Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение гипнабельности за счет естественных психомоторных и идиомоторных актов (покачивание тела, тремор, различное расслабление групп мышц, сглатывание, движение зрачков и т.д.)




Гипнабельность- этим термином обозначается индивидуальная способность под­вергаться гипнотическому воздействию, до­стигать гипнотического состояния той или иной глубины.

Гипнабельность имеет значение для опре­деления способов и видов внушения.

П. И. Буль (1974) отмечает зависи­мость гипнабельности от внушаемости, особенностей лич­ности, обстановки, в которой про­текает общение, опыта специалиста, его авторитета и степени владения техникой гипнотизации, а также степени «магического настроя» нуждающегося в помощи.

Гипноз (от греч. hypnos — сон). Вре­менное состояние сознания, характеризую­щееся сужением его объема и резкой фоку­сировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивиду­ального контроля и самосознания. Состо­яние гипноза наступает в результате специаль­ных воздействий специалиста, психолога или целе­направленного самовнушения.

Научная гипнология берет начало с середины XIX в., хотя практическое ис­пользование гипноза имеет многовековую исто­рию. Термин «гипноз» впервые был применен английским хирургом Брэдом (Braid J.), книга которого, посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х гг. XIX в. французский невропатолог Шарко (Charcot J. M.) начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занима­лась клиническим применением гипноза, а так­же изучением его стадий. В этом с ней со­перничала Нансийская школа, главой ко­торой был Бернгейм (Bernheim H.). Он считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко, обусловлены внушением, исходя­щим от гипнотизирующего. Существенный вклад в науку о гипнозе внесли и многие дру­гие зарубежные ученые: Веттерстранд (Wetterstrand О.), Краффт-Эбинг (Krafft-Ebing R.), Форель (Forel А.) и др. В на­шей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали В. Я. Данилевский (1852-1939), А. А. Токарский (1859-1901), В. М. Бехтерев (1857-1927), И. П. Павлов (1849-1936), их многочисленные ученики и пос­ледователи.

Теоретическая разработка механизмов гипноза связана, прежде всего, с именами Павлова и Фрейда (Freud S.). И. П. Павлов и его ученики считали, что физиологической основой гипнотического состояния является процесс торможения, возникающий в коре больших полушарий головного мозга. Из­менение экстенсивности и интенсивности тормозного процесса выражается в различ­ных стадиях гипноза, клинически хорошо опи­санных. По И. П. Павлову, гипноз - это час­тичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспе­чивающий возможность взаимосвязи между гипнотизирующим и гипнотизируемым. Необходимо, однако, отметить, что представ­ление о гипнозе как частичном сне при нейрофизиологических (в особенности ЭЭГ) иссле­дованиях не подтвердилось.

В психоаналитических теориях гипноза пер­воначально акцентировалось внимание на удовлетворении инстинктивных желаний человека. С этой точки зрения гипнотичес­кое состояние возникает под влиянием особого рода переноса. В последние годы, гипноз рассматривается преимущественно с позиций психологии. В эксперимен­тальной психологии существуют также концепции, придающие значение в гипнозе социо-культуральным факторам, фактору взаимоотношений, сенсомоторным феноме­нам. К настоящему времени разрыв, раз­делявший физиологов, психоаналитиков и психологов-экспериментаторов в понима­нии природы гипноза, начинает уменьшаться, на­блюдаются попытки формирования интегративных психофизиологических взгля­дов на сущность гипноза (Рожнов В. Е., 1985; Тукаев Р. Д., 1996; Шерток - Chertok L., 1992, и др.).

