Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В современных условиях развития российской экономики значение правильно построенной системы межбюджетных отношений трудно переоценить. Большинство экономистов – политиков признают факт возникновения проблем в российской экономике в результате влияния последствий мирового финансового кризиса, что отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в том числе межбюджетных отношений.

Природные ресурсы распределены по территории Российской Федерации неравномерно и, в отличие от человеческих ресурсов, перераспределить их практически невозможно. В результате, мы являемся заложниками той ситуации, когда развиваются уже достаточно развитые регионы в силу экономико-географического положения, а качество жизни людей большинства регионов, на территории которых не ведется добыча минерального сырья, фактически зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Таким образом, перед Россией стоит важная задача – построение экономики с пропорционально развитой структурой народного хозяйства. При этом перспективное направление - это инвестиции в человеческий капитал, связанные со сферой высоких технологий.

Дот тех пор пока сохраняются серьезные отличия в бюджетной обеспеченности регионов, объем и качество бюджетных услуг не должны быть поставлены в зависимость от финансовых возможностей субъектов РФ, которые значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры их экономики и степени развития экономического потенциала. В этой связи необходимо продолжать совершенствование межбюджетных отношений с учетом стратегических целей развития государства, в числе которых – переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Для того чтобы приблизиться к достижению поставленных стратегических ориентиров был реализован ряд важных мер, в том числе касающихся межбюджетных отношений и направленных на стимулирование субъектов РФ и муниципальных образований к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

В ст. 130 и 136 Бюджетного кодекса РФ закреплены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами РФ и муниципальными образованиями в зависимости от степени их дотационности. (2)

Принятые в 2007 г. поправки в Бюджетный кодекс РФ завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В настоящее время система межбюджетных отношений характеризуется наличием ряда недостатков, которые в долгосрочном периоде могут стать реальным препятствием на пути динамичного и сбалансированного развития регионов.

Нарастает дисбаланс в социально-экономическом положении регионов, который в рамках действующей парадигмы управления экономическим развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов

Так, если по результатам исполнения федерального бюджета в 2004 году объем финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы, без учета средств, передаваемых государственным внебюджетным фондам, составил 401,2 млрд. руб., то в 2006 г. объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, за исключением трансфертов внебюджетным фондам, составил уже 584,6 млрд. руб. при этом на 2009 год в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» они запланированы в сумме 1228,8 млрд. руб.

В целом, по уточненным плановым показателям 2008 года, в Российской Федерации 45,6% собственных доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов других уровней. Значительную долю занимает финансовая помощь в местных бюджетах Чукотского автономного округа (3,5%), Агинского Бурятского автономного округа (78,7%), Республики Саха (Якутия) (74,3%), Республики Дагестан (69,6%), Республики Тыва (69%).

90% муниципальных образований передали часть своих полномочий на более высокий уровень власти, а в некоторых регионах так поступили вообще все органы местного самоуправления. Этот факт говорит о том, что муниципальным образованиям не хватает доходных источников, чтобы обеспечить соответствующим финансированием выполнение закрепленных за ними полномочий.

В настоящее время актуальными являются вопросы расширения собственной доходной базы региональных и местных бюджетов в целях повышения степени самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и последовательного сокращения в долгосрочном периоде объемов финансовой помощи из федерального бюджета.

В качестве перспективных мер в направлении обеспечения необходимой финансово-экономической самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления можно рассматривать следующие:

1. Совершенствование налогообложения вертикально интегрированных компаний с целью уменьшения зависимости региональных и местных бюджетов от финансовой политики.

2. Постепенный переход к налогу на недвижимость на условиях распределения налоговых платежей между региональными и местными бюджетами и зачислении основной части доходов по этому налогу в бюджеты муниципальных образований.

3. Зачисление в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса.

4. Установление на постоянной основе прав органов государственной власти субъектов РФ по замене дотаций (части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дифференцированными нормативами отчислений от любых федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ).

В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах РФ при распределении субсидий в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ требуется учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов.

Основными задачами по совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами на ближайшую перспективу являются:

-расширение собственной доходной базы региональных и местных бюджетов,

-формирование новых стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований,

-продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий,

-совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований,

-формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.

В настоящее время существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ. (3)

Во всем мире на протяжении тысячелетий действовал и действует закон централизации финансов. Изучение развития территориальных финансов и вопроса о соотношении общегосударственных и территориальных финансов свидетельствует о наличии следующих закономерностей:

1. С повышением концентрации финансовых ресурсов в центральном бюджете ухудшается состояние территориальных финансов.

2. Уменьшение доли территориальных финансов влечет за собой ухудшение экономического и социального положения в регионах.

3. Снижение параметров экономического и социального развития регионов ведет к ухудшению этих показателей в целом по стране.

Это позволило нам сформулировать следующий закон:

«Чем выше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития государства», иначе говоря, увеличение доли центрального бюджета уменьшает долю средств, направляемых на жизнеобеспечение человека. (4)

 

Практическое задание

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...