Оказание ЭПП при попытке самоубийства
Итак, остановимся подробнее на некоторых этапах работы, в соответствии предложенной схеме:
Этап сбора информации Времени на сбор информации, в таких случаях, практически нет. Исходя из этого, были выделены те аспекты, которые крайне важны для работы [47]. Это такие данные как: · Пол, примерный возраст (необходимо для того, чтобы оценить вероятность совершения попытки). · Повод (какие события предшествовали совершению попытки суицида). Необходимо для выбора темы разговора. · Наличие\отсутствие психиатрического диагноза (важно для выбора стратегии помощи и обеспечения собственной безопасности). · Алкогольное или наркотическое опьянение (хронический алкоголизм). Важно для оценки летальности, выбора стратегии разговора. · Кто присутствует из значимых людей (важно т.к. во многих случаях у близких можно получить дополнительную информацию, а также это помощь и поддержка для пострадавшего в последующие периоды). · Были ли другие попытки суицида у пострадавшего (т.к. возможно хроническое суицидальное поведение). Небольшое количество вопросов, которые необходимо выяснить позволяет собрать информацию и сделать необходимые для работы выводы в короткие сроки. Безусловно, наличие любой дополнительной информации важно. Однако в каждом конкретном случае необходимо сопоставить важность этой информации и количество времени, которое уйдет на ее сбор. В некоторых случаях необходимое количество информации собрать не удастся, тогда необходимо осторожно и осознанно подходить к оказанию экстренной психологической помощи. На основании собранной информации необходимо принять решение о том, кто конкретно будет оказывать помощь. На основании собранной информации необходимо принять решение о том, кто конкретно будет оказывать помощь. Решающими здесь является два фактора: · Психологическая готовность специалиста оказать такую помощь (о важности этого говорилось выше).
· Пол. Была выявлена закономерность, что помощь более эффективна, если ее оказывает человек противоположного пола. Однако, в некоторых ситуациях это правило не действует (ситуация сексуального насилия – помогающий должен быть одного пола с потерпевшим; некоторые ситуации неразделенной любви). Этап Оценка летальности (оценка вероятности совершения самоубийства). Невозможно со 100% вероятностью предсказать будет ли совершена попытка самоубийства или нет. Однако, опираясь на статистические данные, можно оценить, насколько велик риск совершения такой попытки и выделить группу риска. Так, например, мужчины чаще совершают самоубийства (т.е. попытка заканчивается летальным исходом) чем женщины; также различно соотношение среди людей различных возрастов. Зная это, можно определить не находится ли пострадавший в группе риска, что немаловажно при оказании экстренной психологической помощи. Общие правила для оценки летальности таковы: · Необходимо учитывать пол пострадавшего: Мужчины чаще совершают самоубийства, чем женщины (1\4). Женщины чаще совершают попытки самоубийства, не заканчивающиеся летальным исходом. · Необходимо учитывать возраст пострадавшего: Группы риска: - Подростки. - Мужчины 20-30 лет. - Люди старше 60 лет. · Необходимо учитывать состояние психики пострадавшего: Человек, находящийся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, скорее совершит попытку самоубийства. Хронические алкоголики и наркоманы вообще составляют группу риска. Также увеличивает риск наличие психического заболевания. Таким образом, можно подвести итог: · Максимальный риск если пострадавший мужчина старше 50 лет (почти 100% летальный исход). · Минимальный риск если пострадавшей является женщина 15 – 35 лет. · Механизм оценки летальности мы уже описывали выше (используя специальные упражнения).
Этап Присоединения к пострадавшему является следующим этапом работы. Это первое, что должен сделать человек непосредственно при разговоре с потенциальным самоубийством. Это чрезвычайно важно т.к. человек, находящийся на грани совершения попытки суицида оказывается в ситуации, когда весь мир и сама жизнь оказываются враждебными по отношению к нему. В этом случае становится крайне важно, чтобы человек оказывающий помощь выступал не от лица враждебного мира, а стал соратником, союзником человека, оказавшегося в кризисной ситуации. С другой стороны важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней пострадавшему. По данным психологов подавляющая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается нами и воспринимается окружающими независимо от нашего желания, однако, такого количества информации достаточно в обычной, повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. Здесь во многом решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания», т.е. все те навыки, которые могут помочь транслировать.
Э тап актуализации ресурса. В любой ситуации, даже если она кажется самой негативной, существуют положительные моменты. Такими моментами могут быть факт того, что само событие уже произошло, факт того, что человеку удалось выжить и наличие уникального жизненного опыта (все, что не убивает меня, делает меня сильнее) и т. д… Важно найти такие моменты для пострадавшего и сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого.
Этап «выслушивания». Основная задача этой фазы «следовать» за пострадавшим; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным, если вспомнить о том, что человек, находящийся на грани попытки самоубийства, противопоставляет себе весь окружающий мир. Когда он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между потенциальным самоубийцей и его собеседником, становится прочнее. Человек начинает доверять собеседнику и видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от того, чтобы давать советы и подсказывать варианты выхода из ситуации.
Этап «поворота на 1800». Основная задача этого этапа работы «повести» пострадавшего за собой; удивить и этим актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь мало того, что у человека появился союзник. Этот союзник должен служить проводником от мира к пострадавшему, должен совершить переворот ситуации, в которой оказался пострадавший и показать, что мир не враждебен по отношению к нему. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны. Этап завершения ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|