Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3: Типы экономических систем.




Главной задачей или целью всей экономической деятельности является наиболее эффективно распределить имеющиеся факторы производства и решить проблему ограниченности, которая возникает из беспредельности желаний общества и нехватки экономических ресурсов. Однако чтобы достичь этой цели любому обществу, прежде всего, необходимо ответить на три важных вопроса или решить три главные задачи: что производить, как производить и кто купит.

По способу ответа на эти вопросы все экономические системы делятся на следующие типы:

I. Традиционная экономическая система.

II. Чистый капитализм или рыночная экономика свободной конкуренции.

III. Командно-административная или централизованная экономика.

IV. Смешанная экономическая система или современная рыночная экономика.

.

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов образующих целостность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Замечание: необходимо отметить, что ни один из указанных типов экономических систем в чистом виде на практике никогда не существовал. Это значит, что отдельные элементы противоположного типа встречались в каждой реальной экономике, но при этом преобладали элементы одного из типов.
Например, экономика западноевропейских стран XIX века – это образец преимущественно рыночного типа хозяйства, а экономика СССР - это пример командно-административной системы. Каждый из этих двух типов хозяйства имеет и преимущества и недостатки, в связи с чем, во второй половине XX века в наиболее развитых странах сформировалась смешанная экономическая система, т.е. система в функционировании которой присутствуют элементы и рыночной и командной систем.

I. Традиционная экономическая система.

Традиционная экономика – это исторически первый тип экономической системы, характерными признаками которой являются:

1. Осуществление всей экономической деятельности на основе сложившихся традиций.

2. Жесткая централизация хозяйства.

3. Иерархичность общества.

4. Отсутствие денежной системы.

5. Ведение натурального потребительского хозяйства.

Традиционная экономическая система характеризуется отсутствием прогресса и стремлением к стагнации, о чем свидетельствует тот факт, что во многих странах традиционный тип экономической системы существовал и продолжает существовать в течение тысячелетий почти в неизменном виде и разрушается только под воздействием извне.

Причиной такой устойчивости является отсутствие в традиционной экономике стимулов к развитию.
Таким образом: «что?» и «как?» производить в традиционной экономике определяется традициями и обычаями, которые не меняются в течение сотен и тысяч лет.

 

 

II. Чистый капитализм. Рыночная экономика свободной конкуренции.

Этот тип экономической системы сформировался в более поздний период и для него характерны следующие признаки:

1. Частная собственность.
То есть в условиях чистого капитализма материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов, а не правительства.
Но и при чистом капитализме, наряду с частной собственностью, признается и государственная собственность на некоторые виды естественных монополий с целью обеспечить повышение эффективности производства.

2. Свобода предпринимательства и выбора.
В капиталистической экономике все индивиды свободны, заниматься любым видом экономической деятельности для повышения своего материального благосостояния. Иначе говоря, для них характерна свобода выбора альтернативных вариантов поведения и ответственность за сделанный выбор.
Но при этом следует подчеркнуть, что самой широкой свободой на капиталистическом рынке обладают потребители. А производители свободны, но только в рамках выбора потребителей, т.е. они не свободны производить товары и услуги, которых потребители покупать не желают.

3. Личный интерес как главный мотив поведения.

В капиталистической экономике каждая экономическая единица стремится к личной выгоде,то есть получить для себя лично возможно больший денежный доход. Предприниматели стремятся максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала– получить как можно более высокие цены от продажи или сдачи в аренду своих ресурсов.
Наемные работники – получить возможно больший денежный доход за определенную сложность и продолжительность труда.
А потребители, покупая товары и услуги, стремятся приобрести их по возможно более низким ценам.

4. Свободная конкуренция.
Означает следующе: во-первых – наличие на рынке большого числа свободно действующих продавцов и покупателей любого конкретного товара или услуги; во-вторых – свободу для продавцов и покупателей совершать сделки купли-продажи на тех или иных рынках и также свободно эти рынки покидать.

