Источники конституционного права в РФ.
Источники права – внешняя форма выражения права на основе которой возникают юридические права и обязанности Виды источников права: 1.НПА (публичные НПА гос и негос)2. Нормативный договор 3. Правовой обычай 4. Судебный прецедент НПА негос – созданные не государством: 1. Контитуция гос-ва ст 15 2. Конституции республик в составе РФ (конституции и постановления конст суда – выше конституции субъектов всероссийский референдум) 3. Результаты референдумов – РФ, субъектов РФ, местный реф-м). результаты референдума РФ имеют высшую юр силу и не нуждаются в утверждении какого-либо органа. Результаты референдума не могут в противоречие с Конституцией, так как на референдум выносится какой-то узкий, конкретный вопрос не входящий в противоречие с конституцией. 4. Правовые акты органов МСУ. НПА гос. 1). Закон – высший правовой акт, созд-й гос (органами законодательной власти) и являются правовой основой для всего остального правового регулирования в той или иной сфере. Конституционные – чаще всего, такая форма закона, которая используется для дополнения Конституции. Органические – посвящаются наиб важным гос органам, на кот есть ссылка в конституции. Текущие – касаются всех сфер. 1 и 2 – особые законы, кот имеют более выс юрид силу, чем текущие з-ны и в связи с этим принимаются квалифицированным большинством. Конституцией предусмотрено принятие следующих з-нов: 1. ФКЗ - о военном положении, о референдуме, о прав-ве РФ)= конституц и органические з-ны, в по форме они примен-ся в порядке принятия органич з-нов. Отлагательное вето у президента распростр-ся только на ФЗ, т.е. в принятии ФКЗ през-т не учит-ся. 2.ФЗ - Принимаются с учатсием Госдумы также, совета федерации, президента простым большинством голосов
3. З-ны субъектов РФ –по предметам совместного ведения изд-ся ФЗ и принимаемые в соотв с ними з-ны и иные НПА суб-в РФ. 4. Закон РФ о поправке к Конституции (3-8 главы только) 2) Правовые акты президента – принимает приказы и распоряжения – подзаконные акты Он может урегулировать к-либу сферу отношений принятием указа или распоряжения в сл отсутствия з-нов по этим отношениям Правительство не может этого сделать- НПА прав-ва издается во исполнение, т.е. качественно,эффективно выполнять предписания закона. Если появляется з-н то предписание президента становится подзаконным правовым актом. Если противоречит з-ну,то перестает действовать указ, если нет-то нет. 3) Правовые акты правительства – акты президента их выше. Приказы и распоряжения. Нормативные договоры – договор создается равноправными субъектами правоотношений, дог-ры заключаются добровольно. Конфликты регулируются на основе принципа состязательности сторон. Судебный прецедент – под ним понимается такое новое решение суда по новому вопросу, которое становится образцом, обязательным для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел всеми судами равной и нежестоящей юрисдикции. Правовые обычаи – сложившиеся правовые отношения в течении длительного времени. Правовые обычаи, как источники конституционного права. В современном праве якобы не применяется, но тем не менее применялось. Правовой обычай лежит в основе любой правовой системы. Провавой обычай – сложившиеся правовые отношения в течение длительного времени. Широко применяется в дипломатических отношениях и т.д. Обычаи делового оборота предусматриваются – сложившиеся правила. Правовой обычай – это такое правило поведения, которое в результате длительного многократного поведения приобретает всеобщее признание и юридическую гос защиту прежде всего судебную, но при этом не выражены в виде НП и могут носить устный характер. Пример – в мореплавании – письменные рекомендации – не являющиеся обязательными. Вопрос сложный, так как Кп развивается не долго, но можно найти пример – постановления и иные решения палат Фед Собрания отнесенные к его ведению – носят они ограниченный и пассивный характер(не самостоятельная инициатива) практически всегда. На практике принимают решения по более широкому кругу вопросов хотя противоречит Конституции раньше так делали до 96 но потом опять стали.
Судебные прецеденты как источники КП Судебный прецедент – это такое новое решение суда, по новому вопросу, которое становится образцом, обязательным для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел всеми судами равной и нижестоящей юрисдикции. Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В России частично неофициально действует судебный прецедент. Решения конституционного суда обязательны для исполнения на всей территории РФ. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в РФ следует рассматривать в качестве источников конституционного права. Договоры, как источники КП РФ Договор создается равноправными субъектами правоотношений, договоры заключаются добровольно. Конфликты регулируются на основе принципа состязательности сторон. Договоры заключаются между: 1. РФ и субъектами РФ (о разграничении предметов ведения) 2. Международные договоры РФ (конвенция об охране труда, конвенция по правам человека и т.д.). Возможно заключение международных договоров субъектов РФ.
3. Договоры субъектов РФ между собой. (если предмет договора затрагивает КП) Нормативные договоры – договор создается равноправными субъектами правоотношений, дог-ры заключаются добровольно. Конфликты регулируются на основе принципа состязательности сторон. Пр. Договор между органами фед гос власти РФ и субъектами РФ – Федеративный договор. – определялись основные условия с республиками, автономиями, со всеми ост-ми субъектами РФ. Продолжает действовать. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий – были между субъектами и РФ в 2000г только с Татарстаном и чеченской респ-кой. – приелегии в фин и т.д. Международные договоры – конвенция об охране труда, по правам человка. Дог-ры суб-в между собой если предмет затрагивает КП.
Функции конституции 1. Юридическая. Она – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Все остальные законы и подзаконные акты должны соответствовать или во всяком случае не противоречить конституции. Конституция есть основа всего правопорядка в государстве. 2. Политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, с обществом в целом, служит правовой основой политической системы общества. Все политические силы – партии, движения и др. – взаимодействуют между собой, конкурируют, борются, используют государственную власть на основе правил, определенных в конституции. 3. Идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья, иногда вера в Бога и др.). Эти ценности подтверждаются в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности органов конституционного контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|