При проведении гипноза важен учет внушае­мости пациента (Мягков И. Ф., Варшав­ский К. М.). Используется ряд приемов, с помощью которых удается ее опреде­лить. К ним относятся приемы с падением назад или вперед, внушение сцепленных пальцев рук, определение внушенных за­пахов и др. Примером одного из них мо­жет служить прием, описанный П. И. Бу­лем. Используется небольшой металличес­кий груз на прочной нитке и выпиленный из дерева подковообразный «магнит», вы­крашенный наподобие настоящего. Испы­туемому предлагают взять пальцами вытя­нутой руки нитку с висящим на ее конце грузом. Врач подносит «магнит» к грузу и начинает то приближать, то удалять его в какой-нибудь определенной плоскости. При этом больному внушают, чтобы он об­ратил внимание на то, как груз постепенно начинает следовать за «магнитом» и рас­качиваться. У лиц, достаточно внушаемых, груз действительно начнет качаться в за­данном направлении вследствие возник­новения идеомоторных движений. Перед гипнотизацией проводится беседа для вы­яснения отношения пациента к ней и уст­ранения возможных его опасений. Гипно­тизация проводится в благоприятных для гипнотизируемого условиях. Способов гип­нотизации много. Они осуществляются воз­действием на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный. При ис­пользовании метода фиксации взора, гип­нотизируемому предлагают фиксировать свой взор на какой-либо одной точке, на­пример на блестящем металлическом ша­рике. Возникшее естественное утомление глаз и желание закрыть их способству­ют наступлению сна. Метод фасцинации (предложен в 1813 г. португальским аб­батом Фариа - Faria) является разновид­ностью предыдущего. Пациента просят смотреть в глаза гипнотизирующему, не ми­гая, гипнотизер при этом смотрит на пере­носицу пациента. При другом способе ис­пользуется усыпляющее действие монотон­ных звуков: метронома, морского прибоя, падающих капель воды и т. п. Метод пас­сов - гипнотизирующий проводит несколь­ко раз ладонью с широко расставленны­ми пальцами вдоль лица и туловища гип­нотизируемого, не касаясь его, по направ­лению от головы к ногам. Этим способом пользовался еще Месмер (Mesmer F. А.), который считал, что он действует на больного «магнетическими флюидами». Метод сближения рук — пациента просят зак­рыть глаза, согнуть руки в локтевых сус­тавах под углом в 90° и медленно сбли­жать кончики пальцев обеих рук, говоря ему: «Ваши пальцы будут медленно сбли­жаться. Когда кончики их сойдутся, вы сделаете глубокий вдох и будете спать крепким сном». Существует и ряд других способов гипнотизации. В ряде приемов влияние оказывается одновременно на не­сколько анализаторов.

Воздействие на анализаторы, как пра­вило, сопровождается внушением, в словес­ных формулировках которого описывают­ся ощущения, которые испытывает засыпа­ющий человек (Рожнов В. Е., 1985): «Рас­слабьте мышцы. Лежите совершенно спо­койно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать. Ваши веки тяжелеют и постепенно опус­каются. По всему телу распространяется чувство приятной теплоты. Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног, всего тела. Расслабляются мышцы лица, мышцы шеи, голова глубже уходит в по­душку. Вам хочется спать. Сейчас я нач­ну считать, и по мере того как я буду про­водить этот счет, приближаясь к десяти, желание спать будет нарастать все больше и больше, все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять — вы заснете». При­мерно такие фразы врач повторяет по не­скольку раз спокойным, ровным голосом, часто подкрепляя их прямым внушением: «Спать! Спать!» Говорить лучше негром­ко, спокойно, но в то же время уверенно, короткими, понятными фразами. Состоя­ние гипноза может достигаться и одним словес­ным воздействием (вербальный метод). Длительность сеанса гипноза определяется за­дачами гипнотизации (лечебной, исследо­вательской, учебной, реже - другими). Перед выведением из гипнотического со­стояния, загипнотизированного предупреж­дают об этом: «Через полминуты я выведу вас из гипнотического сна. Сейчас я со­считаю до трех. На цифру три вы просне­тесь. Раз — освобождаются от сковываю­щего действия руки, два — освобождают­ся ноги и все тело. Три — вы проснулись, откройте глаза! Настроение и самочув­ствие очень хорошее, ничто не мешает, не беспокоит. Вы очень хорошо отдохнули. Вам приятно и спокойно». При дегипнотизации следует помнить, что быстрое про­буждение может повлечь за собой жалобы на общую слабость, недомогание, сердцеби­ение, головную боль и др.

Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3 стадии, другие - 4, 6, 9 или 12. В практи­ческой работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 ста­дии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм (Слободяник А. П., 1977, и др.). Первая стадия — сонливость. Гипнотизи­руемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной слабо­стью и дремотой. Вторая стадия — гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отлича­ется глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипнозом уже можно вызвать внушен­ную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спон­танно. Третья стадия — сомнамбулизм. Ха­рактеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбу­лизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.

Гипнотерапия - это метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии отражает ее лечебную эффективность при различных заболеваниях. История разви­тия научных представлений о природе гипноза и методах его применения в медицине достаточно полно представлена в работах К. И. Платонова(1962), П. И. Буля (1974), В. Е. Рожнова(1985), Катценштейна (Kat-zenstein A., 1971), Шертока (Chertok L., 1992) и многих других авторов. Ввиду того, что явления внушения и гипноза тесно переплетаются, П. И. Буль (вслед за К. И. Платоновым) считает целесообраз­ным пользоваться термином «гипносуггестивная психотерапия».

Гипнотерапия в руках опытных специалистов на­ходит применение при различных заболе­ваниях нервной системы, в клинике пси­хических расстройств, при болезнях внут­ренних органов, в акушерско-гинекологической практике, при хирургических вме­шательствах и кожных заболеваниях. Абсолютными противопоказаниями к гипнотерапии являются бредовые формы психозов (осо­бенно когда больной считает, что его «за­гипнотизировали», и просит врача «разгипнотизировать» его) и гипноманические установки истерических личностей. При использовании гипнотерапии приходится учитывать степень гипнабельности, при от­сутствии которой или низкой ее выражен­ности применение гипнотерапии проблематично (не­которые авторы считают возможным раз­витие гипнабельности). Перед гипнотерапией необхо­димо провести беседы для выяснения от­ношения больного к этому методу лечения и устранения возможных опасений с его стороны. После введения пациента в со­стояние гипноза тем или иным способом произносятся формулы собственно лечеб­ных внушений. Фразы должны быть ко­роткими, понятными, наполненными смыс­лом и исключающими ятрогенное воздей­ствие. Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно 15 - 20 минут. Количество сеан­сов колеблется от 1 до 15, что определяется характером болезненного состояния и те­рапевтической эффективностью гипнотерапии. Часто­та сеансов — от ежедневных до проводи­мых 1 раз в неделю. Иногда возникает не­обходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько недель или месяцев. Гипнотерапия может проводиться индивидуально или с груп­пой пациентов. Существует множество ва­риантов гипнотерапии. Ее можно проводить дробным способом. Малогипнабельным пациентам с це­лью углубления гипнотического сна пред­варительно могут даваться снотворные средства.

Получе­нию сведений о бессознательных пережи­ваниях больного способствует методика гипнопсихокатарсиса. Существуют также методики гипноэлектросна, сочетания самовнушения с гипнозом и многие другие. Особое место среди методов гипнотерапии занимает эриксоновский гипноз.

Внушение (лат. suggestio) - подача информации, воспринимаемой без крити­ческой оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматичес­ких процессов. Путем внушения вызываются ощу­щения, представления, эмоциональные со­стояния и волевые побуждения, а также ока­зывается воздействие на вегетативные фун­кции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Основным средством внушения является сло­во, речь сугтестора (человека, производяще­го внушение). Неречевые факторы (жесты, мими­ка, действия) обычно оказывают дополни­тельное влияние.

Предлагаются различные классифика­ции внушения: самовнушение, внушение прямое или открытое, косвенное или закрытое; внушение кон­тактное и дистантное. Внушение в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.

Внушение в состоянии бодрствования присут­ствует в той или иной степени выраженно­сти в каждой беседе, но может выступать и в качестве самостоя­тельного психотерапевтического воздей­ствия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном. Они могут быть на­правлены как на улучшение общего само­чувствия (сна, аппетита, работоспособнос­ти и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно внушению на­яву предшествует разъяснительная беседа о сущности внушения и убеждение человека в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее, чем выше в глазах личности Ваш авторитет. Степень реализации внушения определяется также особен­ностями личности внушаемого, выраженнос­тью «магического» настроя, веры в возмож­ность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.

