О месте "гунфу" в народной сектантской традиции
⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 О месте " гунфу" в народной сектантской традиции 1. Следует оговорить, что за рамками данной статьи останутся и некоторые виды " гунфу", причастные к религиозному сектантству в традиционном Китае, такие, например, как у-шу (военно-прикладные искусства) – наиболее известная ветвь " гунфу", подробно рассмотренная в работах Н. В. Абаева [1, 2]. 2. Лаому или Ушэнлаому – " Извечная (или Нерожденная) Матушка", высшее божество религиозной традиции сект " Белого Лотоса". О принципах построения тренинговых обучающих систем на базе круговых движений " внутренних" школ у-шу 1. Три наиболее известных и крупных школы этого направления – Тайцзицюань, Багуа и Син-и. 2. Авт. свид-во СССР № 323301. 3. Авт. свид-во СССР № 629087. 4. Авт. свид-во СССР № 1108022. 5. Авт. свид-во СССР № 1304832. 6. Авт. свид-во СССР № 629087, № 1108022. 7. Можно говорить о наличии конкретных подходов к созданию методик и средств обучения на базе предлагаемых технических решений. Сформулирован круг проблем, возникающих при решении этих вопросов, а именно: o создание механико-математических моделей технической части подобных специфических эргатических систем; o проработка вопросов аппаратурно-конструктиьной реализации их; o исследование процессов взаимодействия человек – машина при различных режимах эксплуатации и обучения; o объективизация показателей психофизического состояния обучаемых. Решение всего комплекса вопросов требует привлечения современных средств вычислительной, сенсорной и измерительной техники. К вопросу об изучении психологических аспектов Аюрведы 1. " Ригведа" – древнейшая из четырех 'Вед, самый ранний из известных нам памятник индоарийской культуры, сборник гимнов. " Атхарваведа" – позднейшая по времени создания Веда, сборник заклинаний. Медицинские сведения, содержащиеся в Ведах, позволили некоторым древним авторам отнести Аюрведу к разряду " шрути" (санскр., " услышанное" ), т. е. счесть дополнительной, пятой Ведой.
2. Упанишады (санскр., букв.: " сидение около" ) – древне-индийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам в качестве объяснения, комментария. Упанишады – главный источник философской традиции Веданты. 3. " Чарака-самхита" – " Собрание Чараки", " Аштанга-хридая" – " Восьмичленная основа" (Вагбхаты), " Сушрута-самхита" – " Собрание Сушруты" – имеют общее название " Вриддхи трайи", т. е. " Совершенная триада". Датировка памятников приводится по данным советских исследователей, отличающимся, порой значительно, от индийских. 4. Санкхья – одна из самых древних философских систем Индии. Упоминания о ней встречаются в " Махабхарате", " Пуранах" и " Ману-смрити". 5. Даршана (санскр., букв.: " осматривание" ) – философия, философская школа. Ф. И. Щербатской отмечал: " Санкхья как отдельная школа прекратила свое существование после реформы, которая включила ее в веданту" [2, с. 47-48]. Традиционная система цигун в Китае 1. Сведения о количестве стилей цигун получены в Цзилиньском провинциальном обществе цигун (г. Чанчунь, КНР). 2. Известное правило – легче предупредить заболевание, чем излечить его. Сам же процесс лечения должен вызвать повышение защитных сил организма человека, и прежде всего благодаря психической саморегуляции: повышение тонуса и жизнеспособности организма, улучшение функций всех внутренних органов, мышц, сухожилий, сосудов, тканей. 3. Не случайно китайская народная медицина обращала внимание прежде всего на нервно-психическое состояние заболевшего, считая, что именно настроение человека в целом есть управление жизненной теплотой, согревающей внутренности, и что именно " настроение делает разум сильным, а мозг разумным". " Психика и тело живут вместе", т. е. принцип психической саморегуляции человека играет важную роль как в китайской традиционной медицине, так и в системе цигун.
