Краткая характеристика основных типов акцентуаций
С помощью опросника определяются следующие десять типов акцентуаций личности: /. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Человек в маске собственного собеседника, человек—зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии исамоотречению от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору. * Привлекательные черты: эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. * Отрицательные черты: эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, «уходить» в болезнь. * Наиболее благоприятные ситуации: возможность устроить «шоу», быть на виду, на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других. * Конфликтогенные ситуации: возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие. 2. Педантичный тип. Отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Гипертрофия упорядоченности внутренней и внешней, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. * Привлекательные черты: обязательность, ответственность, надежность, порядочность, ровное настроение. * Отрицательные черты: «занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях. * Наиболее благоприятные ситуации: возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.
* Конфликтогенные ситуации: требование самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке. 3. «Застревающий» тип. Характеризуется чрезмерной стойкостью и спонтанностью аффектов, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». * Привлекательные черты: принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование. * Отрицательные черты: спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим. * Наиболее благоприятные ситуации: ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру. * Конфликтогенные ситуации: сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру. 4. Возбудимый тип. Характерны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, бессознательный (иногда сознательный) перенос собственного состояния вовне. В силу этого поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление. Контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями. * Привлекательные черты: энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. * Отрицательные черты: раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях. * Наиболее благоприятные ситуации: ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.
* Конфликтогенные ситуации: ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба. 5. Гипертимический тип. Отличается повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся. * Привлекательные черты: общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность. * Отрицательные черты: импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе. * Наиболее благоприятные ситуации: трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки. * Конфликтогенные ситуации: необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки. 6. Дистимический тип. Характерны сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. * Привлекательные черты: серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. * Отрицательные черты: инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими и поддерживать группу. * Наиболее благоприятные ситуации: профессии «человек — знаковые системы», «человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость. * Конфликтогенные ситуации: необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми. 7. Тревожно-боязливый тип. Характерны склонность к страхам, робость, пугливость. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка окружающих завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства. * Привлекательные черты: обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.
* Отрицательные черты: тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий. * Наиболее благоприятные ситуации: однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные, точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения. * Конфликтогенные ситуации: несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми. 8. Циклотимический тип. Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. * Привлекательные черты: нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности. * Отрицательные черты: погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок. * Наиболее благоприятные ситуации: индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни. * Конфликтогенные ситуации: ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда. 9. Аффективно-экзальтированный тип. Отличается легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть кискусству таких людей исключают предположения об их притворстве. * Привлекательные черты: эмоциональность, выразительность оценок и действий.
* Отрицательные черты: несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм. * Наиболее благоприятные ситуации: возможность иметь «пищу» для чувств, работа на износ. * Конфликтогенные ситуации: монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации. 10. Эмотивный тип. Родствен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурные. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию исочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом. * Привлекательные черты: добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. * Отрицательные черты: крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях. * Наиболее благоприятные ситуации: общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения, труда и объективного контроля. * Конфликтогенные ситуации: проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства. РАЙГОРОДСКИЙ ДЛ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 274 — 281; ЕЛИСЕЕВ О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994. С. 107 — 122
Тестовая методика 3.3. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА КЕЛЛЕРМАНА КОНТЕ (Life Style Index, LSY)
Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 92 утверждения, требующих ответа по типу «верно — неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого. Текст опросника «Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком на бланке. 1. Со мной ладить очень легко. 2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.