5. Свободное (рыночное) ценообразование.
Прежде всего, следует отметить, что рынок - это механизм осуществляющий контакт между производителями (поставщиками товара или услуги) и потребителями (предъявителями спроса на товары или услуги) или это просто место, где встречаются продавцы и покупатели.
Желания продавцов и покупателей учитывается на многих рынках и на их основе (то есть при взаимодействии спроса и предложения) формируются цены на товары и услуги, обеспечивающие личный интерес и продавцам и покупателям.

6. Ограниченная роль правительства.
В условиях чистого капитализма роль правительства в функционировании экономики считалась излишней. Утверждалось, что капиталистическая экономика всегда стабильна, то есть всегда функционирует на уровне полной занятости и полного объема производства, а любое нарушение в равновесии урегулирует сам рынок при помощи определенных рыночных рычагов.

Вывод: таким образом, частная собственность и свобода индивидов заниматься ими самими выбранным видом экономической деятельности для повышения своего материального благосостояния представляют собой основополагающие черты капиталистической экономики. Личный интерес является движущей силой такой экономики, а конкуренция выполняет в ней роль контролирующего и регулирующего механизма.
Капиталистическое производство не организуется на основе правительственного плана, а является результатом решений огромного множества индивидов, определяющих, что экономика должны производить, а также способы производства и реализации продукции.

Капиталистическая идеология придерживается позиции, согласно которой роль правительства в функционировании экономики является второстепенной.


Кроме всего выше указанного, существуют и другие институты и формы деятельности, свойственные как чистому капитализму, так и всем современным экономическим системам. К ним относят:

1. Использование передовой техники и технологии в широких масштабах.

2. Специализация производства.

3. Применение денег.

 

Специализация и передовая техника служат предпосылкой наиболее эффективного использования ресурсов в любой экономике.
Применение денег представляет собой всеохватывающий институт, позволяющий обществу легче осуществлять специализацию, как на внутреннем, так и на мировых рынках и использовать самую производительную технологию для извлечения наибольшей выгоды.

 

Замечания:

1. Для обеспечения повышения эффективности производства желателен высокий уровень квалификации труда. Тем не менее, у специализации производства есть и недостатки и в частности при взаимодействии специализации и кооперации. Это значит, что чем хуже производство осуществляется данным предприятием, тем больше оно зависит от производства, осуществляемого другими предприятиями. То есть любой сбой в производственной цепи не позволит произвести и реализовать конечный продукт, а из этого следует, что все участники производственного процесса понесут убытки.

2. Экономическое значение денег как признанного обществом эквивалента обмена (удобное средство для обмена) заключается в возможности осуществлять специализацию как внутри страны, так и на международном рынке, а это в свою очередь означает наиболее эффективное распределение редких ресурсов. Известно, что обмен может быть произведен и на бартерной основе, но при бартерном обмене может возникнуть проблема – если потребности всех участников сделки не совпадают – обмен невозможен. В результате неэффективное распределение редких ресурсов и отказ от специализации.

 

Вывод: специализация и передовая технология, основанные на широком использовании средств производства представляют собой черты, свойственные как чистому капитализму, так и всем современным экономическим системам. Деньги, функционирующие в качестве средства обращения, позволяют разрешать проблемы, связанные с бартерной торговлей и тем самым осуществлять более глубокую специализацию, как на внутреннем рынке, так и на международном.

 

III. Командно-административная, централизованная экономика.

Командная экономика является противоположностью рыночной системы и для неё характерны следующие признаки:

1. Экономические связи в обществе осуществляются на основе приказов из центров.

2. Планирование носит директивный характер, то есть объем используемых ресурсов и их распределение, объем производства продукции и её распределения, а также реализация производства осуществляется путем централизованного планирования (центральным плановым органом).

3. Преобладает государственная собственность на материальные ресурсы. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе правительственных директив (указов, постановлений).

4. Цены носят фиктивный характер.

5. Выбор экономических субъектов крайне ограничен, также как и их ответственность за свои экономические действия.

 

 

IV. Смешанная экономика. Современная рыночная система.

Характерными признаками смешанного типа хозяйства являются:

1. Свобода экономических субъектов в принятии решений в сфере производства.

