Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа социального обеспечения




 

Любое научное понятие, являясь средством отражения действительности, обобщает лишь существенные стороны и признаки явлений. Поэтому и в рассмотренных поняти­ях социального обеспечения отразились только основные его черты, поскольку сущность социального обеспечения наиболее полно отражает его природа.

Фонды, за счет средств которых осуществляется соци­альное обеспечение граждан в Республике Беларусь, с эко­номической точки зрения представляют собой часть наци­онального дохода, предназначенную для потребления. Фонд потребления в Республике Беларусь состоит из двух частей:

· фонда оплаты по труду;

· общественных фондов потребления.

Распределение по труду части фонда потребления в условиях перехода республики к рыночной экономике так же как и раньше является объективной необходимостью.

Пока оплата по труду остается основным источником удов­летворения материальных и культурных потребностей большинства трудящихся республики, хотя многие граж­дане уже являются собственниками предприятий, ведут фермерское хозяйство, осуществляют предприниматель­скую деятельность и так далее.

Они сами себе зарабатывают на жизнь, не получая при этом заработной платы. Вместе с тем распределение по труду индивидуального фонда потребления и предпри­нимательские доходы приводят к большому неравенству в материальном положении трудящихся вследствие разли­чий в размере доходов семьи. Поэтому государство не мо­жет поставить удовлетворение интеллектуальных и соци­альных потребностей граждан в полную зависимость толь­ко от их доходов. Наряду с распределением по труду в республике существует и форма распределения через обще­ственные фонды потребления.

Названные формы распределения действуют одновре­менно и дополняют одна другую. Еще до распада Союза ССР и образования Республики Беларусь как самостоя­тельного государства считалось общепризнанным мнение о том, что в результате распределения определенной доли материальных, духовных и социально-культурных благ через общественные фонды потребления, т.е. независимо от трудового вклада каждого отдельного члена общества, планомерно изменялась и выравнивалась структура по­требления различных слоев населения. При этом создава­лись необходимые, равные для всех условия для получе­ния образования, повышения производственной квалифи­кации, совершенствования культурно-технического уров­ня. Теперь стало ясно, что это была иллюзия, самообман.

В настоящее время, когда Республика Беларусь всту­пила на путь рыночных отношений, часть национального дохода государство также вынуждено направлять на цели здравоохранения, социального обеспечения. Однако по­сильный вклад в создание таких фондов социального обес­печения вносят и работающие граждане. Из их заработка удерживается 1 % в Фонд социальной защиты населения.

Увеличен процент отчислений предприятий всех форм соб­ственности на цели социального обеспечения, увеличились налоги на прибыль, отчисляются суммы в Фонд занятости населения Республики Беларусь.

Поскольку в формировании республиканских фондов социального обеспечения участвуют предприятия раз­личных организационно-правовых форм и форм собствен­ности, то большую часть своих потребностей все они удов­летворяют за счет средств республиканских фондов потреб­ления, образуемых централизованно. Эти средства идут на здравоохранение, образование, на выплату пособий одино­ким и многодетным матерям, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства I и II группы, а в некоторых случаях и на пенсионное обеспечение и социальное страхование. Наряду с государственными фондами в республике пред­приятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности создаются для таких же целей фонды, которые распределяются только среди работников данного предприятия и членов их семей. Однако предприятия всех форм собственности относительно обособлены не только от государства, но и друг от друга. Поэтому фонды потребления, образуемые на предприятиях, в кооперати­вах и колхозах выполняют многообразные функции. Эти фонды могут выступать и как источник социального обес­печения и социального страхования своих работников, и как источник расходов на медицинское обслуживание и са­наторно-курортное лечение, на образование и др. Поэтому фонды потребления предприятий всех форм собственности в совокупности с государственными централизованными источниками финансирования создают условия для введе­ния для работников и их семей дополнительных видов со­циального обеспечения.

Следовательно, средства социального обеспечения в Республике Беларусь - это значительная часть обще­ственных фондов потребления, образуемых централи­зованно в масштабе республики и децентрализовано на предприятиях и в колхозах. Поэтому социальное обеспечение в Республике Беларусь является формой удовлетворения материальных потребностей граждан и их семей за счет внебюджетных фондов социального обеспечения, средств государственного бюджета и дополнительных источников, формируемых за счет средств предприятий всех форм собственности.

Это форма материального обеспечения и тех граждан, у которых вследствие старости, болезни, полной или частич­ной утраты трудоспособности, а также потери кормильца прекращается или уменьшается возможность получать средства к жизни на основе оплаты по труду, а также форма возмещения дополнительных расходов, возникающих в связи с рождением ребенка, смертью, многодетностью, необходимостью санаторно-курортного лечения и отдыха, протезирования и в других случаях.

