Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оказание ЭПП при попытке самоубийства




Звонки экстренным службам города 01, 211 и др.
Обеспечить собственную безопасность
Информирование о происшествии. Этап сбора дополнительной информации через выстраивание взаимодействия (кто и какую помощь оказывает)  
Оценка летальности
Выслушивание: Цель: «следовать» за суицидентом, слушать, не навязывая свою точку зрения, свои варианты выхода из ситуации; Использовать навыки эмпатического слушания, техники активного слушания.
Актуализация ресурса: Цель: найти положительные моменты в самой негативной ситуации. Показать уникальность его жизненного опыта, пользу этого опыта для окружающих, для него самого.  
Использовать ресурсные методы работы с суицидентом
Стадия «переворота» ситуации: Цель: «повести» суицидента за собой, стать «проводником» от Мира к суициденту, представив сложившуюся травматическую ситуацию с другой, новой, стороны.
Присоединение: Цель: выступать не от лица «враждебного» мира, а стать соратником, союзником; - не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней суициденту; использовать навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания», навыки, помогающие транслировать.
Завершение ситуации: Цель: оказание всех видов поддержки (психолого – педагогической) и медико – социальной помощи на данном этапе.
Оценить степень угрозы повтора суицидальных планов: - для чего, учесть наличие социального окружения; - наличие факторов, усиливающих психотравмирующую ситуацию.
Составление индивидуального плана психокоррекционных мероприятий.  
Согласование действий с другими структурами, организациями

 

 


 

 

Итак, остановимся подробнее на некоторых этапах работы, в соответствии предложенной схеме:

Этап сбора информации

Времени на сбор информации, в таких случаях, практически нет. Исходя из этого, были выделены те аспекты, которые крайне важны для работы [47]. Это такие данные как:

· Пол, примерный возраст (необходимо для того, чтобы оценить вероятность совершения попытки).

· Повод (какие события предшествовали совершению попытки суицида). Необходимо для выбора темы разговора.

· Наличие\отсутствие психиатрического диагноза (важно для выбора стратегии помощи и обеспечения собственной безопасности).

· Алкогольное или наркотическое опьянение (хронический алкоголизм). Важно для оценки летальности, выбора стратегии разговора.

· Кто присутствует из значимых людей (важно т.к. во многих случаях у близких можно получить дополнительную информацию, а также это помощь и поддержка для пострадавшего в последующие периоды).

· Были ли другие попытки суицида у пострадавшего (т.к. возможно хроническое суицидальное поведение).

Небольшое количество вопросов, которые необходимо выяснить позволяет собрать информацию и сделать необходимые для работы выводы в короткие сроки. Безусловно, наличие любой дополнительной информации важно. Однако в каждом конкретном случае необходимо сопоставить важность этой информации и количество времени, которое уйдет на ее сбор. В некоторых случаях необходимое количество информации собрать не удастся, тогда необходимо осторожно и осознанно подходить к оказанию экстренной психологической помощи. На основании собранной информации необходимо принять решение о том, кто конкретно будет оказывать помощь.

На основании собранной информации необходимо принять решение о том, кто конкретно будет оказывать помощь. Решающими здесь является два фактора:

· Психологическая готовность специалиста оказать такую помощь (о важности этого говорилось выше).

· Пол. Была выявлена закономерность, что помощь более эффективна, если ее оказывает человек противоположного пола. Однако, в некоторых ситуациях это правило не действует (ситуация сексуального насилия – помогающий должен быть одного пола с потерпевшим; некоторые ситуации неразделенной любви).

Этап Оценка летальности (оценка вероятности совершения самоубийства). Невозможно со 100% вероятностью предсказать будет ли совершена попытка самоубийства или нет. Однако, опираясь на статистические данные, можно оценить, насколько велик риск совершения такой попытки и выделить группу риска. Так, например, мужчины чаще совершают самоубийства (т.е. попытка заканчивается летальным исходом) чем женщины; также различно соотношение среди людей различных возрастов. Зная это, можно определить не находится ли пострадавший в группе риска, что немаловажно при оказании экстренной психологической помощи.

Общие правила для оценки летальности таковы:

· Необходимо учитывать пол пострадавшего:

Мужчины чаще совершают самоубийства, чем женщины (1\4).

Женщины чаще совершают попытки самоубийства, не заканчивающиеся летальным исходом.

· Необходимо учитывать возраст пострадавшего:

Группы риска:

- Подростки.

- Мужчины 20-30 лет.

- Люди старше 60 лет.

· Необходимо учитывать состояние психики пострадавшего:

Человек, находящийся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, скорее совершит попытку самоубийства. Хронические алкоголики и наркоманы вообще составляют группу риска. Также увеличивает риск наличие психического заболевания.

Таким образом, можно подвести итог:

· Максимальный риск если пострадавший мужчина старше 50 лет (почти 100% летальный исход).

· Минимальный риск если пострадавшей является женщина 15 – 35 лет.

· Механизм оценки летальности мы уже описывали выше (используя специальные упражнения).

 

Этап Присоединения к пострадавшему является следующим этапом работы. Это первое, что должен сделать человек непосредственно при разговоре с потенциальным самоубийством. Это чрезвычайно важно т.к. человек, находящийся на грани совершения попытки суицида оказывается в ситуации, когда весь мир и сама жизнь оказываются враждебными по отношению к нему. В этом случае становится крайне важно, чтобы человек оказывающий помощь выступал не от лица враждебного мира, а стал соратником, союзником человека, оказавшегося в кризисной ситуации. С другой стороны важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней пострадавшему. По данным психологов подавляющая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается нами и воспринимается окружающими независимо от нашего желания, однако, такого количества информации достаточно в обычной, повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. Здесь во многом решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания», т.е. все те навыки, которые могут помочь транслировать.

 

Э тап актуализации ресурса.

В любой ситуации, даже если она кажется самой негативной, существуют положительные моменты. Такими моментами могут быть факт того, что само событие уже произошло, факт того, что человеку удалось выжить и наличие уникального жизненного опыта (все, что не убивает меня, делает меня сильнее) и т. д… Важно найти такие моменты для пострадавшего и сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого.

 

Этап «выслушивания». Основная задача этой фазы «следовать» за пострадавшим; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным, если вспомнить о том, что человек, находящийся на грани попытки самоубийства, противопоставляет себе весь окружающий мир. Когда он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между потенциальным самоубийцей и его собеседником, становится прочнее. Человек начинает доверять собеседнику и видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от того, чтобы давать советы и подсказывать варианты выхода из ситуации.

 

Этап «поворота на 1800». Основная задача этого этапа работы «повести» пострадавшего за собой; удивить и этим актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь мало того, что у человека появился союзник. Этот союзник должен служить проводником от мира к пострадавшему, должен совершить переворот ситуации, в которой оказался пострадавший и показать, что мир не враждебен по отношению к нему. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны.

Этап завершения ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...