Тема 5: Ценовая эластичность спроса.
Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при повышении цен спрос уменьшается. Причем реакция потребителей на изменение цен может варьироваться как в пределах разных продуктов, так и в пределах одной и той же продукции. Чуткость или чувствительность потребителей к изменению цен измеряют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующих определениях: 1. Если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос является эластичным или относительно эластичным. Уточнение: К товарам эластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по относительно высоким рыночным ценам и имеют большое количество близких заменителей, то есть это дорогие товары длительного пользования, дорогие услуги, одежда, продукты питания и т.д. Отсюда следует, что чем меньше необходим товар покупателю (наличие большого количества заменителей предоставляет потребителю широкий выбор) тем выше эластичность спроса на товар. Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса, при изменении цены на товары и услуги эластичного спроса изменяется количество покупателей этих товаров. А это приводит к большему изменению спроса относительно изменения цены.
2. Если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос является неэластичным или относительно неэластичным. Уточнение: К товарам неэластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по относительно невысоким ценам и не имеют близких заменителей. Примером таких товаров и услуг может служить рыночная потребительская корзина. Следовательно, чем больше необходим товар покупателю (отсутствие заменителей лишает потребителя выбора) тем ниже эластичность спроса на такой товар.
Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса, при изменении цен на товары неэластичного спроса изменяется количество покупок этих товаров и услуг, а это приводит к меньшему изменению спроса относительно изменения цены. Замечание: Необходимо отметить, что единственное различие между товарами эластичного и неэластичного спроса состоит в величине изменения спроса. Это значит, что и тот и другой спрос подчиняются действию закона спроса. При снижении цен и эластичный и неэластичный спрос увеличиваются, а при увеличении уменьшаются. Но, эластичный спрос, за счет изменения количества покупателей, увеличивается и уменьшается на величину большую, а неэластичный, только за счет изменения покупок, на величину меньшую.
Ценовую эластичность спроса измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по формуле:
Если же показатели процентного изменения данных спроса и цены неизвестны, то данную формулу можно представить в следующем виде:
Интерпретация формулы: 1.Если данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса, то такой спрос является эластичным. Например, если уменьшается цена на 2 %, вызывает рост спроса на 4%, то коэффициент эластичности Еd = 2. Очевидно, что во всех подобных случаях, когда Ed >1 спрос эластичен.
2.Если данное процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, то такой спрос является неэластичным. Например, если уменьшение цены на 3% вызывает рост спроса на 1 %, то Ed = 1/3, то есть во всех подобных случаях, когда Ed <1, спрос неэластичен.
3.Между эластичным и неэластичным спросом возможна пограничная ситуация. Это значит, что цена и спрос изменяются на одну и ту же величину.
Например уменьшение цены на 5% ведет к росту спроса также на 5%, в этом случае Ed=1.Этот специфический случай называется единичной эластичностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|