Внушение в состоянии естественного сна пу­тем нашептывания фраз спящему ребенку применяли И. В. Вяземский (1903), Бурдон (Burdon Ch.,1904) и др. Оно прово­дится тихим голосом, но внушающим то­ном. Фразы, направленные на углубление сна, чередуются с лечебными внушением, повторяе­мым с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких внушений. Этот метод трудноосуществим, что может быть связа­но со слишком чутким, поверхностным сном, приводящим к легкому пробужде­нию, резко выраженной ориентировочной реакцией или слишком глубоким сном, при котором добиться суггестивного воз­действия не удается. Наиболее широкое применение внушения во время естественного сна нашло при лечении фобий и истерических симптомов. Однако, нельзя исключить, что в этих условиях происхо­дит общение со спящим по типу гипноти­ческой коммуникации.

Внушение в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.

Самовнушение, или аутосуггестия, — это процесс внушения, адресован­ный самому себе. Самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внима­ния, памяти, эмоциональными и соматичес­кими реакциями.

Сущность самовнушения, по И. П. Павлову, заклю­чается в концентрированном раздражении определенной области коры головного моз­га, которое сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов ко­ры, представляющих коренные интересы всего организма, его целости и существова­ния. В исключительных случаях, при самовнушении, даже уничтожение организма может про­исходить без малейшей физической борь­бы с его стороны. Действие самовнушения, согласно теории А. А. Ухтомского, объясняется кон­центрированным раздражением опреде­ленного участка коры, т. е. возникновени­ем доминанты на фоне сниженного корко­вого тонуса. При таком состоянии коры над реальным воздействием среды прева­лируют второсигнальные следовые про­цессы. В. Н. Куликов (1974) отмечает, что самовнушение формируется в филогенетическом и онто­генетическом планах на базе внушения. Сначала, в процессе интерпсихических от­ношений, между людьми складывается гетеросуггестия, а затем способность индиви­да внушать другим людям интериоризуется и становится интрапсихической способ­ностью личности. Это положение основы­вается на учении о происхождении психи­ческих функций Л. С. Выготского и его учеников - А. Н. Леонтьева и др.

Высказывается предположение, что аутосуггестия базируется на механизмах обратной афферентации и опережающего отражения (Бернштейн Н. А., 1961; Ано­хин П. К., 1975, и др.).

В разработку метода лечебного самовнушения вне­сли вклад отечественные исследователи. В 1881 г. И. Р. Тарханов опубликовал резуль­таты одного из первых научно достоверных наблюдений о влиянии самовнушения на непроизволь­ные функции организма. Я. А. Боткин в 1897 г. предложил обучать больных созна­тельному использованию самовнушения для предуп­реждения и преодоления невротической фиксации симптомов соматических забо­леваний. В. М. Бехтерев (1911), рекомен­дуя лечить самовнушением в состоянии бодрствования, считал, что «наиболее подходящим време­нем для самовнушения является период перед засыпа­нием и период, следующий за пробуждением». Юнг полагал, что «для каждого от­дельного случая должна быть выработана определенная формула самовнушения, которая долж­на произноситься от своего имени, в утвер­дительной форме и в настоящем, а не буду­щем времени». Произносить формулы самовнушения следует вполголоса «по нескольку раз и притом с полным сосредоточением». В. М. Бехтерев ценил эффективность самовнушения при неврозах.

Одним из наиболее популярных при­емов аутосуггестии считается методика самовнушения по Куэ. Самовнушение является основой, (или одним из существенных механизмов лечебного действия) различных методов психотера­пии: аутогенной тренировки, биологичес­кой обратной связи, медитации, йоги, ре­лаксации.

