Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощь на стадии восстановления




Нужно помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Простраивать временную перспективу: что, с какой последовательностью, для чего конкретно он будет делать. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет горюющему «встряхнуться», иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.

Помощь профессионала, прежде всего, необходима человеку, горе которого приобрело патологический характер, либо велик риск того, что оно может остаться таковым. В этом случае используется весь комплекс методов, пригодных для кризисной помощи, терапии психологических травм и посттравматического стресса. Психологическая помощь может потребоваться и через годы, прошедшие после утраты, в тех случаях, когда «работа горя» не была завершена.

Проблемы, разрешаемые в процессе консультирования, очень индивидуальны. Некоторые люди просто не понимают, что с ними происходит, и в этом случае даже простые объяснения психологии горя могут помочь уменьшить страх и напряжение.

Человек может отрицать переживание им горя, поскольку считает, что это показывает его слабость. Горюющие, обратившиеся за помощью в период острой стадии, требуют от психолога спасения, что может стать своего рода западней для профессионала, который в такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины. Обычно на острой стадии горя человек жаждет, прежде всего, облегчения страданий, так как боль утраты и другие переживания могут быть невыносимыми. Парадокс состоит в том, что в этот период психолог должен помогать в переживании боли, необходимом для заживления травмы, а не избегать, или отрицать ее, что делает кризисную помощь очень сложной проблемой, в том числе и для консультанта, поскольку он может оказаться мишенью для выражения агрессии со стороны горюющего.

Психолог помогает намечать цели, строить новые планы, они вместе обсуждают достижения пациента. Возможно, ему необходимо будет помочь освоить новые поведенческие навыки или восстановить старые, например, знакомиться и поддерживать знакомства, изменить образ жизни. Важно осмыслить, что все это делается не для того, чтобы «заменить» утраченное: восстановление не означает забвения.

Примеры:

Отрицание. Женщина, потерявшая сына, за несколько лет ни разу не приехала на его могилу. Для себя она решила, что он живет в другом городе. За могилой сына ухаживают другие родственники и ее взрослая дочь.

Помощь. Психокоррекционные техники работы с ПТСР. ДПДГ (десенсибилизация с помощью движений глаз).

Затянувшееся переживание горя (несколько лет.)

Женщина, потерявшая мужа, уже не работающая, вырастившая детей, ходит на могилу мужа каждый день, приносит еду, чай, иногда вино. Рассказывает о прожитом дне, о детях и внуках. Она не говорит о том, как ей трудно без него, она просто разговаривает с ушедшим, как бы решив для себя раз и навсегда, что он не может встать, ответить, вернуться домой вместе с ней, но он слышит, чувствует и ждет ее каждый день. Она ходила и будет ходить на могилу каждый день и дальше. Можно сказать, что создан некий колпак, в который допускаются только жена умершего и он сам. Все, что находится за этим колпаком, не имеет смысла, а часто даже право на существование.

Помощь. Психокоррекционные техники работы с ПТСР. ДПДГ.

Потеря одного ребенка.

Женщина соорудила дома иконостас из фотографий погибшего, разобрала и разложила по местам все вещи сына, находилась в этой комнате почти все время суток, не давая возможности трогать ни одному члену семьи, ни одной вещи погибшего – так женщина проводила почти все свое свободное время. Она устранилась от общения с другими членами семьи, не понимая, что младшему сыну не менее важна забота мамы. Сейчас ему так же одиноко без брата, страшно спать в опустевшей без него комнате, очень горько, что он не может с мамой обсудить все то, что его сейчас заботит и тревожит. И, самое главное, он видит, что совсем перестал быть интересен маме, что она перестала о нем заботиться, что к нему могут не обращаться днями и неделями, что и он сам, в итоге, не может подойти, приласкать, обнять маму, хоть чем-то ей помочь. Все мысли матери поглощены только ушедшим сыном. Жизнь без него не представляется ей нужной.

Помощь осуществляется через телесно-ориентированную терапию, эмоционально-образную, НЛП, рациональную терапию, хорошо работают техники арттерапии и музыкотерапии.

Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжения, горьких упреков в свой адрес и необходимости самобичевания.

Человек может обходиться почти без сна. Это можно сравнить с двигателем, работающим на повышенных оборотах – недалеко до поломки.

Можно привести пример духовного, символического значения, придаваемого депрессии. Две девочки, несмотря на предупреждение матерей, познакомились со взрослыми юношами, были у них дома, пили вино, танцевали. Договорились о следующей встрече. Возвращаясь обратно, девочек сбила грузовая машина. Похоронив подругу, у оставшейся в живых девочки, началась сильная депрессия. Она перестала общаться с родными, закрывалась в комнате, плакала. Считала виноватой в произошедшем их обеих (ведь мамы говорили – не ходите к парням домой – вот и наказание), считала виноватой и себя (не смогла спасти подругу). В итоге – уход от действительности, обращение к Богу, сопровождающееся мольбой о наказании. Отсюда – бессонница, чувство самоуничижения, напряжения, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания.

