики Беларусь. Поскольку в формировании республиканских фондов социального обеспечения участвуют предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, то большую часть своих потребностей все они удовлетворяют за счет средств республиканских фондов потребления, образуемых централизованно. Эти средства идут на здравоохранение, образование, на выплату пособий одиноким и многодетным матерям, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства I и II группы, а в некоторых случаях и на пенсионное обеспечение и социальное страхование. Наряду с государственными фондами в республике предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности создаются для таких же целей фонды, которые распределяются только среди работников данного предприятия и членов их семей. Однако предприятия всех форм собственности относительно обособлены не только от государства, но и друг от друга. Поэтому фонды потребления, образуемые на предприятиях, в кооперативах и колхозах выполняют многообразные функции. Эти фонды могут выступать и как источник социального обеспечения и социального страхования своих работников, и как источник расходов на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, на образование и др. Поэтому фонды потребления предприятий всех форм собственности в совокупности с государственными централизованными источниками финансирования создают условия для введения для работников и их семей дополнительных видов социального обеспечения.
Следовательно, средства социального обеспечения в Республике Беларусь - это значительная часть общественных фондов потребления, образуемых централизованно в масштабе республики и децентрализовано на предприятиях и в колхозах. Поэтому социальное обеспечение в Республике Беларусь является формой удовлетворения материальных потребностей граждан и их семей за счет внебюджетных фондов социального обеспечения, средств государственного бюджета и дополнительных источников, формируемых за счет средств предприятий всех форм собственности. Это форма материального обеспечения и тех граждан, у которых вследствие старости, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца прекращается или уменьшается возможность получать средства к жизни на основе оплаты по труду, а также форма возмещения дополнительных расходов, возникающих в связи с рождением ребенка, смертью, многодетностью, необходимостью санаторно-курортного лечения и отдыха, протезирования и в других случаях. Важнейшей экономической особенностью социального обеспечения в Республике Беларусь служит то, что оно не является вознаграждением за труд. Будучи частью совокупного общественного продукта, оплата труда работников есть форма возмещения затрат необходимого труда. За данное количество и качество затраченного труда работнику назначается соответствующий размер оплаты труда. Следовательно, в основе оплаты труда работников лежит возмездное начало. Экономические распределительные отношения, лежащие в основе социального обеспечения в Республике Беларусь, в отличие от экономических распределительных отношений, лежащих в основе оплаты труда работника, не могут быть основаны на принципе возмездности, поскольку выплата соответствующего вида и размера пенсий, пособий гражданам республики, оказание им услуг, льгот, предоставление натуральных материальных благ в качестве социального обеспечения не обусловлены взаимностью со стороны гражданина.
Все виды социального обеспечения, на которые у граждан возникает право, предоставляются им во многом бесплатно. Когда мы говорим «бесплатное» образование, «бесплатное» лечение, «бесплатная» путевка, пенсия и пособие, то в определенном смысле это, безусловно, правильно. Гражданину республики нет нужды тратить свои средства, если он, например, заболел, если ребенка надо отдать в школу, если он получает пенсию, пособие. Но кто-то ведь должен оплачивать труд учителя, врача, расходы на содержание школ, больниц и т.д. Расходы несет государство, сами предприятия. Сегодня из заработной платы каждого работника - рабочего, служащего, колхозника и т.д. взимается 1 % заработка в Фонд социальной защиты населения. Есть уже хозрасчетные поликлиники и больницы. Надо оплачивать и часть расходов за содержание детей в яслях и детских садах. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение в Республике Беларусь для граждан уже не бесплатное, за него нужно платить. Бесплатно оно лишь в той части, за которую не нужно платить. Из этого следует, что социальное обеспечение в наглей республике осуществляется за счет национального дохода, создаваемого трудом народа, в той части, которая направляется в централизованные фонды потребления, а также доходов предприятий всех форм собственности, расходуемых на эти цели.
Среди факторов, влияющих на дальнейшее повышение эффективности общественного производства в Республике Беларусь, определенная роль принадлежит социальному обеспечению граждан. Поскольку в основе социального обеспечения в Беларуси лежат экономические распределительные отношения, входящие в совокупность производственных отношений, составляющих экономический базис, эти распределительные отношения (в системе отношений в сфере распределения общественных фондов потребления) активно воздействуют на само производство. Этим и определяется роль социального обеспечения в повышении эффективности общественного производства. Предоставление социального обеспечения в многообразных видах и формах гражданам республики является значительным стимулом повышения производительности труда, так как уровень социального обеспечения находится в прямой зависимости от эффективности производства. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает обратное воздействие на повышение эффективности производства, поскольку размер пенсий и некоторых пособий соизмеряется с прошлым и настоящим заработком граждан, что отражается на повышении их заинтересованности в результатах труда. В определенной мере социальное обеспечение позволяет создать благоприятные условия для широкого участия пенсионеров в общественном производстве, способствует сохранению трудовых ресурсов, что также отражается на повышении эффективности производства. Но, несмотря на то что в социальном обеспечении отражается в определенной степени принцип распределения по труду, все же в нем отсутствуют взаимные начала, на что в юридической литературе указывали многие авторы. Все виды социального обеспечения в республике являются пока фактически односторонними выплатами, услугами, льготами и натуральными материальными благами. Их назначение и выплата в качестве видов социального обеспечения не обусловлены совершением каких-либо действий со стороны получателя, кроме взносов в размере 1 % заработка в Фонд социальной защиты населения, размер которых прямо не соизмерим с затратами труда. Таким образом, все виды социального обеспечения в республике в основном являются бесплатными. Обеспечивая граждан в старости, в случаях нетрудоспособности, оказывая помощь их семьям в воспитании детей, государство, предприятия всех видов собственности не привлекают средств самих граждан из их трудовых доходов для создания фондов на цели социального обеспечения. За исключением 1 %, указанного выше, эти фонды образуются за счет средств государства, предприятий всех видов собственности. Это значит, что все виды социального обеспечения, которыми обеспечиваются граждане в предусмотренных законодательством случаях, в отличие от оплаты труда носят алиментарный характер (Алиментарный (мед.) - зависимый от питания, связанный с питанием).
