Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Физиология микроорганизмов.




Тема 3. Физиология микроорганизмов.

Лабораторно – практические работы

Цель работы: Изучить условия выращивания микроорганизмов, методы учета и определения культуральных и физиологических признаков.

 

Материальное обеспечение:

Методические материалы: о видах и составе питательных сред, необходимых для выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях; методах учета микроорганизмов; методах определения культуральных и физиологических признаков.

Задание 1. Познакомиться с условиями выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях (правильный подбор питательных сред, а также выбор оптимальных условий: температуры, влажности, аэрации и т. д. ). Выделение чистых культур микроорганизмов. Элективные (накопительные) культуры.

Результаты оформить в виде таблицы:

 

 

                                                                                   Таблица 1

---------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Наименование                      Состав                 Способ приготовления       

питательной

среды

 

                                                                                     Таблица 2

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------

Наименование                       Характеристика условий культивирования

параметра

культивирования

микроорганизмов   

 

                                                                                     Таблица 3

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Название элективной          Условия накопления   Анализ элективной

культуры                                                                          культуры        

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Задание 2. Познакомиться с методами учета микроорганизмов:

-количественный (метод счета колоний);

-качественный (выделение микроорганизмов в чистые культуры);

-количественный для определенных физиологических групп (метод титра);

-количественный (метод прямого подсчета с применением счетных камер);

- количественный (бактериоскопический метод – метод отпечатков).

     Сущность каждого метода записать в тетрадь.

           

Задания для самостоятельной работы:

    При изучении данного раздела следует уяснить, что такое обмен веществ и какова физиологическая роль процессов питания и дыхания.

Изучая механизм питания микроорганизмов, следует обратить внимание на то, что у них нет специальных органов питания, и питательные вещества поступают в клетку через всю ее поверхность. Большая удельная поверхность у клеток микроорганизмов является одной из причин быстрого усвоения ими питательных веществ и очень быстрого в связи с этим их роста и развития. Следует обратить внимание на то, что требования различных микроорганизмов в отношении питательных веществ очень разнообразны: одни могут использовать широкий круг разнообразных веществ, другие же в процессе питания усваивают нужные элементы, лишь из некоторых совершенно определенных источников.

Изучая дыхание микроорганизмов, нужно установить различия в способах получения энергии аэробами и анаэробами, запомнить химические уравнения, характеризующие процессы дыхания.

В связи с рассматриваемыми процессами жизнедеятельности, протекающими в микробных клетках, необходимо детально изучить ферменты. Ферменты вырабатываются микроорганизмами и выделяются в окружающую среду, помимо этого ферменты содержатся внутри микробных клеток. Ферменты переводят нерастворимые вещества пищи в растворимые, участвуют в процессах синтеза веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. Следует уяснить специфические свойства ферментов, их химическую природу, влияние факторов внешней среды на их активность, разобраться в классификации ферментов.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое обмен веществ?

2. Каков химический состав микробов?

3. Какие элементы и вещества необходимы для питания микробов?

4. Какова биологическая сущность процессов питания и дыхания?

5. Каким образом поступают питательные вещества в клетку?

6. Какие изменения происходят с веществами, поступающими в клетку из питательной среды?

7. В чем сущность аэробного и анаэробного питания?

8. Что такое ферменты, и каковы их характерные признаки?

9. Какова роль ферментов в жизни микроорганизмов?

10. Как влияют рН среды и температура на активность ферментов?

11.  Изучить:

- методы определения культуральных признаков (форма, цвет, характер поверхности, характер края, профиль, размер колоний) микроорганизмов;

- методы определения физиологических признаков чистых культур;

- методы определения микроскопических признаков микроорганизмов.

    Сущность каждого метода записать в тетрадь (практическое задание).       

 

Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы (для самостоятельного изучения)

Задания для самостоятельной работы:

   При изучении данного раздела курса следует уяснить природу воздействия на микроорганизмы отдельных факторов окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то, что жизнедеятельность микроорганизмов в наибольшей степени подавляется совместными одновременными действиями нескольких факторов. Особое внимание необходимо уделить изучению действия высоких и низких температур, влажности среды, активной кислотности (рН), концентрации растворенных веществ.

Нужно знать взаимоотношения, которые устанавливаются между различными видами микроорганизмов и между микробами и другими организмами при их совместном обитании (симбиоз, паразитизм, метабиоз, антагонизм).

В этой связи следует рассмотреть вопрос изменчивости микроорганизмов. Специфичность требований каждого организма к среде обитания приводит к тому, что при изменении этой среды организм должен или погибнуть, или приспособиться к новым условиям. Приспособление организма к новым условиям связано с изменением его. И если причины, вызывающие изменение, достаточно сильны и действуют длительное время, то изменения могут закрепиться в организме наследственно. Подбором внешних условий можно направлять изменения, происходящие в организмах, заставляя их приобретать нужные человеку свойства.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит взаимозависимость организма и внешней среды?

2. Что понимается под термином «анабиоз»?

3. В чем сущность действия на микроорганизмы пастеризации и стерилизации, света, радиоактивных излучений, радиоволн, ультразвука, рН среды?

4. Что такое симбиоз и метабиоз?

5. Что представляют собой антибиотики и фитонциды?

6. Составьте таблицу и рассмотрите на конкретных примерах ( практическое задание):

 

Микроорганизмы Требования к среде обитания (специфика) Приспособление к новым условиям
     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...