Тема 3. Физиология микроорганизмов.
Тема 3. Физиология микроорганизмов. Лабораторно – практические работы Цель работы: Изучить условия выращивания микроорганизмов, методы учета и определения культуральных и физиологических признаков.
Материальное обеспечение: Методические материалы: о видах и составе питательных сред, необходимых для выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях; методах учета микроорганизмов; методах определения культуральных и физиологических признаков. Задание 1. Познакомиться с условиями выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях (правильный подбор питательных сред, а также выбор оптимальных условий: температуры, влажности, аэрации и т. д. ). Выделение чистых культур микроорганизмов. Элективные (накопительные) культуры. Результаты оформить в виде таблицы:
Таблица 1 ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Наименование Состав Способ приготовления питательной среды
Таблица 2 --------------------------------------------------------------------------------------------------- Наименование Характеристика условий культивирования параметра культивирования микроорганизмов
Таблица 3 ----------------------------------------------------------------------------------------------------
Название элективной Условия накопления Анализ элективной культуры культуры
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Познакомиться с методами учета микроорганизмов: -количественный (метод счета колоний); -качественный (выделение микроорганизмов в чистые культуры); -количественный для определенных физиологических групп (метод титра); -количественный (метод прямого подсчета с применением счетных камер); - количественный (бактериоскопический метод – метод отпечатков). Сущность каждого метода записать в тетрадь.
Задания для самостоятельной работы: При изучении данного раздела следует уяснить, что такое обмен веществ и какова физиологическая роль процессов питания и дыхания. Изучая механизм питания микроорганизмов, следует обратить внимание на то, что у них нет специальных органов питания, и питательные вещества поступают в клетку через всю ее поверхность. Большая удельная поверхность у клеток микроорганизмов является одной из причин быстрого усвоения ими питательных веществ и очень быстрого в связи с этим их роста и развития. Следует обратить внимание на то, что требования различных микроорганизмов в отношении питательных веществ очень разнообразны: одни могут использовать широкий круг разнообразных веществ, другие же в процессе питания усваивают нужные элементы, лишь из некоторых совершенно определенных источников. Изучая дыхание микроорганизмов, нужно установить различия в способах получения энергии аэробами и анаэробами, запомнить химические уравнения, характеризующие процессы дыхания. В связи с рассматриваемыми процессами жизнедеятельности, протекающими в микробных клетках, необходимо детально изучить ферменты. Ферменты вырабатываются микроорганизмами и выделяются в окружающую среду, помимо этого ферменты содержатся внутри микробных клеток. Ферменты переводят нерастворимые вещества пищи в растворимые, участвуют в процессах синтеза веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. Следует уяснить специфические свойства ферментов, их химическую природу, влияние факторов внешней среды на их активность, разобраться в классификации ферментов.
Вопросы для самопроверки: 1. Что такое обмен веществ? 2. Каков химический состав микробов? 3. Какие элементы и вещества необходимы для питания микробов? 4. Какова биологическая сущность процессов питания и дыхания? 5. Каким образом поступают питательные вещества в клетку? 6. Какие изменения происходят с веществами, поступающими в клетку из питательной среды? 7. В чем сущность аэробного и анаэробного питания? 8. Что такое ферменты, и каковы их характерные признаки? 9. Какова роль ферментов в жизни микроорганизмов? 10. Как влияют рН среды и температура на активность ферментов? 11. Изучить: - методы определения культуральных признаков (форма, цвет, характер поверхности, характер края, профиль, размер колоний) микроорганизмов; - методы определения физиологических признаков чистых культур; - методы определения микроскопических признаков микроорганизмов. Сущность каждого метода записать в тетрадь (практическое задание).
Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы (для самостоятельного изучения) Задания для самостоятельной работы: При изучении данного раздела курса следует уяснить природу воздействия на микроорганизмы отдельных факторов окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то, что жизнедеятельность микроорганизмов в наибольшей степени подавляется совместными одновременными действиями нескольких факторов. Особое внимание необходимо уделить изучению действия высоких и низких температур, влажности среды, активной кислотности (рН), концентрации растворенных веществ. Нужно знать взаимоотношения, которые устанавливаются между различными видами микроорганизмов и между микробами и другими организмами при их совместном обитании (симбиоз, паразитизм, метабиоз, антагонизм). В этой связи следует рассмотреть вопрос изменчивости микроорганизмов. Специфичность требований каждого организма к среде обитания приводит к тому, что при изменении этой среды организм должен или погибнуть, или приспособиться к новым условиям. Приспособление организма к новым условиям связано с изменением его. И если причины, вызывающие изменение, достаточно сильны и действуют длительное время, то изменения могут закрепиться в организме наследственно. Подбором внешних условий можно направлять изменения, происходящие в организмах, заставляя их приобретать нужные человеку свойства.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем состоит взаимозависимость организма и внешней среды? 2. Что понимается под термином «анабиоз»? 3. В чем сущность действия на микроорганизмы пастеризации и стерилизации, света, радиоактивных излучений, радиоволн, ультразвука, рН среды? 4. Что такое симбиоз и метабиоз? 5. Что представляют собой антибиотики и фитонциды? 6. Составьте таблицу и рассмотрите на конкретных примерах ( практическое задание):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|