3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим. 4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия. 5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется. 6. Я легко краснею. 7. Одно из самых больших моих достоинств — это умение владеть собой. 8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стенку кулаком. 9. Я легко выхожу из себя. 10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить. 11. Я редко запоминаю свои сны. 12. Меня раздражают люди, которые командуют другими. 13. Я часто бываю не в своей тарелке. 14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком. 15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее. 16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих. 17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды. 18. Мне говорят, что я хвастун. 19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве. 20. Почти все мною восхищаются. 21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью. 22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают. 23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни. 24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность. 25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир. 26. Я человек, у которого нет предрассудков. 27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным. 28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими. 29. Очень не люблю недоброжелательных людей. 30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть. 31. Я из тех, кто редко плачет. 32. Пожалуй, я много курю. 33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит. 34. Я плохо помню лица. 35. Я иногда занимаюсь онанизмом. 36. Я с трудом запоминаю новые фамилии. 37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому. 38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей. 39. Люди мне никогда не надоедают. 40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время. 41. Я мало что могу вспомнить из своего детства. 42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей. 43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать. 44. Другие считают меня излишне доверчивым. 45. Люди, которые скандалом добиваются своих целей, вызывают у меня неприятные чувства. 46. Плохое я стараюсь выбросить из головы. 47. Я не теряю никогда оптимизма. 48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей. 49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры. 50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным. 51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях. 52. Я легко принимаю брошенный другим вызов. 53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы. 54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания. 55. Другие считают, что я равнодушный человек. 56. Что-нибудь решив, я часто тем не менее в решении сомневаюсь. 57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности. 58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль. 59. Многие люди выводят меня из себя своим эгоизмом. 60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу. 61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит. 62. Я грызу ногти. 63. Другие говорят, что я избегаю проблем. 64. Я люблю выпить. 65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство. 66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами. 67. Я не люблю карьеристов. 68. Я много говорю неправды. 69. Порнография вызывает у меня отвращение. 70. Неприятности в моей жизни часто возникают из-за моего скверного характера. 71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей. 72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние. 73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения. 74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение. 75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя, как ребенок. 76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам. 77. Покойники меня не волнуют и не «трогают». 78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания. 79. Многие люди вызывают у меня раздражение. 80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка. 81. Я с трудом произношу непристойные слова. 82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим. 83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным. 84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело. 85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательно. 86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых. 87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники. 88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают. 89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет. 90. Я часто влюбляюсь. 91. Другие считают, что я излишне объективен. 92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека». Обработка результатов теста. Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле n/N х 100 %, где n — число положительных ответов по шкале этой защиты, N — число всех утверждений, относящихся к этой шкале. Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле n/92 х 100%, где n — сумма всех положительных ответов по опроснику. По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 — 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
КАМЕНСКАЯ В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. — СПб., 1999. С. 114 —118
Тестовая методика 3.4. ПОЛЯРНЫЕ ПРОФИЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ
Методика полярных профилей позволяет осуществить анализ как самохарактеристик подчиненных, так и независимых характеристик о них. Эти характеристики дают сам подчиненный, его непосредственный начальник, его коллеги по работе и др. (каждый на отдельном бланке). Самооценка подчиненного и оценка окружающими производится по 10-балльной системе. Полученные оценки затем переносятся на отдельный итоговый бланк и отражаются графически в виде профилей (каждая оценка отражается особым способом). Преимущества методики в том, что она позволяет оперативно выявить уровень как самооценки подчиненного, так и оценки его окружающими. Кроме того, заполнение бланка методики связано с осуществлением подчиненным анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе. Бланк методики полярных профилей
После оформления итогового бланка предметом анализа руководителем становятся следующие вопросы: * какие качества подчиненный оценивает либо предельно низко (на 1—2 балла), либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему; * какие качества подчиненного окружающие оценивают либо предельно низко (на 1—2 балла), либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему; * какие качества и подчиненный, и окружающие затруднились оценить и почему. Методика составлена на основе материалов книги Н. САМОУКИНОЙ «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». — М., 1997. (Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.5. САМОХАРАКТЕРИСТИКА Методика позволяет выявить актуальные отношения подчиненного к самому себе и к значимым другим (к непосредственному руководителю, к окружающим коллегам по работе, к родным и близким и др.). Порядок проведения. Подчиненному ставят задачу: в течение 7 минут написать 20 предложений, которые начинаются с местоимения «я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов. Возможен вариант, когда подчиненные находятся в одном помещении и руководитель объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время (руководитель определяет его самостоятельно) написать больше всех предложений-самохарактеристик, начинающихся с местоимения «я». Анализ ответов подчиненного позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы, устремления, ценности, установки и др. Результаты, полученные при помощи этой методики, должны быть уточнены и углублены в ходе последующих бесед и наблюдений. Методика составлена на основе материалов книги Н. САМОУКИНОЙ «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». — М., 1997. (Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.6. ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИКИ «НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ САКСА И ЛЕВИ»
Методика относится к группе проективных и состоит из 60 незавершенных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп. Каждая из групп характеризует в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным и др. Вполне возможно составление на основе предложенного своего списка незавершенных предложений, позволяющего учесть особенности конкретной организации и задачи исследования. Порядок проведения: испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения. Ввиду того что некоторые группы предложений оказываются сложными для обследуемого, так как касаются интимной стороны их жизни, рекомендуется в инструкции сообщать, что исследование проводится с целью тренировки памяти или внимания либо умения быстро формулировать предложения. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом. С этой целью возможно ограничение испытуемых во времени. Инструкция: «Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незавершенных предложений. Прочитайте их и завершите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». 1. Думаю, что мой отец редко... 2. Если все против меня, то... 3. Я всегда хотел... 4. Если бы я занимал руководящий пост... 5. Будущее кажется мне... 6. Мое начальство... 7. Знаю, что глупо, но боюсь... 8. Думаю, что настоящий друг... 9. Когда я был ребенком... 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является... 11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной... 12. По сравнению с большинством других семей, моя семья... 13. Лучше всего мне работается с... 14. Моя мать и я... 15. Сделал бы все, чтобы забыть... 16. Если бы мой отец только захотел... 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы... 18. Я мог бы стать очень счастливым, если бы... 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством... 20. Надеюсь на... 21. В школе мои учителя... 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь... 23. Не люблю людей, которые... 24. До поступления на эту работу я... 25. Считаю, что большинство людей... 26. Супружеская жизнь кажется мне... 27. Мое положение в семье можно сравнить с положением... 28. Люди, с которыми я работаю... 29. Моя мать... 30. Моей самой большой ошибкой было... 31. Я хотел бы, чтобы мой отец... 32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что... 33. Моим самым тайным желанием в жизни было... 34. Мои подчиненные... 35. Наступит тот день, когда... 36. Когда ко мне приближается мой начальник... 37. Хотелось бы мне перестать бояться... 38. Больше всего люблю тех людей, которые... 39. Если бы я снова стал молодым... 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)... 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь... 42. Большинство известных мне семей... 43. Люблю работать с людьми, которые... 44. Считаю, что большинство матерей.... 45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если... 46. Думаю, что мой отец... 47. Когда мне начинает не везти, я... 48. Больше всего я хотел бы в жизни... 49. Когда я даю другим поручение... 50. Когда я состарюсь... 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю... 52. Мои опасения не раз заставляли меня... 53. Когда меня нет, мои друзья... 54. Моим самым живым воспоминанием детства является воспоминание... 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)... 56. Моя половая жизнь... 57. Когда я был ребенком, моя семья... 58. Люди, которые работают со мной... 59. Я люблю свою мать, но... 60. Самое худшее, что мне случилось совершить... Обработка результатов: все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается, как «+1». Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «—1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке (отдельно по каждому предложению и суммарно по шкале), где графически отображается профиль направленности и отношений личности. Ключ
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, кончено, качественное изучение дополненных предложений. РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 117 — 121; Прикладная социальная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М., 1998. С. 552 — 556
Тестовая методика 3.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика измерения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем то же самое проделайте со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию». Стимульный материал Список А (терминальные ценности): * активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); * жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); * здоровье (физическое и психическое); * интересная работа; * красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); * любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); * материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); * наличие хороших и верных друзей; * общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); * познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); * продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); * развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); * развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); * свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); * счастливая семейная жизнь; * счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); * творчество (возможность творческой деятельности); * уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): * аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; * воспитанность (хорошие манеры); * высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); * жизнерадостность (чувство юмора); * исполнительность (дисциплинированность); * независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); * непримиримость к недостаткам в себе и других; * образованность (широта знаний, высокая общая культура); * ответственность (чувство долга, умение держать слово); * рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); * самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); * смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; * твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); * терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); * широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); * честность (правдивость, искренность); * эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); * чуткость (заботливость). Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?» «Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?» «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?» «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?» «Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» «К<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|