Помощь. Применяем психокоррекционные техники «Девятишаговая работа с депрессией», ДПДГ, техниками эмоционально-образной терапии, телесно-ориентированной, НЛП и др.

Появление болезней психосоматического характера (язвенный колит, ревматический артрит, астма, нередко бывает ослабление чувствительности).

Помимо этого, часто могут возникнуть те заболевания, от которых страдал ушедший.

Помощь. Применяем техники «отпускания», техники телесно-ориентированной терапии, эмоционально-образной терапии, арттерапии и др.

Сверхактивность – перенесший утрату человек начинает развивать бурную деятельность, не думая об утрате (трудоголики).

Человек начинает активно заниматься какими-то новыми делами, завершать старые, иногда начинает заканчивать за ушедшим незаконченную им работу, создавать музеи памяти о нем, собирать вещи, записывать диски и прочее. Он погружается в эту деятельность с головой, не помня о необходимости отдыха, соблюдения режима дня, правильном питании, о занятиях спортом, ограничивая себя кругом дел, в который не входит многое из того, что дает человеку радость, делая его жизнь насыщенной и полноценной.

Помощь. Саморегуляция. Режим дня. Тренинговая групповая психокореция.

Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах.

Женщина, потерявшая сына – наркомана, который повесился в подъезде, так описывала свою жизнь: «Жизнь моя кончена. Всему виной жена сына, такую дрянь можно еще поискать. Это она довела сына о самоубийства! И вот еще что, это она лишает меня встреч с внучкой, это она говорит, что я ненормальная и опасна ребенку. Да я каждый день стою у решетки детского сада, меня каждый день гонит воспитатель, но я все равно добьюсь, и у нее отберут девочку. Я все равно ей отомщу». Женщина совершенно забыла, сколько страданий принес ее сын ей самой, сколько вещей и денег вынес он не только из дома, что из-за страданий, принесших собственной жене и дочери, она вынуждена была за год до этого развестись с ним.

Помощь. Техники работы с ПТСР. Эмоционально-образная терапия.

 

Ситуации и примеры оказания экстренной психологической помощи:

«Прилетели на опознание молодые ребята: муж и жена. У мужчины погибла семья его брата, состоящая из 5 человек: трое детей, среди них был грудной ребенок. Родителям они не смогли сказать, а сами уже еле держались на ногах от горя. Женщина была близка к обморочному состоянию. Мы помогли им зарегистрироваться вне очереди, получили пайки с ужином, ключи от номера. Поднялись с ними на 7 этаж. Помогли разместить багаж. На вопрос: что вам сейчас совершенно необходимо, – женщина ответила: мне нужен фен, я собираюсь мыть голову. Конечно, эта была та самая палочка – выручалочка, за которую необходимо цепляться всеми силами.

Подняли на ноги весь отель, предлагали самые разнообразные варианты, чем можно вместо фена высушить голову, несли самые нелепые вещи, казалось, что никто не остался равнодушен. Фен не нашли. В общем-то, фен оказался не так и нужен, на самом деле женщине хватило человеческого участия, простой беседы, а волосы высохли и сами»…

…«Родители потеряли единственного 18-летнего сына – красивого, рослого парня, закончившего 1 курс Военно-медицинской Академии в Санкт-Петербурге. Отец – врач, искал тело среди погибших, в одиночку, не допуская жену к телам. Жена – маленькая, хрупкая молодая женщина, спокойная с виду, молчаливо стояла в отведенном ей мужем месте. Было видно, что она сильно замерзла.

Подойдя к ней и предложив чаю, мне удалось начать с ней разговор. Она рассказывала о том, что ее сын очень похож на отца, он так же смешно шевелит большими пальцами ног, когда они с отцом лежат на диване, что у него очень красивые руки и длинные музыкальные пальцы, что он очень талантлив. Она рассказывала о том, что у сына есть девушка, которая не полетела вместе с ним, навестить бабушку, что бабушка старой закалки и не одобрила бы такие их отношения. Мать рассказывала, что сын рвался к этой девушке и что у той после известия о гибели сына, сейчас истерика. Она не принимала смерть сына. В разложенных по полю телах она не искала его.

Проведя с ней больше часа, мне удалось вывести разговор о предстоящих мероприятиях, которые ей необходимо в ближайшем будущем совершить. О том, что за этими хлопотами придет пора пустоты и отчаянья, о том, как необходима сейчас поддержка ее сильному мужу, о том, какой будет ее жизнь без сына. Мы сидели рядом, соприкасаясь телами. Ирина попросила мой телефон. Как оказалось, она никогда не была в Москве, хотя очень мечтала об этом. Мы договорились, что она позвонит и приедет ко мне в гости.

