Признаки конституционного государства
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Теоретические основы становления конституционализма Четыре основных политически правовые теории Теория общественного договора Основана в 17в. В Англии Гоббсом, доработана Локком До создания государства люди пребывают в естественном состоянии (обладают неограничиваемым правом, также обладают правом оценивания поведения других лиц с т.з. правомерности и не правомерности, также как и правом наказывать). Благ на всех не хватает®война всех против всех. В этом состоянии хаоса никто не защищен. Ведомые инстинктом самосохранения люди договариваются. Люди из членов общества выделяют группу лиц, которым доверяют ведение общественных отношений. Люди отдают часть своих неограниченных прав (право осущ. Наказание, оценивать правомерность и т.д.). Государство должно: · Обеспечить общую безопасность, правопорядок · Гарантировать естественные, неотъемлемые права человека. Теория естественного права Естественные права: на жизнь, на неприкосновенность жилища и т.д. Есть права позитивные – от гос-ва Есть группа прав, которые носят надчеловеческий характер (к-е не человеческим обществом даны)®покушаться на эти права нельзя. Линберн Томас- 1ый предложил их закрепить. У нас 2 глава. Если государство по каким-либо причинам не может обеспечить защиту самого себя, то человеку позволяется защищать себя самому посредством осуществления функций государства. – в демократич безграничная защита, а в тоталитарных - ограничена В правовой сфере государство начинает создавать законы. Закон-это высший правовой акт, создаваемый государством. Конституция-общественный договор. Конституция-юридический документ, который фиксирует основы общественного договора.
Теория народного суверенитета. Государство создает народом®власть в государстве должна принадлежать народу. Народ определяет форму государственной власти, порядок ее функционирования, выбирает органы исп вл. Тогда появились институты: систематизированного выбора депутатов, · Отзыва депутатов · Наказа депутатов и т.д. 1. Свободный депутат-избранный народом, но не может быть обратно отозван, является представителем всего народа – схема свободного мандата. 2. Схема связанного (императивного) мандата – депутат, который имеет жесткую связь со своим избирателем и может быть отозван.У нас на гос. уровне действует свободный мандат. Избираем партию а не депутатов, не народовластие – а партийное представительство в парламенте. Все органы власти не действуют от себя в представляют народ Референдумы 1. Референдум РФ имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в утверждении каких-либо органов. ФКЗ «О референдуме» 2. Субъектов РФ 3. Местный референдум (в рамках местных муниципальных образований) Не может выноситься вопрос по изменению содержания Конст, и по решению конкретных вопросов на реф-ме, а Конст охватывает широкий круг вопросов. Теория разделения властей. Сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.
Особенности становления Российского конституционализма Рос гос никогда не являлось конституциональнымисходя из перечисленных пр-ков, демократическим (только в 19 в отменено рабство, монархия практически неограниченная, парламент долго отсутствовал, дума – не была раньше парламентом, не было парламентаризма –точное разграничение законодательной и исп вл – привелигир положение парламента) После 1917г. · Теория общественного договора – в Советской России признавалась буржуазной, враждебной; · Конституция не была юридически значимым документом; · Соблюдение прав и свобод; · Теория естественного права – механизм их реализации не существовал. И в последние годы отсутств. мех-мы реализации прав и свобод личности. · Теория народного суверенитета признавалась, но народовластия не было; · Теория разделения властей признавалась буржуазной, враждебной и т.д. Признавалось: Вся власть советам. Советы собирались на кратковременные сессии, не разрабатывали законов. Ими занималась «верхушка». После 1985г. · в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства; · произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ; · изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;
· были значительно расширены права местного самоуправления; · 22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию; · после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР); · изменилась государственная символика. Признаки конституционного государства 1. Наличие юридической конституции, в которой закреплен статус возникших органов гос.власти и т.д.(наличие кодифицированной или неск- док-в)важнейшие положения управления гос-м 2. Конституционное реальное закрепление и гарантирование основных прав и свобод личности. Наличие механизма их реализации 3. Народовластие,кот обеспечивается конст закреплением статуса законодат орг вл и порядка его формирования населением (свободные выборы) 4. Наличие системы разделения властей 5. Наличие системы конституционного контроля, прежде всего судебного.(конст суд) 6. Эффективная судебная власть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|