Возможностями развития. 8 страница
· Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об образовании».
2. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является государст- венным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении.* ПМПК выполняет функцию основной экспертной службы при определении вида и форм обучения детей с проблемами в развитии. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления, создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК. ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учрежде- ний, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем лицам, которые в ней нуждаются. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. В задачи зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий входит: Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с проблемами в физическом развитии. Осуществлять освидетельствование детей на психолого-медико-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и их обязатель- ном присутствии при наличии следующей документации:
– выписки из истории развития ребенка, подписанной главным врачом поликлиники; – направления районного психоневролога; – характеристики из детского учреждения, в котором находился ребенок; – заключения психолого-медико-педагогического консилиума; – ученических тетрадей и рисунков ребенка; – личного дела из школы; – для детей с проблемами в физическом развитии – заключения специалистов регионального областного консультативно-диагностического центра для детей с ОВЗ. Для этого руководителям территориальных органов управления здравоохранением необходимо: Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда. Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следую- щими документами: • подробной выпиской из истории развития ребенка; • заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда. В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты: - врачи (невропатолог, психиатр /психоневролог/, отоларинголог, офтальмолог); ‒ педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед); - логопед; - психолог; - социальный педагог; - медицинский статистик.
В зависимости от условий региона (материальной базы, наличия специалистов и пр.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и условий воспитания и обучения. 2.1 Организация работы по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений. В ПМПК при проведении работы по комплектованию образовательных и медицинских учреждений ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Эти данные помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности ребенка, уровнем и качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в ДОУ или в школе. Кроме того, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за определенный период времени. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характере и степени тяжести отмечаемых отклонений в развитии. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего воспитания и обучения с учетом психофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка. Даются конкретные рекомендации педагогам образовательного учреждения.
В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум данного учреждения, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет). Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза). Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в данное специальное учреждение. 3. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образова- тельного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреж- дения. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учрежде- нием и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская сестра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклоне- ниями в развитии (или состояниями декомпенсации) исходя из реальных возможнос- тей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образователь- ными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Основными задачами ПМПк образовательного учреждения являются: – профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; – выявление резервных возможностей развития; – определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; – подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности. В обязанности ПМПк (консилиума) входит также: – изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование); – выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение); – изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение). Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется образовательным учреждением самостоятельно*. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направляет ребенка в детскую поликлинику.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так же при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом данного образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии (или состояниями декомпенсации); плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей), предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: – установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения; – выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; – выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опираться в коррекционной работе; – анализ хода развития и результатов педагогической работы. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалис- тов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официаль- ному запросу. В договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется: Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях: - при возникновении трудностей диагностики; - в спорных и конфликтных случаях; - при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. Информировать ПМПк соответствующего уровня: – о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; – о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; – об эффективности реализации рекомендаций ПМПк. В свою очередь ПМПК (комиссия) принимает на себя обязательство: Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомен- даций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в эти рекомендации. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): – заключения специалистов ПМПк; – коллегиальное заключение ПМПк; – дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПК и ПМПк образовательного учреждения.
4. Комплексное исследование особенностей познавательного и психофизического развития детей в ПМПК и ПМПк включает в себя медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей. Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологи- ческое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. При необходимости проводятся параклинические обследования (МРЭГ*, эхо- энцефалография, электроэнцефалография, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Дефектологу и психологу важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каково состояние соматического и психического здоровья ребенка. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений позволяют выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться задания невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д. В ходе психолого-педагогического обследования психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. При обследовании детей старшего дошкольного возраста необходимо определить степень готовности к школьному обучению – установить уровень интеллектуального развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными действиями и oпeрациями, а также навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важным личностным качеством является способность к регуляции поведения и к самоконтролю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе. При обследовании лиц школьного возраста необходимо установить характер и причины имеющихся у детей трудностей в учении, определить характер и структуру отмечаемого нарушения развития. В связи с тем, что успешность обучения в значительной мере определяется способностью к обучению, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, уровень сформированности мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь взрослого. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности при выполнении аналогичных заданий. Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины отклонений в познавательном и психофизическом развитии, дает прогноз и рекомендации по формированию и коррекции психических функций, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости психолог проводит нейропсихологическое обследование. Педагогическое обследование, включающее выявление уровня общепознава- тельного развития, сформированность учебных навыков, знаний по родному языку, математике и т.д., проводят дефектолог и педагог общего профиля. В своем заключении они не только отражают установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывают необходимые приемы работы с ним. Эти рекомендации полезны и педагогам, и родителям. Логопедическое обследование (по необходимости) проводит логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся недостатков и нарушений речи. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятельной) речи. При обследовании школьников исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого развития детей, что помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с задержкой психического развития) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано нарушением интеллектуального развития. 5. В составлении заключения ПМПК участвуют все специалисты (на основе анализа всех полученных о ребенке сведений). Необходимо не только поставить диагноз и дать заключение, но и обосновать их, выделив основные симптомы отмечаемого нарушения. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними. При проведении обследования должна соблюдаться спокойная и доброжелательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики и такта. В помещении, где проходит работа ПМПК, не должно быть посторонних людей, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования в ряде случаев имеет немаловажное значение. При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учитываться при составлении окончательного заключения. В их числе: Эмоциональная реакция ребенка на процедуру обследования. Понятно, что волнение – естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. В то же время должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения. Понимание инструкции и цели задания. В ходе обследования обращается внимание на следующие моменты: выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе; какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом и др. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается также общая работоспособность. Очень важным качеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Один из главных показателей – способность использовать помощь. Чем в большей степени она развита, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит также способность к переносу показанного ребенку способа деятельности на аналогичные задания. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.). Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями врачей специального профиля –отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными; обращает внимание на наличие (отсутствие) у ребенка снижения слуха или зрения и т.д. В случаях сенсорных нарушений дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал. В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии о существенных особенностях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны выраженные трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, которое для ребенка легче и интереснее. Изучение психолого-педагогической характеристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения. Если ребенок учится в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид и оформление тетради свидетельствует о таких качествах, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях в обучении. Так, несоблюдение строчек при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непониманием учебных требований. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Нередко именно рисунки ребенка становятся первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии. Только после тщательного изучения всех материалов документации, члены комиссии начинают непосредственное обследование ребенка. Выбор и последовательность применения тех или иных методов исследования зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) выбирает метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – обследование строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности, способов решения практической задачи. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического). Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности, но в ряде случаев – с заведомо легких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к последующей работе, сняло бы излишнее волнение, беспокойство. Это особенно важно при обследовании детей с аутистичными проявле- ниями, детей инактивных и малоконтактных. В процессе обследования следует создавать ситуацию психологического комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «домашние заготовки» к процедуре обследования. Нельзя допускать психологических и интеллектуальных перегрузок для обследуемого ребенка. Следует выявлять прежде всего те нарушения, которые оказывают наиболее неблагоприятное влияние на развитие познавательной деятельности и личности ребенка. Одним из универсальных средств обследования детей и подростков в ПМПК является метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляется запас сведений и представлений об окружающем и точность этих представлений. Беседа как метод исследования должна быть целенаправленной. При определении уровня сформированности интеллектуальных способностей ребенка в ходе беседы с обследуемым необходимо выявить: · точность представлений ребенка о самом себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.; · сформированность временных представлений и понятий; · представлений о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков; · умение ориентироваться в пространстве; · запас сведений об окружающей геобиологической и социальной среде. Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Не рекомендуется начинать беседу, если у ребенка имеются нарушения речи, слуха или он с трудом вступает в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит другим путем выявить то, что требуется обследующему. Метод наблюдения – один из ведущих при изучении детей с нарушениями развития. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.
Читайте также: II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|