Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья часть. Терминологический словарь

 

1. Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

2. Мотива́ция (от lat. movere) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

3. Аффилиация ( от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. Стресс) ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

4. Валидность (от англ. valid — пригодный) — один из основных критериев качества теста. Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. Например, В. измерения интеллекта зависит: от определения понятия "интеллект", представляющего ту или иную авторскую концепцию этого феномена; от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава тестовых заданий, поэтому важным является вопрос концептуальной В. теста. Чем больше задания теста соответствуют той или иной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную В. по отношению к данному критерию. Определение В. теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? для какой цели? по какому критерию? Таким образом, понятие В. относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профориентации, профотборе, в научных исследованиях.

5. Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией.

6. Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

7. Когнитивная теория – Любая теория личности, которая придаёт особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека

8. Дефицитарные мотивы – Онсовные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности.

9. Мотивы роста – потребности высшего уровня, связанные с врождённым побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни.

10. Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы В.- основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения В. из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Тем самым В. стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением - регулятором активности всех органов и систем организма.

11. Мотивация достижения (от франц. motif — побудительная причина) — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Исследования Д. м. были начаты в 50-х гг. американским ученым Д. С. Мак-Клелландом, которому удалось выявить индивидуальные различия в Д. м. с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г. А. Мюррея (см. Проективный метод). Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как “стремления к повышению уровня собственных возможностей” не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:

1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т. д.);

 2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);

 3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

12. Надёжность теста — один из критериев качества теста (см. Тестирование), относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе Н. т. рассматривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Определение Н. т. может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Н. т. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа.

13. Интерес (лат. interest – важно) — субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности.

14. Мотивационная сфера личности — сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т. п.), отражающих различные

стороны деятельности человека и его социальные роли.

15. Мотивационная установка — намерение, исполнение которого отсрочено по каким-то причинам.

16. Мотивационные свойства личности — закрепившиеся в структуре личности мотиваторы, потребности и способы формирования мотива; личностные диспозиции, аттитюды.


Список использованной литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003;

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика СПб., 2000;

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1. М., 1986;

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999;

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971;

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990;

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972;

8. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983;

9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика Самара, 2001

10. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. - М., 1990.;

11. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980.;

12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1989.

13.. Головин С. Ю Словарь практического психолога. – М., 1998 г.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб.: Питер, 2001;

15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, Спб: Питер, 2002 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...