Упражнение "Пожелания"(создание групповой атмосферы)
Упражнение " Пожелания" (создание групповой атмосферы)
Все участники сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим игрокам. Можно одному из игроков, если есть желание. Ведущий тренинг высказывает своё пожелание в конце круга.
Упражнение " Компакт - опросы" (повышение уровня общительности)
Цель игры - совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам).
Ход игры. 3 ученика выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др. ) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем трём один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 секунды после конца вопроса). Причём, каждый из отвечающих предварительно определяет объём своего высказывания (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит " хранитель времени".
К ЗАНЯТИЮ № 2.
Упражнение " Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата)
Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, с фразой " Я хочу тебе подарить…" и говорит то, что хочет он подарить этому человеку.
Упражнение " Телепатия" (Невербальное общение)
Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу. Одному из них отводится роль " передающего", другому - " принимающего". Ведущий объясняет, что " передающий" должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить его " принимающему". Задача " принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.
Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа передавала одному из участников, - это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.
При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он вполне серьезно относится к предложенному эксперименту и ожидает положительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное скептическое отношение к подобным занятиям и настроиться на серьезную работу. Конечно, дело тут не в телепатии - ее может и не быть в природе. Однако необходимость создания яркой воображаемой картины не только для себя, но и для партнера, - дополнительный стимул для " передающего" предельно мобилизовать силы своего воображения.
Во время игры правильные отгадывания случаются обычно чаще, чем этого можно было бы ожидать по теории вероятностей. В этом нет ничего мистического. По дыханию партнера (а если упражнение выполняется с открытыми глазами, то и по его позе, движениям, выражению лица) " принимающий" может довольно точно уловить по крайней мере эмоциональный тон картины - спокойная она или будоражащая, радостная или печальная.
В том случае, если после первых удач у участников действительно возникнет впечатление, будто мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить в развенчанием " чудесного феномена". Ведь веру в телепатию можно эффективно использовать для того, чтобы все сильнее и сильнее подогревать вашу группу в ее работе. Лишь после того, как каждый из участников достаточно поработает в роли " передающего", имеет смысл раскрыть карты и рассказать группе о возможных каналах передачи информации.
Упражнение " Я на твоём месте" (эмпатия)
Одним из фундаментальных механизмов человеческого взаимопонимания является рефлексия - способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и " проигрывать" ситуацию за него.
Потерявшие друг друга в незнакомом городе люди встречаются на центральной площади. Преступник оставляет драгоценности на самом видном месте в надежде, что все бросятся на поиски тайников, и лишь видавшие виды детективы находят их там, где искать никому не приходило в голову. Соперники сверлят друг друга глазами - каждый понимает, чего хочет другой, но понимает также и то, что другой понимает это. Вам это знакомо?
Умение ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки " думать за тебя" и действовать с поправкой на это думанье - все это необходимо.
Участники упражнения делятся на пары. Один из пары вспоминает случай из жизни или литературную историю (выдавая за свою - игровая ситуация), второй участник начинает разговор со слов " Я на твоём месте…" и продолжает, как бы он поступил в данном случае. В конце упражнения проходит рефлексия.
Упражнение " Зеркало" (развитие психологического климата)
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его " зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники, работающие за " отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за " оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли " отражения" и " оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить " естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: