Тема 5. Патогенные микроорганизмы (для самостоятельного изучения).
Тема 5. Патогенные микроорганизмы (для самостоятельного изучения). Задания для самостоятельной работы: Патогенные микробы являются возбудителями заболеваний человека, животных и растений. Прежде всего, следует изучить характерные признаки и свойства патогенных микробов и условия возникновения заболеваний. Разобраться в значении понятий: «инфекция», «бациллоносительство», «входные ворота инфекции», «инкубационный период болезни» и др. Необходимо также уяснить, что такое иммунитет, каковы его виды, какими защитными свойствами организма человека, животных и растений определяется состояние иммунитета к тем или иным заболеваниям. Также необходимо разобраться в том, что собой представляют пищевые токсикоинфекции, интоксикации и пищевые инфекции. Следует понять, в чем заключаются различия между пищевыми инфекциями и пищевыми отравлениями микробной природы, какова роль людей бациллоносителей и некоторых насекомых и животных в распространении пищевых заболеваний. Вопросы для самопроверки: 1. Каковы характерные особенности и свойства патогенных микробов? 2. Что такое микробные токсины и какова сила их действия? 3. Что такое «инфекция», каковы ее источники и пути распространения? 4. Каковы условия возникновения и развития инфекционных заболеваний? 5. Что называется инкубационным периодом болезни? 6. Что такое иммунитет, и какие виды его известны? 7. Какие заболевания называют пищевыми, в чем отличие пищевых инфекций от пищевых отравлений микробной природы? 8. Что такое токсикоинфекции? 9. Составить схему распространения патогенных микроорганизмов (практическое задание). Раздел 2. Микробиология в товароведении
Тема 6. Биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами, их значение в природе и практическое использование (для самостоятельного изучения).
Задания для самостоятельной работы: Микроорганизмы обладают исключительно высокой биохимической активностью, поэтому разнообразные вещества, входящие в состав пищевых продуктов и различных материалов (белки, углеводы, жиры и др. ) сравнительно легко поддаются их воздействию. При изучении данного раздела следует учесть, что некоторые микроорганизмы могут использовать только ограниченный круг веществ, а спектр действия других микроорганизмов может быть очень широк. В зависимости от того, какие микробы действуют на одно и тоже вещество из него могут получаться самые различные продукты. В то же время одни и те же микроорганизмы, развиваясь на разных субстратах, образуют неодинаковые промежуточные и конечные продукты. Рассматривая отдельные микробиологические процессы, следует дать определение и привести его суммарное химическое уравнение. Необходимо изучить основных возбудителей процесса, указать исходные, промежуточные, основные и побочные конечные продукты, уяснить последовательность превращения веществ и запомнить, какие ферменты катализируют отдельные биохимические реакции. Уяснить, каково влияние условий, в которых протекает процесс на его интенсивность и соотношение между конечными продуктами. Вопросы для самопроверки: 1. Чем характерны процессы, называемые брожением? 2. Каково суммарное уравнение спиртового брожения, и какие микроорганизмы его вызывают? 3. Что представляют собой сивушные масла, и каково их происхождение? 4. Что представляет собой процесс молочнокислого брожения 5. В чем отличие нетипичного молочнокислого брожения от типичного? 6. В чем заключается пропионовокислое брожение и каков его химизм?
7. Что представляет собой маслянокислое брожение? 8. Что представляет собой окислительные брожения, в чем у них сходство с типичными брожениями? 9. Какие микроорганизмы являются наиболее активными разрушителями жиров? 10. Какие микробиологические процессы называются гниением, приведите химические схемы распада белка под влиянием микробов в аэробных и анаэробных условиях? 11. Все виды брожения и микробиологические процессы записать в тетрадь (практическое задание). Тема 7. Распространение микроорганизмов в природе (для самостоятельного изучения). Задания для самостоятельной работы: Рассматривая данную тему, следует уяснить. Что изучение микрофлоры воздуха и ее контроль, имеет большое значение в практике, так как посредством воздуха различные микробы могут заноситься в помещение и попадать на сырье и готовые изделия, вызывая их порчу. Через воздух могут передаваться и различные инфекционные заболевания. Необходимо ознакомиться с методами очистки и дезинфекции воздуха. Микрофлора почвы очень богата, так как в почве микробы находят все необходимые условия для своего развития – влагу, пищу, защиту от действия прямого солнечного света. Состав почвенной микрофлоры оказывает большое влияние на микрофлору воздуха и воды. Микрофлора воды это вопрос, изучению которого необходимо уделить наибольшее внимание. Вода в значительных количествах входит в состав многих пищевых продуктов; используется для мойки сырья, аппаратуры, тары и оборудования в целом ряде производств пищевой промышленности и торговли. Использование воды, содержащей большое количество микробов, может привести к значительному увеличению микробной обсемененности продуктов, что вызовет их порчу. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с физическими, химическими и биологическими методами очистки сточных вод; уяснить каким образом происходит самоочищение водоемов. Микрофлора тела человека имеет существенное влияние на состояние здоровья самого человека, а также на степень обсеменения пищевых продуктов, с которыми человек соприкасается. Постоянно в организм человека поступают микроорганизмы с водой, пищей, попадают с различных предметов. Чистота полости рта, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, рук и тела, поддержание нормального состояния здоровья – совершенно необходимо для работников соприкасающихся в той или иной степени с продуктами питания.
Вопросы для самопроверки: 1. Какими факторами определяется количественный и качественный состав микрофлоры воздуха? 2. Какими способами дезинфицируют или очищают воздух помещений от микробов? 3. Какова микрофлора почвы? 4. Почему необходимо предохранять пищевые продукты от загрязнений почвой? 5. Каков качественный и количественный состав микрофлоры природных вод? 6. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к питьевой воде и воде, используемой в пищевых производствах? 7. Какими способами очищают и дезинфицируют питьевую воду? 8. Какими методами производится очистка сточных вод? 9. Какова микрофлора тела здорового человека? 10. Каков состав микрофлоры, здорового человека и какова особенность микрофлоры больных людей и бациллоносителей? 11. На основании изученного материала (на конкретном примере) составьте следующую таблицу ( практическое задание):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|