Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6: Теория предложения.




Определение: предложение показывает, какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене.

Из этого определения вытекает понятие «цена предложения».

Цена предложения – это максимальное количество продукта, которое готовы предложить на рынке производители в соответствии с рыночной ценой и издержками на его производство.

Это значит, что чем ниже рыночная цена товара, тем меньше его предложение, поскольку у многих производителей данного товара уровень издержек может оказаться значительно выше, чем общая выручка от продажи. Но по мере того, как рыночная цена товара будет расти, его предложение будет увеличиваться, а следовательно будет усиливаться конкуренция среди продавцов. Кроме того под ценой предложения также понимают минимальную рыночную цену товара, ниже которой его производство и предложение становится убыточным.

Шкала предложения и кривая предложения S показывают, что предложение товара было больше при высоких, а не низких ценах (действует функция цены «мотивация для производства»).

Таким образом, закон предложения выражает прямую или положительную зависимость между ценой за единицу товара и величиной предложения.

Кривая предложения S является восходящей, поскольку демонстрирует действие закона предложения. То есть показывает, что по мере роста рыночных цен предложение увеличивается и наоборот.

Детерминанты (факторы) предложения.

При построении кривой предложения S1 принимается допущение, что главной детерминантной, влияющей на предложение, является рыночная цена товара, которая изменяется «при прочих равных условиях». В данном случае «прочие условия» - это другие, то есть неценовые факторы рыночного предложения, которые заданы, известны, не изменяются и не влияют на предложение товара. Влияние цены на предложение называется «изменением величины предложения», что графически можно представить движением точек А и В по стабильной кривой предложения S1 (кривая не смещается). Это значит, что смещение точки А вверх по кривой указывает на увеличение цены и одновременно увеличение предложения, а перемещение точки В по кривой вниз указывает на уменьшение цены. Таким образом, указанные изменения величины предложения происходят, когда неценовые факторы являются «прочими равными условиями».

Если же «прочие условия» (одно или несколько) изменяются, то вся кривая смещается. Смещение кривой вправо, вниз, от S1 к S2 указывает на увеличение предложения по каждой цене под воздействием изменения неценовых факторов. Это значит, что даже при неизменных ценах, предложение данного товара увеличивается.

Смещение кривой влево, вверх, от S1 к S3 указывает на уменьшение предложения по каждой цене при изменении неценовых факторов. Это значит, что при тех же ценах предложение данного товара уменьшится.

Влияние неценовых факторов на предложение называется «изменением в предложении». Следовательно, в данном случае «прочим равным условием» является цена товара, которая задана, известна, не изменяется и не влияет на предложение товара.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую предложения, необходимо отличать «изменение величины предложения», вызванное изменением цены и графически представляющее стабильную кривую, от «изменений в предложении», вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К этим неценовым факторам предложения относятся:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги с предприятий;

4) цены на другие товары;

5) ожидание производителей относительно будущих цен;

6) число продавцов на рынке.

 

Цены на ресурсы.

В отличии от цен на готовую продукцию, цены на ресурсы это важный неценовой фактор, который приводит к изменению издержек на единицу продукции, а, следовательно, прибыли предприятия и в результате объема предложения товаров на рынке.

Увеличение цен на ресурсы (например повышение номинальной заработной платы или рост цен на сырье или электроэнергию) приводит к росту затрат на единицу продукции и, следовательно, уменьшается прибыль производителя, а в результате предложение товара на рынке. Кривая сместиться влево.

Уменьшение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Снижает издержки на единицу продукции, увеличивает прибыли и, следовательно, увеличивает объем предложения данного товара.

Таким образом, снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо, а их увеличение к смещению влево.

 

Технология производства.

Новые и усовершенствованные технологии стимулируют производство дополнительного количества товаров, следовательно, предложение увеличивается. Объясняется это тем, что применение лучшей технологии позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами (ресурсов), следовательно, издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к росту прибыли и предложения товара.

 

Налоги с предприятий.

Все налоги, которые уплачивают предприятия, они рассматривают как издержки, снижающие их прибыль. Поэтому повышение налогов (например налога на прибыль) ведет к росту затрат на единицу продукции и тем самым к уменьшению прибыли после вычета налогов и, следовательно, объем выпуска и предложения товара уменьшается.

Уменьшение налогов с предприятий приводит к противоположному результату.

Таким образом, увеличение налогов смещает кривую влево, а их уменьшение приводит к смещению вправо.

 

Цены на другие товары.

Анализируя этот неценовой фактор, необходимо также опираться на функцию цены «мотивация для производства» и понятие редкости ресурсов.

Это значит, что если на данном предприятие изготавливает два товара А и В и рыночная цена товара А увеличилась (цена товара В предполагается неизменной), то очевидно, что предприятие может увеличить производство и предложение товара А (более высокая цена данного товара является мотивацией для роста его производства). Но одновременно уменьшится производство и предложение товара B, так как из-за редкости ресурсов произошло перераспределение ресурсов из производства товара B в производство товара А.

 

Ожидания производителей.

Ожидания производителей относительно будущих цен также могут изменить текущее предложение на рынке.

Если производители товаров и услуг ожидают в ближайшем будущем снижения рыночных цен, то это приведет к увеличению предложения товара по каждой цене, и смещению кривой вправо, если производители примут решение продать больше товара до понижения цен

Ожидание увеличения рыночных цен, приведет к уменьшению текущего предложения товара по каждой цене, и смещению кривой влево, если производители примут решение извлечь выгоду из предстоящего повышения цен и примут решение уменьшить количество предлагаемого товара.

 

Число продавцов на рынке.

Число продавцов и, следовательно, рыночное предложение товара зависят не только от цен на товар, но также от изменений других неценовых факторов предложения.

Число продавцов и предложение товара А увеличиваются и кривая сместиться вправо, если в результате уменьшения цен на ресурсы, уменьшения налогов и применения эффективной технологии сократятся издержки производителя на единицу продукции; если увеличится рыночная цена товара А при неизменной цене товара B; если ожидается уменьшение цен на данный товар.

Число продавцов и, следовательно, предложение товара А уменьшатся и кривая сместиться влево, если увеличиваются издержки на единицу продукции в результате роста цен на ресурсы, увеличения налогов, применения неэффективной технологии; если рыночная цена товара А останется неизменной, а на товар B вырастет, а так же, если ожидается рост цен на товар А.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...