Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
где 2 (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, 2 (-) ~ количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от —1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой, классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от —1 до +1) делится на три равные части: от —1 до —0,33; от —0,33 до +0,33; от +0,33 до +1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, в третий — положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: * полностью положительное; * положительное; * полностью отрицательное; * отрицательное; * противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА 7.4.
ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА (ЦОЕ) ОРГАНИЗАЦИИ Сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутриколлективных связей, показывающая степень совпадения оценок, установок, позиций работников по отношению к объектам (людям, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для них. Поэтому при изучении сплоченности организации руководитель должен учитывать ценностные ориентации работников. Рассмотрим методику оценки степени ЦОЕ организации в сфере досуга, хотя предложенная методика применима и при выяснении ЦОЕ в других сферах деятельности. Оценка ЦОЕ организации проводится в два этапа. Первый этап. Работникам предлагается написать на листке десять любых ценностей из области досуга (например, телевизор, экскурсии, видеофильмы, чтение книг и т.д.). Затем, собрав эти листки, исследователь составляет список пятнадцати наиболее часто встречающихся в них ценностей в алфавитном порядке. Второй этап проводится спустя несколько дней. Исследователь пишет на доске или диктует список с пятнадцатью названными ценностями и просит каждого работника выбрать из этих пятнадцати и написать на отдельном листе те пять, которые наиболее важны для него лично. Затем, собрав листы, исследователь приступает к обработке полученного материала. Выборы ценностей, сделанные работниками, разносятся по списку с пятнадцатью наименованиями. Подсчитывается, сколько раз выбрана та или иная ценность. Потом высчитывается коэффициент ЦОЕ подразделения по формуле: где П1 — сумма выборов, отданных пяти самым популярным ценностям в группе; П2- сумма выборов, отданных пяти наименее популярным ценностям в группе; Н — число всех выборов, сделанных группой (количество участвующих в опросе, умноженное на пять). Если коэффициент ЦОЕ равен или больше 50 %, то данная организация может классифицироваться как коллектив с высоким уровнем сплоченности в исследуемой сфере деятельности.
Если коэффициент находится в интервале от 30 до 50 %, то организацию можно классифицировать как группу со средним уровнем сплоченности. Если коэффициент меньше 30 %, то в организации низкий уровень сплоченности. ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА 7.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ РОЛЕЙ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Внимательно прочитайте приведенные утверждения и напротив каждого дайте свой ответ: если данное утверждение соответствует вашим деловым качествам, то поставьте два очка; если соответствует лишь частично, то поставьте одно очко; если данное утверждение для вас нехарактерно, то ничего не ставьте. 1. Я делаю оригинальные предложения. 2. Я нахожу промахи и оплошности, которые другим не удается заметить. 3. У меня есть способность организовывать людей. 4. Я выдвигаю идеи, которые могут иметь более широкое применение, чем в непосредственно решаемой задаче. 5. Мое продуманное суждение потребует времени, но оно обычно довольно точно. 6. Я люблю оказывать сильное влияние на решения коллектива. 7. На меня можно положиться, чтобы можно было увидеть работу выполненной. 8. Я могу работать с людьми, которые имеют большое разнообразие личностных качеств и мировоззрений. 9. Я часто замечаю, что мое воображение рассеивается при совместной работе в коллективе. 10. Я могу работать с любыми людьми, если только они могут внести нечто стоящее в коллективную работу. 11. Множество разнообразных контактов с другими людьми важно для моего стиля работы. 12. Мои чувства редко мешают моим суждениям. 13. Я пытаюсь выразить свои взгляды в ходе собраний коллектива. 14. Сталкиваясь с трудностями, я борюсь, чтобы выполнить работу качественно и достичь целей. 15. Я умею хорошо детализировать. 16. Я заинтересован в том, чтобы помогать своим товарищам в их проблемах. 17. Я критически анализирую идеи других людей, как их достоинства, так и недостатки. 18. Я часто замечаю у себя новые подходы к давней проблеме. 19. Я могу координировать и продуктивно использовать способности и таланты своих товарищей. 20. Я заинтересован в завершении и совершенствовании всех своих начинаний.
