Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие и особенности источников ФП.





Источники можно подразделить на несколько групп:

1. НПА – составляют самую многочисленную группу источников ФП. Их подразделяют:

a. По территориальному признаку на:

i. Федеральные

ii. Региональные (субъекты федераций)

iii. Местные

b. По органам принимающим их:

i. Акты представительных органов

ii. Акты исполнительных органов

c. По юридической силе:

i. Законные НПА

ii. Подзаконные НПА

 

Особое место принадлежит 2 кодифицированным актам - бюджетному и налоговому кодексам. Как и во всех отраслях права КРФ является первостепенным источником. В регулировании финансовой деятельности значимую роль играют акты, издаваемые министерством финансов РФ, министерством финансов субъекта федераций, финансовыми органами местного самоуправления. Акты представительных органов власти регламентирующие сферу финансов в узком понимании составляют финансовое законодательство. В широком понимании финн законодательство может включать и подзаконные акты, однако, в налоговом праве как в подотрасли ФП под законодательством о налогах и сборах согласно налоговому законодательству понимаются только ФЗ о налогах и сборах, законы субъектов федераций о налогах и сборах. Решения местного самоуправления о налогах и сборах. При этом подзаконные акты по вопросам налогообложения не могут не изменять, не дополнять законодательство о налогах и сборах.

2. договоры с нормативным содержанием – среди данных договоров можно выделить:

a. межгосударственные договоры по вопросам финансов:

i. договоры и соглашения о недопущении двойного налогообложения по налогам на прибыль, доходам

ii. венские конвенции, определяющие особенности правового статуса сотрудников дипломатических представительств и консульств. В настоящее время между РФ и другими государствами заключено порядком 80 договоров и соглашений о недопущении двойного налогообложения, что, однако, не ликвидирует все вопросы, связанные с двойным налогообложением.



b. внутригосударственные договоры по финансовым вопросам - к числу первых можно отнести

i. федеративный договор, который был заключен между центром, т.е. федерацией и ее субъектами до принятия в 1993 КРФ. В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством на основании ст.71, 72, 73 КРФ между федерацией и ее субъектами заключены новые договоры и соглашения, предусматривающие их самостоятельную и совместную компетенцию в области финансов.

3. правовые судебные прецеденты – представлены постановлениями КС по аналогии применяемыми при разрешении последующих КС аналогичных дел. Такие прецеденты берут начало из англо-саксонской системы права. При этом при рассмотрении аналогичного дела КС уже выносит не новое постановление, а определение с отсылкой на ранее вынесенное постановление.

4. правовые обычаи – пришли в финансовое право из гражданского права, обычаев делового оборота и находят свое отражение при правовом регулировании налогообложении банковской деятельности государственного муниципального кредита. В виде применяемых институтов поручительства и залога.

 

-6-

Предмет и задачи науки финансового права.

Наука была сформирована в середине 19 века. Ее основателями являлись – Озеров, Тургенев. В последующем наука ФП развивалась. В числе видных ученых развивавших и развивающих науку в настоящее время являются – Бесчеревных, Ровинский, Химичева, Горбунова, Грачева и другие.

Наука ФП складывается из предмета науки совокупности основных методов, основного понитийного аппарата и библиографии в свою очередь она является частью юридической науки.

Предмет науки ФП составляют:

Совокупность знаний о финансовом праве и управлении финансами государства и финансов местного самоуправления. Эти знания формируются в форме финансово-правовых, таких как - финансы, налоги, финн отношения бюджет и другие в форме исследований о финансово-правовых нормах и институтах, форме правоприменительной деятельности, форме обобщения опыта, в том числе и зарубежного.

К методам относятся:

1. формально-догматический означающий описание и анализ финансово правовых норм, финансовых правоотношений, а итак же толкование норм

2. сравнительно-правовой означающий сопоставление финансово правовых институтов различных правовых систем, например, российского ФП и немецкого ФП

3. историко-правовой - означающий исследования развития понятийного аппарата ФП с момента его появления до настоящего времени

4. статистический метод означающий изучение и обобщение статистического материала по отдельным проблемам финансового права. В настоящее время к числу основных вопросов, изучаемых наукой ФП, относятся вопросы:

1. налогообложения

2. государственного и муниципального кредита и ряд других.

Среди задач:

определение наиболее оптимального соотношения доходов и расходов государства и муниципальных образований с учетом социальных и экономических предпосылок.

 

Тема № 3: Финансово- правовые нормы и финансовые правоотношения

 

-1-

Понятие и виды финансово-правовых норм.

Это первичные элементы, составляющие финансовое право в качестве отрасли права. Им свойственны как черты присущие всем правовым нормам, так и специфические черты, заключающиеся в следующем:

1. содержание финансово-правовых норм - обусловлено наделением субъектов финансовых отношений таким объемом прав и обязанностей, которые обеспечивают планомерное эффективное формирование распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Содержание таких норм, определенных императивным характером, участие в финансовых отношениях органов государственной власти и местного самоуправления при этом зачастую такие права и обязанности таких органов власти слиты воедино, образуя компетенцию. В характере установленных в них предписаний

2. в мерах ответственности за нарушение данных предписаний

3. в порядке защиты субъектов финансовых отношений

 

финансово-правовая норма– это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественно финансовых отношениях возникающих в процессе планового образования и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которые закрепляют их юридические права и обязанности их участников.

 

финансово-правовая норма направлена на:

1. урегулирование поведения в сфере публичных финансов

2. определяет меру свободу участников финансового правоотношения

3. устанавливает единый финансовый правопорядок

 

-2-

Классификация норм ФП.

Нормы ФП могут быть классифицированы по ряду оснований:

1. по содержанию или по способу воздействия на участника финансовых правоотношений

запрещающие

обязывающие

дозволяющие

нормы – дефиниции

Нормы – принципы

Нормы рекомендации

Оперативные нормы

В более узком:

► запрещающие

► обязывающие

► дозволяющие

2. по степени определенности:

императивные (наиболее распространены)

диспозитивные

3. по предмету правового регулирования:

материальные

процессуальные

 

обязывающие нормы исходя из признака деления норм по содержанию являются наиболее широко представленными из представленных среди финансово-правовых норм.

Запрещающие широко представлены в ФП (запрет использования выделенных бюджетных средств по нецелевому назначению)

Дозволяющие – определяющие права участников правоотношений

 

-3-

Логическая структура ФП.

 

гипотеза – указывает на условия, действия уголовно-правовой нормы. Имеет сложную структуру и содержит несколько четко обусловленных условий, которые позволяют совершать те или иные действия

Диспозиция – определяется содержание нормы, т.е. правило поведения – предусматривает права и обязанности именно в сфере планомерного образования распределения и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Санкция – предусматривает негативное последствие решения нарушения правовой нормы. В целом они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на правонарушителя через его денежные фонды прямо или косвенно. Следует учитывать, что в подотраслях и институтах ФП согласно действующему финансовому законодательству под определение санкции могут попадать различные меры ответственности, применяемые в судебном порядке, между тем применение мер принуждения может обеспечиваться и административным порядком, несудебным.

 

-4-





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.