2. Активное вмешательство государства в процесс распределения.

3. Разнообразие форм собственности.

4. Индикативный характер планирования, то есть производство не организуется на основе правительственного плана, а является результатом рыночного спроса.

5. Формирование оптимального уровня социальной дифференциации.

Недостатки рыночного саморегулирования и цели государственной экономической политики.

Современный этап развития рыночных отношений в экономически развитых странах позволяет достаточно четко сформулировать целый ряд недостатков, присущих современной рыночной экономике.
Первый блок проблем, определяющий несовершенство рыночной системы связан с окружающей нас средой обитания и использованием природных ресурсов. Очевидно, что использование научно-технических достижений в условиях рыночных отношений направлено на увеличение масштабов производства всевозможных потребительских благ. При этом преследуя личную цель (максимальную выгоду) предприниматель не будет по собственной инициативе вкладывать в экологически чистое производство, так как эти вложения могут существенно уменьшить его прибыль. Система рыночных отношений не предусматривает и экономических механизмов прекращения производства вредных для здоровья людей товаров, если они пользуются спросом. Производитель не будет добровольно вкладывать деньги в доработку своей продукции, чтобы уменьшить или ликвидировать вред от её потребления. Рыночная система не способна регулировать разумную добычу полезных ископаемых, использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.

Ко второму блоку следует отнести проблемы, касающиеся производства товаров и услуг коллективного пользования (общественные или социально-значимые товары, называемые также государственными благами).
Прежде всего необходимо выделить общественно-важные, фундаментальные научные разработки и те экономические объекты, которые полностью выходят из сферы предпринимательского интереса, например: дороги, дамбы, мосты и другие сооружения, требующие больших материальных затрат, но не приносящие реальную сиюминутную прибыль. Кроме этого существует целый ряд сфер деятельности, где частный бизнес может удовлетворить лишь определенную часть потребности общества в них в зависимости от платежеспособности людей (здравоохранение, образование, юридические и бытовые услуги).

Третий блок проблем, характеризующих несовершенство рыночной системы, связан с «воспроизводством» в рамках данной системы социального неравенства и отсутствием в ней необходимых для нормальной жизни общества социальных гарантий. Рыночная система не способна гарантировать право на труд и доход (наличие армии безработных).

Характерной чертой рыночной системы являются экономические кризисы. Индивидуальное желание предпринимателей получить максимальную прибыль от своей деятельности, стремление к постоянному расширению производства без учета возможности потребления, и отсутствие полной информации об экономическом состоянии страны. Все это не позволяет производителям правильно и своевременно оценивать перспективы развития в интересующих их отраслях, что приводит в определенный момент к переизбытку товаров, предлагаемых на рынке.

Цикличность развития рыночной экономики является объективной закономерностью данной системы, однако последствия кризисного периода крайне разрушительны для социально-экономической жизни общества.
В самой рыночной системе нет механизмов, способных «отодвигать» во времени наступление кризисов или «смягчать» их отрицательные последствия.

Таким образом, рыночная экономика не способна самостоятельно справится со многими важными проблемами, сопровождающими общественное развитие, для их решения необходима внешняя «сила», в роли которой выступает государство.
Только целенаправленное и обоснованное вмешательство государства в общественные процессы позволяет сглаживать негативные последствия рыночной системы хозяйствования.

В зависимости от состояния экономики приоритеты целевых установок государственно-экономической политики могут варьироваться. Несмотря на это можно выделить следующие основные цели, влияющие на поддержание макроэкономического равновесия и общественного воспроизводства:

1. Обеспечение пропорционального (сбалансированного) развития общественного производства.

2. Стимулирование роста и эффективности производственной сферы.

3. Поддержание стабильности цен для предотвращения инфляционных процессов.

4. Сокращение безработицы и обеспечение полной занятости.

5. Перераспределение дохода для поддержания общественно-значимых отраслей народного хозяйства и слабозащищенных слоев населения.

6. Сохранение окружающей среды.