21. Я получаю особое удовольствие от изучения идей и технических приемов, которые являются для меня новыми. 22. Мне трудно полностью отдаться работе, цели которой не определены четко и ясно. 23. Я не очень заинтересован в лучшем познании людей. 24. Мне кажется, что иногда стоит рискнуть и навлечь на себя некоторую временную непопулярность, чтобы преуспеть в распространении своих взглядов в коллективе. 25. У меня творческий подход к решению проблем. 26. Я больше заинтересован в практическом осуществлении имеющихся идей, нежели в выдвижении новых. 27. Мне кажется, что мои личные умения способствуют достижению согласия в коллективе. 28. Обычно я могу найти аргумент, чтобы отклонить неразумные предложения. 29. Я знаю, чьи специальные знания и умения особенно нужны для решения стоящих перед коллективом проблем. 30. Я больше исполнитель, чем инициатор. 31. Я чувствую себя в своей стихии, когда работа требует высокой степени концентрации и внимания. 32. Я охотно подчеркиваю собственную точку зрения на собраниях коллектива. 33. Я хорошо уживаюсь с другими людьми и упорно работаю ради коллектива. 34. В большинстве ситуаций я имею независимый и новаторский взгляд. 35. Я сохраняю устойчивый систематический подход, каким бы ни было давление. 36. У меня довольно напористый характер, но я реагирую на нужды других людей. 37. Я счастлив быть лидером в ситуациях, требующих действия. 38. Я внимательно исследую последние идеи в их развитии. 39. Я люблю тщательно взвешивать и оценивать все предложения своих товарищей, прежде чем сделать выбор. 40. Быть занятым решением деловой проблемы доставляет мне истинное удовольствие. 41. Я могу определить, как идеи и технические приемы могут быть использованы в новых ситуациях. 42. Я сильно реагирую, когда собрание, похоже, теряет из виду главную цель. 43. Мне доставляет удовольствие сопоставлять различные точки зрения. 44. Я всегда готов поддерживать хорошие предложения. 45. У меня развито естественное чувство срочности при выполнении любой работы.
46. Я придаю особое значение следованию интересным идеям (или людям). 47. Я предпочитаю тщательно анализировать возникающие проблемы. 48. Мне кажется, у меня есть талант планирования конкретных шагов решения проблемы. 49. Я думаю, что могу рекламировать и популяризировать идеи, которые интересуют меня. 50. Я могу увидеть систему (модель) там, где другие обычно видят несвязанные предметы. 51. Я готов волевым путем огласить мою личную точку зрения, если это необходимо. 52. Я вижу все стороны проблемы и предлагаю решения, приемлемые для всех. 53. Я внимательно слежу за участками, где может потребоваться моя помощь. 54. Я люблю выявлять критические различия между альтернативами. 55. Я работаю наилучшим образом, когда цели и задачи ясно определены. 56. Обычно я внимательно слежу за участками, где могут возникнуть трудности. А теперь подсчитайте очки по приведенным ниже группам утверждений. Количественная выраженность очков показывает вашу потенциальную возможность исполнять ту или иную социальную роль при совместной работе в коллективе. Номера упражнений 3, 10, 19, 27, 36, 43, 52 6, 13, 24, 32, 37, 42, 51 1, 9, 18, 25, 34, 41, 50 5, 12, 17, 28, 39, 47, 54 7, 14, 22, 26, 35, 48, 55 И, 21, 29, 38, 46, 49 8, 16, 23, 30, 33, 44, 53 2, 15, 20, 31, 40, 45, 56 Социальная роль «лидер» «реализатор» «генератор идей» «объективный критик» «организатор или начальник штаба» «снабженец» «душа коллектива» «отделочник или контролер» ВЕЧЕР Л.С. Секреты делового общения. — Минск, 1996. С. 176—180 Практикум к главе 8 Тестовая методика 8.1. ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ВЫ К КОНФЛИКТАМ?