В юридической литературе общепризнано понятие алиментарности пенсий, пособий и других видов социального обеспечения. Этим понятием пользовались В.С. Андреев, В.А. Ачаркан и другие ученые. При этом большинство авторов к числу алиментарных относили все виды социального обеспечения, которыми граждане бывшего Союза ССР обеспечивались в установленных случаях за счет средств общественных фондов потребления. Однако В.А. Ачаркан к числу алиментарных относил лишь немногие виды социального обеспечения, отрицая алиментарный характер большинства других. Он полагал, что чисто алиментарным обеспечением являются лишь выплаты за счет средств социального обеспечения лицам, не имеющим права на государственные пенсии, при отсутствии у них источников доходов и родственников, обязанных по закону их содержать (пособия инвалидам с детства I и II группы, пособия инвалидам I и II группы). Поскольку право на этот вид обеспечения и его размер не зависели от прошлой общественно-полезной деятельности, В.А. Ачаркан сделал вывод, что только в этом случае в обеспечении престарелых и нетрудоспособных граждан бывшего СССР нет элементов вознаграждения за труд. Говоря о природе обеспечения граждан в бывшем СССР пенсиями, пособиями за счет средств общественных фондов потребления, Н.Г. Александров подчеркивал, что это «обеспечение осуществляется на принципе социально-алиментарного обеспечения в старости, инвалидности, в случае болезни». Развивая эту мысль, А.Д. Зайкин пенсию рассматривает не просто как выплату алиментарного характера, а как выплату социально-алиментарного характера. И.О. Андреев, употребляя термин «алиментарный характер» применительно к отношениям, составляющим предмет правового регулирования права социального обеспечения, имел в виду не только отношения по обеспечению граждан СССР в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Конечно, дело не в названии - алиментарный или социально-алиментарный характер носили анализируемые отношения. Алиментарный характер всех видов социального обеспечения, видимо, следует рассматривать в двух смыслах - физическом и правовом. Под алиментарностью в физическом смысле понимаются достаточность и необходимость конкретных видов материального обеспечения для сохранения и обеспечения жизнеспособности человека. С правовой точки зрения признак алиментарности отдельных видов обеспечения указывает направленность действий на сохранение жизнеспособности человека. В зависимости от его субъекта она может включать только часть общественных отношений по социальному обеспечению, носящих алиментарный характер. К их числу, по нашему мнению, относятся и отношения, возникающие не только с утратой гражданами трудоспособности и поэтому невозможностью получить средства к жизни через оплату по труду, но и отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, при обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения. Сюда относятся и отношения, возникающие при обеспечении граждан путевками в санатории и дома отдыха, а также отношения по содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях, по оказанию помощи семье в различных видах и формах. Все эти отношения носят алиментарный характер еще и потому, что субъектом, обязанным предоставлять все перечисленные виды социального обеспечения, выступают государство в лице государственных органов социального обеспечения или по поручению государства - профессиональные союзы, а также предприятия всех форм собственности, кооперативы и колхозы. Поэтому применительно ко всем видам социального обеспечения в Республике Беларусь их алиментарный характер следует рассматривать как почти безэквивалентное (безвозмездное) предоставление гражданам и их семьям денежных (пенсии, пособия, доплаты, надбавки) и натуральных (протезирование, средства передвижения для инвалидов и т.д.) материальных благ, а также услуг и льгот государством, предприятиями всех видов собственности в целях обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и оказания помощи семье в воспитании детей почти без совершения ответных действий со стороны обеспечиваемых по образованию фондов социального обеспечения. Таким образом, в условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям социальное обеспечение является важнейшей конституционной, экономической и правовой категорией. Его основу составляют экономические отношения в сфере создания и почти безэквивалентного распределения фондов социального обеспечения. Его функционирование вытекает из действия экономических законов. Оно осуществляется за счет средств национального дохода, создаваемого совокупным трудом всех граждан страны, и доходов колхозов и предприятий независимо от формы собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан. Государственный бюджет, Фонд социальной защиты населения, фонды всех предприятий служат материальным гарантом и условием реализации гражданами Республики Беларусь важнейших социально-экономических прав, одним из которых является право на пенсии, пособия и другие виды социального обеспечения. При помощи системы социального обеспечения в известной мере обеспечивается социальная защищенность пенсионеров и самих граждан в условиях рыночных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|