 

 

Основные принципы и функции государственного регулирования экономики.

Для того чтобы более полно понять роль государства в жизни общества, необходимо определить само понятие «государство».

Определение: Государство - общенациональный политический орган, законодательно регулирующий волевые отношения между гражданами, их общественными организациями и социальными группами, занимающими определенное положение в системе производства и присвоения, материальных благ. Следовательно, регулирующая роль государства, особенно в условиях рыночного хозяйства заключается, прежде всего, в том, чтобы координировать экономические процессы в обществе и увязывать частные и общественные интересы.

При этом в рамках рыночных отношений любое правительство вынуждено придерживаться двух основных принципов регулирования экономики:

1. Минимальное вмешательство государственных органов управления в экономическую деятельность фирм.

2. Влияние на развитие социально-экономических процессов и установление государственно-экономического регулирования и нормативов.

В современных условиях различные страны отличаются друг от друга направленностью, способами и формами государственного регулирования рыночной экономики. Однако в каждом государстве экономические функции правительства в развитии экономики играют весьма существенную роль. К основным экономическим функциям правительства относят пять функций, которые подразделяются на 2 группы задач правительства.

К первой группе задач относятся:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, облегающие функционирование рыночной экономики.

2. Защита конкуренции.

Вторая группа задач:

3. Перераспределение денежного дохода и богатства с целью уменьшить неравенство в обществе (распределительная).

4. Корректирование распределения экономических ресурсов с целью изменить структуру национального продукта (аллокационная).

5. Стабилизация экономики.

 

 

Первая группа задач:

1. Создание правовой основы рыночных отношений.

Эта функция заключается в разработке хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования рыночного механизма. Именно в законах определяется права собственности, устанавливаются правила осуществления хозяйственной деятельности предприятий и организаций и взаимоотношения между ними. Фиксированные правовые отношения работодателей и наемных работников, стандартов и качества продукции, права потребителей товаров и услуг, меры наказания за несоблюдение общественных норм экономическими субъектами.

2. Защита конкуренции.

Конкуренция, основа существования рыночной (капиталистической) экономики, «заставляет» производителей быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей, расширять ассортимент, повышать качество товаров и услуг, внедрять в производство научно-технические разработки, эффективно распределять ресурсы на производство необходимых обществу товаров, снижать издержки производства. Однако развитие монополий существенно подрывает конкурентное начало рыночной экономики и снижает эффективность общественного производства.

Монополия – ситуация на рынке, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец оказывается в состоянии влиять на общественный подъем предложения продукции и следовательно на цену продаваемого продукта.

На первый план выходят интересы монополистов в получении сверхприбыли, в ущерб общественным интересам. Только государство способно предотвратить разрушительные для национальной экономики последствия деятельности монополии, следовательно, одной из функции правительства является провидение антимонопольной политики, включающей в себя установление стандартов на монопольную продукцию, регулирование цен, а также запрет на образование монопольных производств в тех отраслях, где это не вызвано необъективной необходимостью.

В отношении естественных монополи (отраслей, где экономические и технологические условия исключают возможность конкуренции) правительство образует государственные комиссии, антимонопольные комитеты для регулирования цен и качества товаров и услуг. Такому государственному регулированию подвергаются: транспорт; связь; производство и передача электроэнергии; нефти -,газо -, уголь - добывающая промышленность; и другие предприятия общественного пользования. В отношении искусственных монополий правительство устанавливает антимонопольные законы с целью укрепления и развития конкуренции, так как высокая эффективность производства возможна только при условии высокого уровня развития конкуренции.

 

Вторая группа задач:

3. Перераспределение денежного дохода и богатства.

