Правовые формы социального обеспечения
Правовые формы социального обеспечения — это взаимодействующие между собой составные части (элементы) государственной системы социального обеспечения, являющиеся в то же время организационно обособленными комплексами общественных отношений, которые возникают при социальном обеспечении различных контингентов трудящихся. Разнообразие форм собственности в Республике Беларусь обусловило различия в правовом положении тех или иных лиц по отношению к собственности на орудия и средства производства, в их роли в общественной организации труда, в способах и размерах получаемого дохода. Все это потребовало некоторых различий в организации социального обеспечения разных слоев населения, особых методов аккумуляции средств в Фонд социальной защиты населения, а также определило и особенности в осуществлении социального обеспечения различных категорий трудящихся, т.е. особые формы социального обеспечения. Таким правовыми формами социального обеспечения в Республике Беларусь являются: · государственное социальное обеспечение за счет средств Фонда социальной защиты населения (государственное социальное страхование); · социальное обеспечение за счет средств государственного бюджета; · социальное обеспечение работников предприятий всех форм собственности за счет собственных средств и внутриколхозных фондов социального обеспечения и материальной помощи. Имея единую сущность, все названные правовые формы социального обеспечения имеют свою специфику, состоящую в: а) методе аккумуляции средств на цели социального обеспечения и особенности их распределения; б) круге лиц, обеспечиваемых за счет средств каждой правовой формы, и видах и размерах социального обеспечения;
в) различии органов, осуществляющих обеспечение; г) различии форм собственности на средства, аккумулированные в фондах, составляющих экономическую основу каждой правовой формы социального обеспечения; д) особенностях управления сферой социального обеспечения, осуществляемом в соответствии с этими правовыми формами органами управления. Все названные правовые формы социального обеспечения гарантируют гражданам Республики Беларусь осуществление своего права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и права на помощь семье в воспитании детей.
Виды социального обеспечения
Граждане Республики Беларусь при наступлении старости, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при потере кормильца, при получении помощи семье в воспитании детей обеспечиваются через названные правовые формы следующими видами социального обеспечения: · пенсиями; · надбавками и доплатами к пенсиям; · пособиями; · льготами; · услугами; · натуральными материальными благами.
Пенсии Среди видов социального обеспечения граждан Республики Беларусь основное место занимают пенсии. Пенсия (лат. pensio - платеж) в юридической литературе определяется различно. Основное внимание при определении понятия пенсии авторы обращают на то, что пенсия представляет собой материальное обеспечение граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет в виде систематических денежных выплат. Выплата пенсии имеет целью материально обеспечить престарелых и нетрудоспособных. Отдельные авторы определяют пенсию как денежное содержание граждан при наступлении постоянной или стойкой нетрудоспособности, которая назначается им за их прошлый труд. В юридической литературе все точки зрения на понятие пенсий в бывшем СССР исследованы обстоятельно.
Выделим следующие признаки пенсии, выплачиваемой в Республике Беларусь. Это: · денежные выплаты; · ежемесячные; · алиментарного характера; · выплачиваемые за счет Фонда социальной защиты населения; · в случае наступления старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет; · их выплата обусловлена определенной продолжительностью трудового и страхового стажа; · размер зависит от суммы прошлого заработка. Все эти признаки позволяют раскрыть понятие пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам, и отграничить их от иных денежных выплат (пособий, алиментов и др.). Определяющим в понятии пенсии признаком является то, что старость, инвалидность или потеря кормильца являются основанием для пенсионной алиментации граждан, конечно, в сочетании с трудовым и страховым стажем. Старость является следствием биологических изменений в организме человека, обусловленных самим процессом жизни. У человека старостью условно считается возраст 65-74 года, это так называемый ранний период старости. Возраст 75 лет и старше - старость в собственном смысле слова. Для назначения пенсий по возрасту вовсе не требуется наступления старости в биологическом смысле. В основе права на эту пенсию лежит презумпция общей потери трудоспособности в связи с достижением лицом возраста: мужчиной - 60 лет и женщиной - 55 лет. Право на пенсию по возрасту исходит из того, что достижение указанного возраста означает наступление общей потери трудоспособности, хотя старость в действительности нередко наступает значительно позже. В связи с достижением гражданином установленного в законе возраста общество освобождает его от обязанности трудиться и обеспечивает ему материальный достаток при наличии определенной продолжительности трудового и страхового стажа. В этом и состоит сущность пенсионной алиментации. Понятием инвалидности охватываются медицинские и социальные критерии, характеризующие длительную и постоянную утрату лицом трудоспособности. Под трудоспособностью понимается способность организма человека к ТРУДУ, зависящая от состояния его здоровья. Об инвалидности речь идет тогда, когда расстройства функций организма под влиянием болезни или вследствие анатомического дефекта влекут за собой социальные последствия - прекращение профессиональной работы в обычных условиях или перемену ее, назначение различных видов социальной помощи, установление различных льгот и так далее.
Гражданам, страдающим хроническими заболеваниями или имеющим анатомические дефекты, в тех случаях, когда возникающее нарушение функций организма препятствует выполнению профессиональных обязанностей, несмотря на лечение, носит устойчивый характер, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Группа инвалидности устанавливается не при всякой стойкой нетрудоспособности, а при определенной ее степени, когда стойкое нарушение приводит больного к необходимости прекращения профессиональных обязанностей на длительный срок или значительному изменению условий труда. Показателем степени утраты трудоспособности служит группа инвалидности. Определение стойкой или постоянной нетрудоспособности и установление группы инвалидности гражданам возлагается на медицинские реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК). Юридическим признаком пенсии является производство выплат в связи с определенной продолжительностью общественно-полезной деятельности в прошлом. Трудовой стаж гражданина - это работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы, а также другие периоды, указанные в законе. В разделе 5 Закона «О пенсионном обеспечении» указаны периоды общественно-полезной деятельности, засчитываемые в трудовой стаж гражданина. Анализ признаков, дающих основания для пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов (пенсионной алиментации), позволяет дать следующие определение пенсий.