У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это поможет вам правильно определить поведение и скорректировать его. Из предлагаемых ответов на вопросы выберите подходящий вариант. /. Как вы реагируете на критику? а) как правило, критика меня глубоко уязвляет; б) критику обычно принимаю глубоко к сердцу; в) пытаюсь учесть, если критика справедлива; г) на критику обычно не обращаю внимания. 2. Верите ли вы людям? а) придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить; б) людям почти не верю, я в них обманулся; в) я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия; г) обычно я доверяю всем людям без разбора. 3. Вы умеете бороться за свою точку зрения? а) я всегда упорно отстаиваю свои взгляды; б) отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в) скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды; г) предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать. 4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться? а) в любом деле люблю руководить сам; б) люблю как руководить, так и быть руководимым; в) охотно работаю под чьим-либо руководством; г) как правило, предпочитаю работать под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему. 5. Если вас кто-то обидел... а) стараюсь отплатить тем же; б) боюсь мстить из-за дальнейших последствий; в) считаю месть лишним, ненужным усилием; г) если меня кто-то обидел — обиду быстро забываю. 6. Вас попытались обойти в очереди... а) способен такого человека вышвырнуть вон; б) ругаюсь, но если только ругаются другие; в) молчу, хотя возмущен; г) предпочитаю отступить, в ссору не вникаю. 7. Просто ли вас «выбить из колеи»? а) я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам; б) я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины; в) расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам; г) меня мало что расстраивает. 8. Вы «лед» или «пламя»? а) я горяч и вспыльчив; б) не очень вспыльчив; в) скорее спокоен, чем вспыльчив; г) я вполне спокойный человек. 9. Легко ли вам говорить правду? а) я всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза; б) бывает, что я могу сказать все, что думаю; в) говорю обдуманно лишь после размышления; г) я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать. В зависимости от варианта ответа поставьте за а) — 1 балл, за б) — 2, за в) — 3, за г) — 4 балла. Суммируйте результаты. От 9 до 19 баллов. Вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, вы, не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая как разгораются страсти вокруг вас. Иногда о вас люди говорят. «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки». Но прислушайтесь к мнению других: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Твою бы энергию да в мирных целях». Признайтесь себе честно, так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? От 20 до 25 баллов. Эта сумма позволяет считать вас человеком уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострениям отношений в группе, коллективе. От 26 до 34 баллов. Вы едва ли являетесь источником конфликта. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку не интересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону невольно делает вас косвенным виновником конфликтных ситуаций. ВИШНЯКОВА Н.Ф. Конфликтология. — Минск, 2000. С, 214 — 216
Тестовая методика 8.2. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?
Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, «давят на корню» любое проявление критики. Одни считают, что она помогает делу, другие — что мешает. Одни умеют применять критику, другие — нет. Однако, хотим мы того или нет, критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудностями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, надеемся, что он поможет вам в деловом общении. Отметьте в каждом вопросе наиболее приемлемый для вас вариант ответа. /. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц шли коллективов? а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива; б) критика часто осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю; в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто. 2. Как вы относитесь к публичной критике? а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков; б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем публично, на людях; в) предлагаю «кулуарную критику», т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме. 3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство? а) да, конечно; б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо; в) можно, но крайне осторожно. 4. Как вы относитесь к самокритике? а) стараюсь быть объективным к себе и к «своей» службе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие; б) обычно я знаю недостатки в работе «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать; в) критиковать себя ни к чему, т.к. охотников тебя поругать всегда хватает. 5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого? а) да, разумеется; б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика; в) все зависит от самой этой «личности»: если она уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особенно не придерживаюсь дипломатии. 6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики? а) да, обычно стараюсь; б) нет, не вижу в этом смысла; в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения. 7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую меру? а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток; б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики; в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения. 8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки? а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе; б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов; в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать о недостатках. 9. Какова обычно ваша первая реакция на критику? а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного слова или говорю с места; б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться; в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, то не отказываюсь. 10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику? а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна; б) прибегаю к методу защиты «от противного», т.е. критикую критикующего; в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей» службы), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие обстоятельства, сопутствующих виновников. 11. Раздражает ли вас критика? а) как правило, да; б) не очень; в) смотря кто и как критикует. 12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку? а) как правило, да; б) нет, крайне редко; в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме. 13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас человеком? а) как и прежде; б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом; в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт. 14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует? а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»; б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет; в) советую впредь не торопиться с самокритикой. 15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих? а) да; б) нет; в) не знаю. 16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе? а) критика — лекарство, ее надо уметь применять и принимать; б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень; в) и на критику существует мода. Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов: 0 баллов - 16, 2в, 36, 76, 96, 106, 136, 156, 15в, 166, 2в, 15в. 1 балл - 26, 7а, 9а, Па, 12а, 14а, 26, 56, 66, 7а, 86, Зв, 4в, 10в, 14в, 16в, 14а. 2 балла — 6а, 8а, 10а, 16а, 46, 116, 146, 1в, 5в, 12в. 3 балла — 1а, 2а, За, 4а, 5а, 13а, 15а, 126, 6в, 7в, 8в, 9в, 11в, 12в, 13в. 8—18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий комплекс стабильности, то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств. 19 — 32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцениваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» — вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки. 33 — 46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.