Материальное благосостояние человека в условиях рыночной экономики зависит от многих причин: стартового капитала, образования, способностей, наличия работы, состояния здоровья и т. п.… Это приводит к наличию в обществе как очень богатых, так и практически необеспеченных средствами к существованию людей. То есть рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода и, следовательно, в распределении национального продукта. В связи с этим государство обязано брать на себя ответственность по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан, распределению и перераспределению материальных благ. В экономически развитых странах регулирование распределения доходов происходит либо путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например: фиксация цен на сельскохозяйственные продукты, установление минимального уровня заработной платы и т.д.) либо через систему трансфертных платежей, обеспечивающих пособие по безработице, пособие иждивенцам, инвалидам, остронуждающимся и т.д.; либо косвенно, через налоговую систему (например: устанавливаются дифференцированные ставки налогов на личные доходы граждан). Таким образом, через систему налогообложения и государственных расходов (трансфертов[1]) необходимая доля национального дохода переходит от относительно богатых членов общества к малоимущим гражданам.

4. Перераспределение ресурсов.

Эта функция заключается в том, что государство способствует оптимизации пропорции производства различных товаров путем сокращения избыточного, экономически необоснованного поступления ресурсов в отдельные отрасли и перераспределение их в те отрасли, где увеличение выпуска продукции экономически целесообразно.

И в частности речь идет о перераспределении ресурсов их частного сектора в производство общественных товаров, так как частный сектор не занимается производством общественных товаров, потому что особенности общественных товаров существенно отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления. Следовательно, производство общественных товаров является задачей государства, именно поэтому они и называются государственными благами.

 

Рассмотрим характеристики товара индивидуального и общественного.

 

Товар индивидуального потребления.

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим. То есть он состоит из достаточно мелких единиц, чтобы отдельные потребители смогли его купить.

Кроме того на этот товар распространяется принцип исключения: те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от товаров индивидуального потребления. Рыночный спрос, состояший из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль.

То есть общий доход повышающий издержи производства. Равновесие между предложением и купленным количеством товара предназначенного для индивидуального потребления зависит от цены, которая определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно участвуют в рыночной сделке.

Общественный товар.

Такой товар неделим, то есть он состоит из таких крупных единиц, что не может быть продан индивидуальному покупателю, следовательно, не приносит немедленной выгоды. Именно поэтому частный сектор не производит общественные товары. На него не распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его неделимыми благами тем потребителям, которые не платили за общественный товар. Так как потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара независимо от того платили они за него или нет, их подлинные предпочтения не выявляются.

Так как потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке, то показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо существенно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от общественного товара может быть равна соответственно экономическим издержкам или даже покрывать их.

Таким образом, товары индивидуального потребления достаются потребителям в результате их покупки, а общественные товары в результате их создания.

Правительство перераспределяет ресурсы из частного сектора в производство общ9ественных товаров путем манипулирования налогами и процентными ставками. То есть более высокие налоги и процентные ставки уменьшают частный спрос на ресурсы и высвободившуюся часть ресурсов правительство использует для производства общественных товаров.

 

5. Стабилизация экономики.

При выполнении этой функции задачей государства является поддержание стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста. Особенно при возникновении таких неблагоприятных ситуаций в экономике как безработица и инфляция.

И безработица, и инфляция в экономике определяется одним, самым главным фактором – уровнем общих расходов (частных и государственных) на товары у услуги.

Слишком низкий уровень общих расходов на товары и услуги вызывает сокращение объема производства и, следовательно, занятости, то есть безработица растет. В этом случае задача правительства состоит в том, чтобы увеличить совокупные расходы на товары и услуги. Достигается это: во-первых увеличением собственных расходов государства на конечную продукцию предприятий (на общественные товары и услуги), во-вторых, уменьшение налогов в частном секторе с целью стимулировать расходы предприятий и домохозяйств.

Инфляция означает, что общий уровень расходов на товары и услуги является избыточным, то есть не соответствует производственным возможностям экономики. Иначе говоря, денежная масса превышает товарную, а это ведет к росту цен. В такой ситуации задача правительства состоит в том, чтобы уменьшить избыточные расходы. Достигается это: во-первых сокращением собственных расходов на общественные блага, во-вторых, увеличением налогов с целью сократить расходы в частном секторе.

Таким образом, государство регулирует уровень безработицы и воздействует на инфляционные процессы, тем самым способствуя экономическому процветанию страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...