Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение – процесс взаимодействия между людьми.




 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга (схема № 5).

 

Схема № 5

 

О Б Щ Е Н И Е
 
Обмен информацией   Восприятие информации   Понимание друг друга
Процесс взаимодействия между людьми  

 

 

 

 


Как мы видим из представленной схемы, общение включает в себя обмен информацией, восприятие ее, приводящее к пониманию общающихся и организующее процесс взаимодействия между ними.

Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

 

Схема № 6

 

А С П Е К Т Ы О Б Щ Е Н И Я
 
Содержание общения   Цель общения   Средства общения
  Информация, передаваемая от одного к другому     Средство удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей     Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации

Справочно: Любое общение, исходя из своего содержания, имеет определенные цели, направленные на удовлетворение тех или иных потребностей. Решается эта задача при помощи средств общения, обеспечивающих кодирование, передачу, переработку и расшифровку.

 

Схема № 7.

 

П Р О Ц Е С С О Б Щ Е Н И Я
     
Акт общения   Действие общения   Канал общения
Участие коммуникаторов   Разговор, жестикуляция, эмоциональное выражение   Органы речи и слуха (аудио-вербальный канал), форма и содержание письма, рисунок (визуально-вербальный канал), рукопожатие, прикосновения (кинестетически-тактильный канал), внешние особенности (визуальный канал)

 

Процесс общения включает в себя акт общения, реализуемый через определенные действия и по определенному каналу. При этом предикаты речи соответствуют доминирующему каналу общения, эмоциональной окраске информации и конгруэнтности жестикуляции, в соответствии ее каналу общения (аудио-вербальный канал – верхняя зона жестикуляции, визуально-вербальный и визуальный каналы – средняя зона жестикуляции (на уровне грудной клетки), кинестетически-тактильный канал – нижняя зона жестикуляции.

 

Схема№ 8

Структура общения

Общение
Коммуникация
Интеракция
Социальная перцепция

 

 


 

Структурно общение состоит из коммуникации (от лат communico - делаю общим, свя­зываю, общаюсь), являющейся смысловым ас­пектом социального взаимодействия. А так, как всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) комму­никативный аспект. При этом в процессе интеракции (от англ. interaction - взаимодействие) осуществляется непо­средственная межличностная ком­муникация «обмен символами». Ее важнейшей особенностью является способность человека «принимать роль другого» и представ­лять, как его воспринимает парт­нер по общению или группа «генерализованный другой». Также самому интерпретировать ситуа­цию и конструировать собственные действия в соответствии с социальными нор­мами, ро­лями и социальными установками партнеров по взаимодействию. Все это приводит к вос­приятию, пониманию и оценке людь­ми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социаль­ных общностей т. е. включается структурный механизм общения - социальная перцепция (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный).

Всего выделяется восемь вариантов социальной перцепции:

· восприятие членами группы друг друга;

· восприятие членами группы членов другой группы;

· восприятие человеком себя, своей группы;

· восприятие человеком себя и «чужой» группы;

· восприя­тие группой своего члена;

· восприя­тие группой члена другой группы,

· восприятие группой другой группы;

· восприятие группой других групп.

 

Схема № 9

Стороны общения

Общение

 


Регуляционно-коммуникативная сторона  
Аффективно-коммуникационная сторона  
Информационно-коммуникативная сторона

 

 

 

В ходе коммуникаций и обмена информацией регулируется взаимодействие, проявляется такая сторона коммуникации, как экспрессивность, что возбуждает эмоциональные переживания.

 

 

К О М М У Н И К А Т И В Н А Я С Т О Р О Н А О Б Щ Е Н И Я
 
Взаимно закодированная информация   Осмысление информации при ее принятии   Преодоление барьеров принятия информации
  S S   Сходная система кодификации и декодификации информации   Побудительная, стимулирующая, констатирующая информация

 

 

С Р Е С Т В А К О М М У Н И К А Ц И И
 
Вербальная   Невербальная
Человеческая речь   Экстра и паралингвистические средства (околоречевые добавки, интонация, паузы, смех, покашливание) Оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика)
Говорение Слушание   Проксемика (время и пространство общения) Визуальный контакт
         

 

 

Коммуникативная сторона общения предполагает передачу закодированной информации, ее осмысление, принятие, какими бы средствами информация не передавалась (вербальными или невербальными).

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- Интимная (от 0 до 0,5 метра). В этой зоне общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На данной дистанции осуществляется общение между друзьями.

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

В чрезвычайной ситуации, в зависимости от решаемой задачи психолог соотносит эти дистанции общения следующим образом:

- Интимная (от 0 до 0,5 метра) и межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). Применяется с пострадавшими и членами их семей, не проявляющих агрессивности, находящимися в состоянии подавленности, опустошенности, а также со спасателями, работающими в зоне чрезвычайной ситуации.

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для общения при информировании групп людей (10-15 человек) по значимым в условиях ЧС вопросам с целью осуществления организационных мероприятий и избежания неразберихи и хаоса.

- Публичная (более 3,7 метров). Данная дистанция необходима при общении с большими группами людей. Значимым аспектом такого общения является предъявление выверенной информации с целью предотвращения паники.

 

Схема № 10

 

И Н Т Е Р А К Т И В Н А Я С Т О Р О Н А О Б Щ Е Н ИЯ
   
Кооперация   Конкуренция
Координация сил участников для достижения цели общения   Конфликт

 

Интерактивная сторона общения, как взаимодействия с «другим» при понимании его роли и учете социальных ролей, установок, в том числе и групповых. Безусловно, интерактивная сторона общения может приводить к кооперации или к конкуренции.

 

 

Схема № 11

 

Ф У Н К Ц И И О Б Щ Е Н ИЯ
 
Социальные функции   Психологические функции
Организация совместной деятельности   Обеспечение психологического комфорта личности
Управление поведением и деятельностью   Удовлетворение потребности в общении
Контроль   Самоутверждение

 

 

У Р О В Н И О Б Щ Е Н И Я
   
Манипулятивный   Примитивный   Высший уровень
Один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.   Один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).   Это социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

 

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я  
     
По содержанию   По целям   По средствам
Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)   Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)   Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
Когнитивное (обмен знаниями)   Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)  
Кондиционное (обмен психическими и фзиологическими состония-ми)    
Мотивационное (обмен побуждениями)     Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)       Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
        Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
           

Общение, имея социальную и психологическую составляющие, может проходить на манипулятивном, примитивном и высшем уровнях, имея характеристики содержательного, целевого плана и разнообразные средства осуществления (см. схему).

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации), интернациональный (ориентированный на взаимодействие) и реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:

- содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);

- человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);

- принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

Интеракциональные подходы. Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы.

В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение, как трансакцию по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия. Она взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. В рамках интеракционального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.

 

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

Лингвистическая модель. Невербального общения, предложенная в начале 60-х годов. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель социального навыка. Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции, подобно другим видам социальных умений и навыков, иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.

Равновесная модель. Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа Y, и наоборот.

Программная модель социального взаимодействия. В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ. Первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей метаобщения.

Системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы: первая - это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний, вторая - система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов.

Основное положение этого подхода состоит в том, что термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...