Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы описания систем




Они характеризуются в порядке возрастания формализационности: качественные и количественные. Граница между ними условна.

 

В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задач, формированию вариантов, выбору подхода к оценке вариантов, использование опыта человека и его предпочтений. Качественные методы применяются тогда, когда отсутствует описание закономерностей в системах в виде каких-либо аналитических зависимостей.

 

Количественные методы связаны с анализом вариантов, сравнении их количественных характеристик, оценкой корректности и точности.

 

Качественные:

1 метод мозговой атаки

Получил развитие в конце 50гг, как метод творческого мышления, с помощью которой достигались новые идеи при согласии целой группы людей. При проведении мозговой атаки выполняются некоторые правила:

  • Обеспечить свободу мышления для участников и для высказывания ими новых идей.
  • Приветствуются любые идеи, даже те, что сначала кажутся сомнительными или абсурдными
  • Не допускается никакая критика, не прекращается обсуждение и не объявляется ложной ни одна идея
  • Желательно высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных.

2 метод сценариев:

Представляется о проблеме подготовки и согласования в письменном виде. Сценарий – любой документ, содержащий анализ проблемы и предлагается по ее решению. Все предложения пишутся индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Сценарий является предварительной информацией, на основании которой производится дальнейшая работа по разработке вариантов проекта. В дальнейшем эти варианты могут быть подвергнуты анализу, чтобы исключить из рассмотрения то, что невозможно выполнить.

 

3 метод экспертных оценок:

Исходя из того, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение одного эксперта. Все множество проблем, решаемых этим методом, делится на 2 класса:

  • В 1 классе рассматриваются проблемы в отношении которых имеется достаточно количество информации. В данном случае эксперты используются как измеритель и групповое мнение близкое к истинному решению
  • Во 2 классе рассмотрим проблемы, в отношении которых знаний не хватает. В этом случае к результату экспертизы необходимо подготовиться с осторожностью.

 

При обработке экспертных оценок используется теория рангов корреляции для оценки мнения экспертов используется коэффициент конкордации:

где m-количество экспертов, n-кол-во рассмотренных свойств, - место, занятое i – тым свойством - отклонение рангов по i – тому свойству от среднего арифметического сумм рангов по всем n свойствам.

Коэффициент конкордации позволяет оценить насколько согласованны между собой мнения экспертов. Каждый эксперт выстраивается ряд предпочтительности по отношению к свойствам.

, w=0.7-0.8 уверенная согласность

 

4метод Делфи.

Полный отказ о коллективного обсуждения авторитетных специалистов и влияния большинства. В данном случае тщательно разрабатываются программы последовательных опросов в форме анкетирования. После этого ответы обобщаются и опять поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. И так несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнута приемлемая обобщенная оценка внимания.

 

«–» очень долго, неоднократно пересмотрение экспертами своих мнений

5 метод типа «дерево целей»

Этот метод в основном используют для принятия решений и подразумевает под собой построение и исполнение иерархической структуры. Которая может быть получена путем разделения цели на подцели, подцелей й структуры. ы последовательных опросов в форме акетирования. используется коэффициент конко- на более мелкие составные. Получение новой цели и функции.

 

6 Морфологические методы

Идея: систематически находят все мыслимые варианты решения проблемы и реализация системы путем комбинирования выделения элементов или их свойств:

6.1 Метод отрицания и конструирования.

На пути прогресса стоят догмы и ограничения, которые есть смысл отрицать и заменять их на противоположные и уже эту схему испытывать при проведении анализа.

6.2 Метод морфологического ящика.

Для него определяется все мыслимыми параметрами, которые хоть в какой-то мере может зависеть решение проблемы и представление этих параметров в виде строки. Эти строки составляют матрицу, называемую ящиком. После построения ящика определяются все возможные сочетания параметров по 1 из каждой строки. Все эти варианты подвергнуты оценке и анализу и выбираемым наилучшим.

 

7 Методы системного анализа

Формализировавшийся процесс исследования систем и решения проблемы в то случае, если нет достаточных сведений о системе.

Анализ делиться на 2 этапа:

1. Формирование вариантов

2. Выбор наилучшего

 

1. Формирование вариантов

1.1 Отделение системы от среды

1.2 Выбор подход к представлению системы

1.3 Формирование вариантов представления системы

 

2. Выбор подхода к оценке

2.1 Выбор критической оценки и ограничения

2.2 Оценка и обработка результатов

2.3 Анализ результатов и выбор наилучших

Количественные.

Используются для:

1) оценки показателей, характеристик различных свойств системы

2) выбор оптимальной структуры системы

3) выбор оптимальных значений параметров системы

Выполнение таких исследований возможно лишь при условии существования математического описания процесса функционирования системы, т.е. существование ее математической модели. Для полного описания необходимо изучить одну и ту же систему для всех целей, которые дают описание системы для заданного уровня абстракции.

Уровни абстракции:

1) символический (лингвистический)

2) теоретико-множественный

3) абстрактно-алгебраический

4) топологический

5) логико-математический

6) теоретико-информационный

7) динамический

8) эвристический

Из описания на лингвистическом уровне можно получить в виде частного сложения любые другие уровни описания системы более низкого ранга. Это описательный уровень в виде высказываний. Понятие высказывания означает, что имеется некоторое предложение, построенное на правилах данного языка.

Высказывание:

1) обозначающие предметы (термины)

2) обозначающие отношения (функторы)

Tеоретико-множественный:

На этом уровне можно получиться только наиболее общие сведения о системе, которая представляется в виде множеств и функций соответствия между этими множествами. Если между элементами этих множеств установить с помощью некоторой функции однозначного отображения элементов этого множества на само себя, то получится абстрактно-алгебраический уровень. Если на элементах множества определить какие либо топологические структуры, то проходим к топологическому уровню.

Логико-математический уровень.

Используется для формирования функционирования автоматов.

Теоретико-информационный.

Информация выступает как некоторое свойство объектов и процессов, которые последовательно отображаются от одного объекта в другому и запечатлевают в его образе/структуре. При таком подходе кодирование информации можно рассмотреть с помощью некоторой математической модели, при которой существует некоторое абстрактное множество с заданными на нем логическими условиями. Эти условия определяют тип элементов кода и их расположение друг относительно друга.

Динамический.

Система представляется в виде объекта, куда в определенный момент времени можно вводить информацию, энергию, вещество, а в другой момент времени выводить их. Таким образом динамические системы имеют свойство входов и выходов. Процессы могут протекать непрерывно и дискретно.

Эвристический.

Заключается в поиске удовлетворяющего решения задач управления при обязательном нахождении в этой системе человека.

Эвристика – это прием, позволяющий сократить количество просматриваемых вариантов. Он не гарантирует поиск наилучшего решения, но создает методы отсечения заведомо ложных путей решения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...