Ирина позвонила через неделю, спросила, где ей могут оказать психологическую помощь – телефон был дан. Позже она звонила еще несколько раз, рассказывая, что с каждым днем ей становилось все тяжелее и тяжелее на душе. И что помощь психологов ВЦЭРМ была очень своевременна»…

…«У женщины при пожаре в наркологической больнице № 17 погибла младшая дочь. За год до этого умерла старшая,наркоман. Младшая дочь периодически лечилась, так и в этот раз мать оформила ее в больницу накануне пожара. Ночные и утренние новости мать не смотрела. Утром, накупив соков, йогурта, еще что-то для передачи, она направилась в больницу. Дойдя до ворот, она увидела толпу людей и пост охраны, не пускавшей в больницу. На вопрос, почему не пускают, ей рассказали о пожаре. Сначала она долго сомневалась, что ее дочь лежала именно в этом корпусе. Потом она показывала сумку с продуктами и говорила, что вот, все свежее, только что приготовлено и купленное в магазине, в ней, в этой сумке все, что любит ее доченька и что она обязательно обрадуется увидев маму и получив передачу. И что дочь у нее осталась одна, и что живут они после смерти старшей друг для друга. И что она у нее - одна радость на старости лет и сама она старая и ей, конечно же, нужна помощь и внимание дочери. То есть, здесь налицо пример отрицания смерти.

Начали разговор: Где похоронена ваша старшая дочь? Что вокруг? Какие цветы высажены на могилу? Какие вокруг деревья? Приходили ли вы вместе с младшей дочерью на могилу к старшей? (Выслушали целый рассказ). Возможно ли там же похоронить младшую? Как вы считаете, будет ли младшей там спокойно, что еще нужно будет сделать, что бы там было уютно? (Женщина описывает все, что необходимо сделать на месте захоронения).

При этом происходит принятие смерти и осуществляется переход в следующую стадию горевания.

Далее у этой женщины стала проявляться агрессия на погибших детей (одна из них умерла за год до описанных событий): На кого они обе меня оставили? Как я буду жить одна в четырех стенах? Кто мне стакан воды подаст? На кого я смогу опереться в старости? За что они меня так?

Продолжаем разговор: Скажите, сколько лет разницы между вашими детьми? Как восприняла рождение младшей дочери старшая? Расскажите об их отношениях, как они дружили, как росли? Какие были у вас отношения? Вспомните, как они поздравляли вас в ваши праздники? Как помогали вам ежедневно? Как они заботились о вас? Так значит, у вас была дружная семья, девочки очень вас любили. И то, что случились эти трагедии, это не ваша и, конечно же, не их вина.

Агрессия на врачей: Почему не были открыты окна, они горели и не могли выбраться. Кто придумал эти решетки? Женщина все время забывала, что в этом отделении находились на излечении больные с диагнозами наркомания или еще более страшным – СПИД, и решетки в больницах с таким профилем просто необходимы.

И снова разговариваем: Вы знаете, что из 4 дежурных, находящихся в этом отделении в ночную смену, погибло 2 человека, 2 женщины, у которых тоже есть дети. Но они до последней минуты выводили людей из огня

Несколько позже женщина стала переживать острое чувство собственной вины за произошедшее. Она рассказывала, что дочь словно предчувствовала трагедию и все просила мать: ну давай я лягу в больницу не в пятницу (врачей ведь в выходные нет), а в понедельник. А она, настояв на своем, сказала, что придет к ней в субботу, что они погуляют вместе по территории больницы, что она целый день проведет вместе с ней. Женщине казалось, что это именно она виновата в трагедии, что из-за нее погибла дочь.

Ведем разговор: Как часто лежала в больнице ваша дочь? Почему случались рецидивы? Как вы при этом помогали ей? Если бы вы не настояли на том, что бы дочь легла в больницу в пятницу, могла ли за воскресные дни дочь вообще раздумать ложиться в больницу? Как бы она и с кем провела воскресные дни, если бы не легла в больницу в пятницу? Так значит, вы ее оберегали от «друзей», от той компании, общение с которой приносило вашей дочери сомнительную пользу. Можно ли сказать, что оно приносило ей огромный вред и толкало в пропасть? Ведь старшая дочь тоже погибла из-за употребления наркотиков, и вы желали ей помочь, уберечь ее от гибели, ведь так? Так значит, вы делали все правильно, так случилось, но в этом нет вашей вины. Эта боль не пройдет никогда, вы просто научитесь с ней жить, но винить себя за произошедшее нельзя. Подумайте, какие необходимые процедуры вам нужно выполнить, что бы вашим девочкам отдать свой последний материнский долг»...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...