Важнейшей экономической особенностью социального обеспечения в Республике Беларусь служит то, что оно не является вознаграждением за труд. Будучи частью сово­купного общественного продукта, оплата труда работни­ков есть форма возмещения затрат необходимого труда. За данное количество и качество затраченного труда работни­ку назначается соответствующий размер оплаты труда. Следовательно, в основе оплаты труда работников лежит возмездное начало. Экономические распределительные от­ношения, лежащие в основе социального обеспечения в Республике Беларусь, в отличие от экономических распре­делительных отношений, лежащих в основе оплаты труда работника, не могут быть основаны на принципе возмездности, поскольку выплата соответствующего вида и раз­мера пенсий, пособий гражданам республики, оказание им услуг, льгот, предоставление натуральных материальных благ в качестве социального обеспечения не обусловлены взаимностью со стороны гражданина.

Все виды социального обеспечения, на которые у граж­дан возникает право, предоставляются им во многом бес­платно. Когда мы говорим «бесплатное» образование, «бес­платное» лечение, «бесплатная» путевка, пенсия и посо­бие, то в определенном смысле это, безусловно, правильно.

Гражданину республики нет нужды тратить свои средства, если он, например, заболел, если ребенка надо отдать в школу, если он получает пенсию, пособие. Но кто-то ведь должен оплачивать труд учителя, врача, расходы на содер­жание школ, больниц и т.д. Расходы несет государство, сами предприятия. Сегодня из заработной платы каждого работника - рабочего, служащего, колхозника и т.д. взи­мается 1 % заработка в Фонд социальной защиты населе­ния. Есть уже хозрасчетные поликлиники и больницы. Надо оплачивать и часть расходов за содержание детей в яслях и детских садах. Поэтому в широком смысле со­циальное обеспечение в Республике Беларусь для граждан уже не бесплатное, за него нужно платить. Бесплатно оно лишь в той части, за которую не нужно платить. Из этого следует, что социальное обеспечение в наглей респуб­лике осуществляется за счет национального дохода, созда­ваемого трудом народа, в той части, которая направляется в централизованные фонды потребления, а также доходов предприятий всех форм собственности, расходуемых на эти цели.

Среди факторов, влияющих на дальнейшее повышение эффективности общественного производства в Республике Беларусь, определенная роль принадлежит социальному обеспечению граждан. Поскольку в основе социального обеспечения в Беларуси лежат экономические распредели­тельные отношения, входящие в совокупность производ­ственных отношений, составляющих экономический ба­зис, эти распределительные отношения (в системе отноше­ний в сфере распределения общественных фондов потреб­ления) активно воздействуют на само производство. Этим и определяется роль социального обеспечения в повыше­нии эффективности общественного производства. Предос­тавление социального обеспечения в многообразных видах и формах гражданам республики является значительным стимулом повышения производительности труда, так как уровень социального обеспечения находится в прямой за­висимости от эффективности производства.

В свою очередь, социальное обеспечение оказывает об­ратное воздействие на повышение эффективности производ­ства, поскольку размер пенсий и некоторых пособий соиз­меряется с прошлым и настоящим заработком граждан, что отражается на повышении их заинтересованности в результатах труда. В определенной мере социальное обеспе­чение позволяет создать благоприятные условия для широ­кого участия пенсионеров в общественном производстве, способствует сохранению трудовых ресурсов, что также от­ражается на повышении эффективности производства. Но, несмотря на то что в социальном обеспечении отражается в определенной степени принцип распределения по труду, все же в нем отсутствуют взаимные начала, на что в юридичес­кой литературе указывали многие авторы.

Все виды социального обеспечения в республике явля­ются пока фактически односторонними выплатами, услуга­ми, льготами и натуральными материальными благами. Их назначение и выплата в качестве видов социального обеспе­чения не обусловлены совершением каких-либо действий со стороны получателя, кроме взносов в размере 1 % заработка в Фонд социальной защиты населения, размер которых пря­мо не соизмерим с затратами труда. Таким образом, все виды социального обеспечения в республике в основном являют­ся бесплатными. Обеспечивая граждан в старости, в случа­ях нетрудоспособности, оказывая помощь их семьям в вос­питании детей, государство, предприятия всех видов соб­ственности не привлекают средств самих граждан из их трудовых доходов для создания фондов на цели социально­го обеспечения. За исключением 1 %, указанного выше, эти фонды образуются за счет средств государства, предприятий всех видов собственности. Это значит, что все виды соци­ального обеспечения, которыми обеспечиваются граждане в предусмотренных законодательством случаях, в отличие от оплаты труда носят алиментарный характер (Алиментарный (мед.) - зависимый от питания, связанный с пита­нием).