Самовнушение успешно применяли многие отече­ственные и зарубежные психотерапевты. Н. В. Ивановым (1959) разработана мето­дика мотивированного самовнушения, предназначенная для лечения больных алкоголизмом. После беседы об алкоголизме психотерапевт по­гружает группу в 10 - 15 человек в гипноз и проводит мотивированное лечебное вну­шение. Первые сеансы, которые проводятся 2 раза в неделю, успокаивают, вселяют уве­ренность. С 5 - 6-го сеанса больным пред­лагается систематически 2 раза в день на 2 - 3 минуты волевым усилием концентри­рованно сосредоточить внимание на круге мыслей о том, что теперь решение длительно сохранять воздержание станет постоянным качеством: «Я сумею сказать себе активно и повелительно „нет" в любой соблазняющей обстановке».

И. К. Шхвацабая и др. (1983) для коррекции невротических расстройств у больных гипертонической болезнью пред­ложили методику, основанную главным образом на лечебном действии самовнушения. Вначале пациенты обучаются запоминанию комп­лекса ощущений «образа релаксации», испытываемых во время занятий аутоген­ной тренировкой. Далее, упражнения стро­ятся таким образом (самостоятельно или в группе), чтобы связать «образ релакса­ции» с визуальным символом, в качестве которого используется правильная геомет­рическая фигура с центром симметрии, «фигура релаксации». В ситуациях эмо­ционального психического напряжения больной воспроизводит в течение 1 - 2 ми­нут «образ релаксации», вспоминая или представляя себе «фигуру релаксации».

Лечение самовнушением почти не имеет противопо­казаний. Даже в тяжелых случаях истерии, когда разъяснение не помогает, а гипноз и аутогенная тренировка не дают достаточ­ного эффекта и могут сопровождаться ос­ложнениями, больной, в предчувствии над­вигающегося припадка, с помощью самовнушения «Не должно случиться припадка!» мо­жет «отодвинуть» или не допустить его.

Автором этих строк, с целью повышения внушаемости обыкновенной речи, не вызывающей опасений о факте воздействия на личность инструктивной беседы, разработаны методы повышения гипнабельности. Эти методы при необходимости могут перерасти в сеанс гипнотерапии.

В ходе чрезвычайной ситуации, для повышения гипнабельности пострадавших в зоне ЧС, и, следовательно повышения значимости и принятия ваших сообщений, необходимо знать несколько внешних признаков, которые можно методом наблюдения зафиксировать у человека. Затем, зная психофизиологическую, психологическую, нейропсихологическую составляющую этих признаков, резко изменить восприятие своих слов теми, кто пострадал в чрезвычайной ситуации.

· Человек в пространстве не стабилен, его тело покачивается, как правило, вперед и назад. Вам необходимо зафиксировать то покачивание и, общаясь, произносить ключевые фразы наклоняясь вперед, когда тело пострадавшего отклоняется назад;

· Следите за тремором рук. Именно с таким темпом ваша задача начинать общение с пострадавшим;

· Говорите ключевые фразы на выдохе пострадавшего, именно в этот момент его мышцы расслаблены в большой степени, соответственно он наиболее спокоен и не предрасположен к психологическим барьерам сопротивления;

· Общаясь с пострадавшим, следите за его эмоциональной, психофизиологической и психомоторной реакцией, двигайтесь, работая с дистанцией и своим местоположением относительно центральной оси анфаса пострадавшего и находясь в той зоне, где Вы видите позитивное восприятие себя, вы добиваетесь повышение доверия к своим словам на 30 – 40%.

· Если Вы видите, что пострадавший совершает глотательное действие, знайте что в этот момент он объективно (это биологически обусловлено) испытывает аутопогружение. В этот момент уместны такие фразы как «…Обратитесь к своему опыту…», «…В глубине души Вы понимаете, что…», «…Если не кривить душой, то…» и т.п.

· Следите за глазными сигналами доступа (движением зрачков) и соответственно их местоположения, стройте беседу в предикатах, отражающих сущность канала восприятия действительности.

Эти несложные правила позволят Вам резко повысить эффективность разъяснительной и психокоррекционной работы с людьми, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...