Пенсии - это ежемесячные выплаты алиментарного характера за счет средств Фонда социальной защиты населения. Они производятся в случаях наступления старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, обусловленные определенной продолжительностью общественно-полезной трудовой деятельности, в размерах, зависящих от прошлого заработка. Гражданам Республики Беларусь назначаются и выплачиваются два вида пенсий: · трудовые; · социальные. Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту, инвалидности, за особые заслуги, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Социальные пенсии назначаются инвалидам с детства, лицам, достигшим возраста: 60 лет мужчины и 55 лет женщины; детям в случае потери кормильца, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.
Пособия Законодательство Республики Беларусь предусматривает обеспечение граждан и их семей многими видами пособий по социальному обеспечению. Пособия в юридической литературе исследовались рядом авторов. Анализ позволяет выделить следующие признаки, которые в совокупности раскрывают понятие пособий и отграничивают их от пенсии и других денежных выплат: · это денежные выплаты; · разовые или ежемесячные; · осуществляются за счет средств государства, предприятий всех видов собственности или колхозов, аккумулированных в Фонде социальной защиты населения и фондах предприятий и колхозов; · носят алиментарный характер; · выплачиваются гражданам Республики Беларусь и их семьям в предусмотренных законодательством случаях с целью возместить или восполнить утраченный заработок по причине болезни, беременности и родов; покрыть дополнительные расходы, вызванные рождением ребенка, смертью, необходимостью санаторно-курортного лечения; оказать помощь многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким матерям и женам военнослужащих срочной службы в воспитании детей, а также семьям всех граждан с целью их социальной защиты в связи с инфляцией, безработицей; · выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка, или в твердой сумме. При анализе выделенных признаков можно заметить, что отдельные из них схожи с признаками, раскрывающими понятие пенсий. Так, для пособий, как и для пенсий, характерно, что это: · денежные выплаты; · алиментарного характера; · выплачиваются за счет средств Фонда социальной защиты населения и фондов предприятий и колхозов. Это общие признаки понятий пособия и пенсии. Однако пособия содержат и такие признаки, по которым они отличаются от пенсий. По своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Причем эта помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других она служит цели покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у граждан в связи с наступлением у них таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования и безработицей.
Услуги Услуга представляет собой ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет наш труд, подобно всякому другому товару. Особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывается не в качестве вещи, а в качестве деятельности. «Услуги есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости - товара ли, труда ли», - писал К. Маркс. Термин «услуги» в социальном обеспечении граждан Республики Беларусь - собирательное понятие. Этим термином охватываются лишь те социально-экономические мероприятия, которые осуществляют наше государство, предприятия всех видов и колхозы за счет своих средств в форме различных действий. Ими являются: · предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха; · содержание и социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; · содержание, воспитание и обслуживание детей в детских учреждениях и другие. Для всего круга услуг, которыми обеспечиваются граждане и их семьи по социальному обеспечению, как для пенсий и пособий, общим является то, что они: · предоставляются в качестве вида социального обеспечения государством, предприятиями всех видов и колхозами; · предоставляются за счет средств государства, предприятий и колхозов; · носят алиментарный характер. Однако в отличие от пенсий и отдельных видов пособий предоставление услуг гражданам и их семьям не обусловлено определенной продолжительностью общественно-полезной деятельности в прошлом или настоящем, а их размер не ставится в какую-либо зависимость от заработка и других условий. К числу таких услуг алиментарного характера, которыми обеспечиваются граждане и их семьи, относятся услуги: · по санаторно-курортному лечению и отдыху; · по содержанию и социальному обслуживанию в учреждениях социального обслуживания и на дому; · по содержанию и воспитанию детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, по переквалификации и реабилитации инвалидов.
Льготы Гражданам Республики Беларусь предоставляются льготы по социальному обеспечению, которые также относятся к видам социального обеспечения. Термин «льготы» в социальном обеспечении - также собирательное понятие. Им охватываются лишь социально-экономические мероприятия, проводимые государством, предприятиями всех видов и колхозами за счет своих средств, имеющие целью облегчение материального положения граждан и их семей, которые вследствие престарелого возраста, инвалидности, семейного положения и других причин не в состоянии нести полные расходы по удовлетворению своих семейно-бытовых и других нужд. Важнейшими льготами являются льготы: · в приобретении лекарств; · в оплате расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях - детских яслях и детских садах; · в оплате по содержанию детей в школах-интернатах и школах в сельской местности; · в оплате расходов и организации отдыха в детских лагерях; · по частичной оплате путевок в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, в детские санатории и дома отдыха для матери и ребенка и другие; · по оплате протезно-ортопедических изделий, предоставляемых в необходимых случаях; · в пользовании общественным транспортом, в оплате стоимости топлива, электроосвещения, газа и квартиры. Характерным для льгот как вида социального обеспечения граждан Республики Беларусь является то, что они: · носят алиментарный характер; · назначаются гражданам и их семьям государством, предприятиями всех видов или колхозами; · осуществляются за счет средств государства, предприятий всех видов и колхозов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|