В юридической литературе общепризнано понятие алиментарности пенсий, пособий и других видов социального обеспечения. Этим понятием пользовались В.С. Андреев, В.А. Ачаркан и другие ученые. При этом большинство авторов к числу алиментарных относили все виды социаль­ного обеспечения, которыми граждане бывшего Союза ССР обеспечивались в установленных случаях за счет средств общественных фондов потребления. Однако В.А. Ачаркан к числу алиментарных относил лишь немногие виды соци­ального обеспечения, отрицая алиментарный характер большинства других. Он полагал, что чисто алиментарным обеспечением являются лишь выплаты за счет средств со­циального обеспечения лицам, не имеющим права на госу­дарственные пенсии, при отсутствии у них источников до­ходов и родственников, обязанных по закону их содержать (пособия инвалидам с детства I и II группы, пособия инва­лидам I и II группы). Поскольку право на этот вид обеспе­чения и его размер не зависели от прошлой общественно-полезной деятельности, В.А. Ачаркан сделал вывод, что только в этом случае в обеспечении престарелых и нетрудо­способных граждан бывшего СССР нет элементов вознаг­раждения за труд. Говоря о природе обеспечения граждан в бывшем СССР пенсиями, пособиями за счет средств об­щественных фондов потребления, Н.Г. Александров под­черкивал, что это «обеспечение осуществляется на прин­ципе социально-алиментарного обеспечения в старости, инвалидности, в случае болезни».

Развивая эту мысль, А.Д. Зайкин пенсию рассматрива­ет не просто как выплату алиментарного характера, а как выплату социально-алиментарного характера.

И.О. Андреев, употребляя термин «алиментарный харак­тер» применительно к отношениям, составляющим предмет правового регулирования права социального обеспечения, имел в виду не только отношения по обеспечению граждан СССР в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Конеч­но, дело не в названии - алиментарный или социально-алиментарный характер носили анализируемые отношения.

Алиментарный характер всех видов социального обес­печения, видимо, следует рассматривать в двух смыслах - физическом и правовом. Под алиментарностью в фи­зическом смысле понимаются достаточность и необходи­мость конкретных видов материального обеспечения для сохранения и обеспечения жизнеспособности человека. С правовой точки зрения признак алиментарности отдель­ных видов обеспечения указывает направленность дей­ствий на сохранение жизнеспособности человека. В зави­симости от его субъекта она может включать только часть общественных отношений по социальному обеспечению, носящих алиментарный характер. К их числу, по нашему мнению, относятся и отношения, возникающие не только с утратой гражданами трудоспособности и поэтому невоз­можностью получить средства к жизни через оплату по труду, но и отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, при обеспе­чении нуждающихся протезно-ортопедическими изделия­ми, средствами передвижения. Сюда относятся и отноше­ния, возникающие при обеспечении граждан путевками в санатории и дома отдыха, а также отношения по содержа­нию и воспитанию детей в детских учреждениях, по оказа­нию помощи семье в различных видах и формах.

Все эти отношения носят алиментарный характер еще и потому, что субъектом, обязанным предоставлять все перечисленные виды социального обеспечения, выступают государство в лице государственных органов социального обеспечения или по поручению государства - профессио­нальные союзы, а также предприятия всех форм собствен­ности, кооперативы и колхозы.

Поэтому применительно ко всем видам социального обеспечения в Республике Беларусь их алиментарный характер следует рассматривать как почти безэквива­лентное (безвозмездное) предоставление гражданам и их семьям денежных (пенсии, пособия, доплаты, надбавки) и натуральных (протезирование, средства передвижения для инвалидов и т.д.) материальных благ, а также услуг и льгот государством, предприятиями всех видов собствен­ности в целях обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и оказания помощи семье в воспитании детей почти без совершения ответных действий со стороны обеспечиваемых по образованию фондов социального обес­печения.

Таким образом, в условиях перехода Республики Бела­русь к рыночным отношениям социальное обеспечение является важнейшей конституционной, экономической и правовой категорией. Его основу составляют экономичес­кие отношения в сфере создания и почти безэквивалентно­го распределения фондов социального обеспечения. Его функционирование вытекает из действия экономических законов. Оно осуществляется за счет средств националь­ного дохода, создаваемого совокупным трудом всех граж­дан страны, и доходов колхозов и предприятий независи­мо от формы собственности, индивидуальных предприни­мателей и граждан. Государственный бюджет, Фонд соци­альной защиты населения, фонды всех предприятий слу­жат материальным гарантом и условием реализации граж­данами Республики Беларусь важнейших социально-эко­номических прав, одним из которых является право на пенсии, пособия и другие виды социального обеспечения. При помощи системы социального обеспечения в извест­ной мере обеспечивается социальная защищенность пенсионеров и самих граждан в условиях рыночных отно­шений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...