Тестовая методика 8.3. КАКОВ ВАШ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ (К. Томас) Выберите те варианты утверждений, которые соответствуют вашим взглядам на конфликтную ситуацию. 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 6) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. 6) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиваться своего. 6) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я стараюсь не видеть чувств другого человека. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя, б) Я стараюсь добиться своего. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться уступок другого. 8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я прежде всего стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого, главное — сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику моей позиции и преимущество моих взглядов. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу. 19. а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию. 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте, б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого. 26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Я зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого. 29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Опросник можно применять как для группы, так и для отдельных лиц. Полученные данные занесите в таблицу, в которой дан ключ к ответам.
При обработке подсчитывается количество ответов, приходящихся на каждую из колонок (один ответ дает 1 балл). Допустим, мы получили результаты: соперничество — 3; сотрудничество — 5; компромисс — 12; избегание — 6; приспособление — 4. Такая картина позволяет сделать вывод: человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству. Пассивное приспособление к конфликтной ситуации, стремление к сотрудничеству любой ценой ему не присущи. Анализ ответов позволит оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. Тестовая методика 8.4. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1а, 26, 36, 4в и т.д. Вопросы 1. Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других? а) нет, б) когда как, в)да. 2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, а возможно, и ненавидят? а) да, б) затрудняюсь ответить, в) нет. 3. Кто вы в большей степени? а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый. 4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями? а) часто, б) периодически, в) редко. 5. Что для вас было бы характерно, если бы вы возглавили новый коллектив? а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности, б) установил бы, кто есть кто, и наладил бы контакт с лидерами, в) чаще советовался бы с людьми. 6. В случае неудачи, какое состояние для вас наиболее характерно? а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя. 7. Характерно ли для вас отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива? а) да, б) скорее всего да, в) нет. 8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? а) да, б) скорее всего, да, в) нет. 9. Из трех личных качеств выберете то, с которым вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе: а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость к критике других. 10. Кто вы с точки зрения коллег: а) аутсайдер, б) лидер, в) генератор идей. 11. Каким человеком считают вас ваши друзья? а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым. 12. С чем вам чаще всего приходится бороться? а) с несправедливостью, б) с бюрократизмом, в) с эгоизмом. 13. Что для вас наиболее характерно? а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности достаточно объективно, в) переоцениваю свои способности. 14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? а) излишняя инициатива, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность. Подсчет результатов
Если вы набрали более 36 баллов, это еще не означает, что вы принадлежите к какому-либо из описанных в главе 7 типов конфликтных личностей, но, скорее всего, характер у вас не из легких. Вам бывает трудно прийти к согласию не только с другими, но и с самим собой. Более того, вероятно, отсутствие согласия с самим собой и является причиной вашей конфликтности. Люди, эффективно решающие внутриличностные конфликты, находящие пути к согласию с собой, имеют следующие навыки и способности (И. Атватер, 1988): 1. Способность сохранять верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно. 2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или неудобства в случае неодобрения со стороны других. 3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне. 4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности. 5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других независимо от уровня его способностей и занимаемого положения. 6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других. 7. Умение принимать похвалу и комплименты без притворной скромности. 8. Умение оказывать сопротивление. 9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы. 10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых. 11. Чуткое отношение к нуждам других людей, соблюдение принятых социальных норм. 12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки. Практическая психология для менеджеров. — М, 1996. С. 167 —171 Практикум к главе 9 I. ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ Методика 9.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|