Федеральный конституционный закон в РФ.
Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. – органические. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния – конституционные – дополнение к конституции. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории РФ. С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав РФ, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства. Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами. Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами: исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер».
Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.
Стадии законодательного процесса в РФ. Законодательный процесс- упорядоченная деятельности компетентных гос органов по разработке, представлению в Парламент, рассмотрению законопроектов, принятию, опубликованию и обеспечению вступления в силу законов РФ. Включает этапы: 1. Законодательная инициатива – разработка и представление законопроекта уполномоченным субъектом права в Парламент (ГД). Процедура обсуловлена Конституцией и регламентом ГД. (закон инициатива-Президент,СФ, членам СФ, депутатам ГД, Прав-ву РФ, законодат органам суб-в РФ. Высшим судам по вопросам их ведении ст.104) Законопроекты обязательны к рассмотрению К законопроекту прилагается пояснительная записка, список ПА, подлежащих отмене или изменению в случае принятия закона и финн экономич обоснование з-на, если предполагает расходование ср-в фед бюджета. Некоторые законопроекты ст.104 ч 3 – о ввдении отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос займов, другие законопроекты предусм-ие расходы фед бюджета – только при наличии заключения правительства РФ. Законопроект внесенный в Гос думу – для него формируется отвественный комитет, в кот готовят 1ое заключение о соответствии его Конст и о целесообразности принятия; не пересекается ли он с другими законами и с этими заключениями вносится на первое чтение ГД, где могут отклонить окончательно, принятия окончательно, или же в первом чтении. 2 Стадия. Рассм-е законопроекта в парламенте. Отд-й самост процесс внутри законодательного процесса – имеет свои этапы – 3 чтения. Если принимается в 1м чтении то комитету возвращается и он начинает над ним работу – ему назначают срок – сбор предложений и поправок. Проводится экспертизы: лингвистическая и правовая привлекаемыми экспертами. Экспертные советы при комитетах. В рез-те составл-т 3 табоицы: предложения, которые удовлетворить, отклонить, по кот комитет не определился. За 15 дней до заседания ГД рассылается всем участникам. 2 чтение – где голосование за эти поправки, предложения. Если большие разногласия – ен может прийти к реш-м, то опять проводится вопрос о целесообразности.
Затем опять в комитет, где проводится редакция текста, согласование его отд-х частей и в окончательном варианте выносится на конечное чтение, где никаких поправок не осущ-ся, т.е голосование в целом за закон, если не принимается то вообще снимают с рассмотрения. 3. Принятие закона Гос дума – одобрение ½ в течении 5 дней направляется в СФ – может рассмотреть и одобрить большинством голосов, либо если в теч 14 дней не приступил – одобрение. Ряд законов обязательных к рассмотрению СФ ст.106 (фед бюджета,фед налогов и сборов…). Если не одобрил – отклонил то либо согласительная комиссия для внесения изменений и к любому чтению (2,3). Если ГД хочет можно отклонить и проголосовать 2/3 – обход СФ – президенту в теч 5 дней.Президент может отклонить, подписывает, не отклоняет: может подписать, обнародовать закон (обеспечение публикации), ето президента отлагательное можно преодолеть.(если в кажд палате квалиф большинством – за первоначальный текст то должен подписать. 4. Опубликование и обнародование закона(опубликование и иные формы) Обеспечивается президент РФ вступление в силу 67.Законодательная инициатива в РФ. Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона либо внести соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение либо законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ:
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|