4. Названия систем оставляем в их китайском звучании, как специальные технические термины. В статье рассматриваются первые три направления. 5. Бодхидхарма (букв.: " просветленная дхарма" ) – монашеское имя, настоящее имя неизвестно; в Китае его знали под именем Дамо, в Японии – Дарума, был сыном южно-индийского князя Сугандхи и в Китай прибыл около 520 г. Уже став известным буддийским наставником, Бодхидхарма был приглашен для службы в императорский дворец, но отверг это предложение и поселился в монастыре Шаолинь (нынешняя провинция Хунань). Вокруг буддийского наставника собирались ученики из числа самих китайцев. Бодхидхарма стал основателем нового направления в буддизме махаяны – чань-буддизма, первым чаньским патриархом и 28-м общебуддийским. Бодхидхарма, по буддийской традиции, в течение девяти лет после прибытия в Китай якобы сидел, " уставившись взглядом в стену" (цзо чань би гуань). Однако знаменитый трактат " Ицзиньцзин", сохранившийся до наших дней, приписываемый Бодхидхарме, позволяет не согласиться с тем, что чаньский патриарх требовал от своих питомцев лишь " созерцания стены" как единственно верного метода самоусовершенствования с последующим достижением буддийского " просветления", хотя созерцание (медитация) и правильная релаксация стали одним из главных методов психотренинга и психической саморегуляции. Процесс медитации должен был осуществляться " при лишенном каких-либо образцов или идей (мыслей) сосредоточении сознания в одной точке (санскр. " экаграха"; кит. " и-нянь-синь" ), которое сочеталось с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Медитация обычно начиналась с сознательной концентрации внимания, когда медитирующий сосредоточивает его в одной точке и интенсивно " всматривается" своим внутренним взором в " пустоту", стремится " опустошить" свое сознание до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние называлось " одноточечностью сознания" (и-нянь-синь) или " сознанием, лишенным мыслей" (у-нянь-синь), " не-сознанием" (у-синь)".
Бодхидхарма был носителем иной, отличной от китайской, культурной традиции, что очень важно учитывать при изучении практической и теоретической деятельности наставника. Бодхидхарма столкнулся со своеобразной богатой культурой, в частности с даосской традицией, представители которой – даосские алхимики, отшельники – зачастую посвящали всю свою жизнь изучению способов достижения бессмертия или, по крайней мере, продления жизни, в связи с чем получали немалые практические результаты: от распознавания тайн природы (изучение свойств лекарственных растений, минералов и т. д. ) до тщательного изучения свойств и возможностей человеческого тела и духа. Бодхидхарма в своей системе воспитания учеников на пути достижения конечной цели – " просветления" – стремился выработать достаточно рациональный принцип " через совершенство тела к совершенству духа", что вполне можно соотнести, например, с притчей памятника " Чжуанцзы" (IV в. до н. э. ). Эта притча исполнена глубокого философского смысла и, на наш взгляд, едва ли не полностью была воспринята Бодхидхармой, ставшим основателем не только нового направления в буддизме, но и знаменитой шаолиньской школы борьбы, вошедшей в систему китайских воинских искусств, – у-шу. Монахи Шаолиня в процессе длительного обучения проходили ряд " ступеней" в постижении физического и духовного совершенства в равной мере, что особенно ярко проиллюстрировано именно в данной притче: " Цзи Синцы тренировал бойцового петуха для царя. Через десять дней царь спросил: – Готов ли петух? – Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится. Через десять дней [царь] снова задал [тот же] вопрос.
– Пока нет. Бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. Через десять дней [царь] снова задал [тот же] вопрос. – Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит [другого] петуха. Взгляни на него – будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух – повернется и сбежит" (перевод Л. Д. Позднеевой) [7, с. 229-230]. Бодхидхарма считается автором известного " Трактата о светильнике и свете" (" Дэн дянь цзи" ), содержащего некоторые теоретические концепции чань-буддизма. 6. Наш вариант перевода, основанный на содержании текста " Трактат о правильной координации мышц" (досл.: " изменение, перемена", " цзинь" – " сухожилия, мышцы", т. е. " Трактат об изменении в сухожилиях" ). 7. Примечательно, что автор предисловия – военный чиновник, это является прямым свидетельством отнесения психофизической системы Бодхидхармы к комплексу у-шу – воинским искусствам. 8. По традиционным воззрениям, даньтянь – жизненно важная, центральная точка человека, его физической тяжести, через которую при правильной технике осуществляется дыхание. Она расположена на три цуня (1 цунь – 3, 2 см) ниже пупка. 9. На наш взгляд, " хэсюэгун" можно перевести как " правильная циркуляция крови". 10. Можно перевести как " гигиеническая, оздоровительная гимнастика". 11. Ван Сянжай, по сведениям китайских коллег, скончался в начале 80-х годов в Пекине в преклонном возрасте.
www. e-puzzle. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|