Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможностями развития. 8 страница




· Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об об­разовании».

 

2. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является государст- венным консультативно-диагности­ческим, коррекционным учреждением в системе специализирован­ной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении.* ПМПК выполня­ет функцию основной экспертной службы при определении вида и форм обучения детей с проблемами в развитии. В своей деятельности ПМПК руководству­ется Международной конвенцией о правах ребенка, а также дейс­твующими законоположениями Российской Федерации об обра­зовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления, создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учрежде- ний, а также оказывают консультативно-диа­гностическую и коррекционную помощь всем лицам, которые в ней нужда­ются. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, пе­дагоги, подростки по личной инициативе.

В задачи зональных, городских и районных психолого-медико-пе­дагогических комиссий входит:

Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с пробле­мами в физическом развитии.

Осуществлять освидетельствование детей на психолого-медико-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и их обязатель- ном присутствии при наличии следующей документации:

– выписки из истории развития ребенка, подписанной глав­ным врачом поликлиники;

– направления районного психоневролога;

– характеристики из детского учреждения, в котором находил­ся ребенок;

– заключения психолого-медико-педагогического конси­лиума;

– ученических тетрадей и рисунков ребенка;

– личного дела из школы;

– для детей с проблемами в физическом развитии – заключе­ния специалистов регионального областного консультативно-диагностического центра для детей с ОВЗ.

Для этого руководителям территориальных органов управления здра­воохранением необходимо:

Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинго­лога, окулиста, ортопеда.

Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следую- щими документами:

• подробной выпиской из истории развития ребенка;

• заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

- врачи (невропатолог, психиатр /психоневролог/, отоларинголог, офтальмолог); ‒ педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог,

ортопед);

- логопед;

- психолог;

- социальный педагог;

- медицинский статистик.
Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической ра­боты с детьми c ограничен- ными возможностями развития. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудова­нием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фон­дами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, наличия специалистов и пр.) в структуре ПМПК могут создаваться самосто­ятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную ра­боту, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методи­ческий отделы.

Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-меди­ко-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и условий воспитания и обучения.

2.1 Организация работы по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию образовательных и медицинских учреждений ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обсле­дование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обуче­ния, и дубликаты заключения ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Эти данные помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности ребенка, уровнем и качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в ДОУ или в школе. Кроме того, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за определенный период времени. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре и степени тяжести отмечаемых отклонений в развитии. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего воспитания и обучения с учетом пси­хофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка. Даются конкретные рекомендации педагогам образовательного учреждения.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме­дико-педагогический консилиум данного учреждения, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в данное специальное учреждение.

3. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специали­стов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии и/или состояниями де­компенсации.

ПМПк может быть создан на базе образовательного учреж­дения любого типа и вида независимо от организационно-право­вой формы приказом руководителя образова- тельного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя об­разовательного учреж- дения.

ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учрежде- нием и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (пред­седатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного об­разовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-ло­гопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская се­стра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обу­чающихся, воспитанников с отклоне- ниями в развитии (или со­стояниями декомпенсации) исходя из реальных возможнос- тей об­разовательного учреждения и в соответствии со специальными образователь- ными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Основными задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
‒ выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии (или состояний декомпенсации);

– профилактика физических, интеллектуальных и эмоцио­нально-личностных перегрузок и срывов;

– выявление резервных возможностей развития;

– определение характера, продолжительности и эффективнос­ти специальной (коррекционной) помощи в рамках имею­щихся в данном образовательном учреждении возможностей;

– подготовка и ведение документации, отражающей актуаль­ное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

В обязанности ПМПк (консилиума) входит также:

– изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование);

– выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особен­ностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);

– изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследо­вание детей с отклонениями в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой оп­ределяется образовательным учреждением самостоятельно*.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществля­ется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образо­вательным учреждением и родителями (законными представите­лями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учрежде­нии, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направляет ребенка в детскую поликлинику.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

По данным обследования каждым специалистом составля­ется заключение и разрабатываются рекомендации.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследова­ния ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Изменение условий получения образования (в рамках воз­можностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так же при необходимости углубленной диагностики или разреше­ния конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк ре­комендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом данного образовательного учреждения на комплексное, всесто­роннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии (или состояниями декомпенсации); плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (за­конных представителей) и специалистов ПМПк о необходимос­ти обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и про­ведение заседания ПМПк.

На период подготовки к ПМПк и последующей реализа­ции рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учи­тель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффектив­ность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повтор­ных обсуждений на ПМПк.

На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все спе­циалисты, участвовавшие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и реко­мендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщен­ную характеристику структуры психофизического развития ребен­ка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекци­онной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представите­лей), предложенные рекомен­дации реализуются только с их согласия.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации:

– установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

– выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;

– выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опирать­ся в коррекционной работе;

– анализ хода развития и результатов педагогической работы.

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представите­лям) на руки или направляется по почте, копии заключений спе­циалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации за­ключения специалис- тов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официаль- ному запросу.

В договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:

Направлять детей и подро­стков с отклонениями в раз­витии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:

- при возникновении труд­ностей диагностики;

- в спорных и конфликтных случаях;

- при отсутствии в данном образовательном учрежде­нии условий для оказания необходимой специализи­рованной психолого-ме­дико-педагогической по­мощи.

Информировать ПМПк соответствующего уровня:

– о количестве детей в обра­зовательном учреждении, нуждающихся в специали­зированной психолого-медико-педагогической помощи;

– о характере отклонений в развитии детей, получаю­щих специализированную психолого-медико-педа­гогическую помощь в рам­ках данного образователь­ного учреждения;

– об эффективности реализа­ции рекомендаций ПМПк.

В свою очередь ПМПК (комиссия) принимает на себя обязательство:

Проводить своевременное бес­платное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

Оказывать методическую по­мощь, обеспечивать обмен опы­том между специалистами психо­лого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально от­носящихся к данной ПМПК.

Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомен- даций по отно­шению к детям, прошедшим об­следование на ПМПК, при необ­ходимости вносить коррективы в эти рекомендации.

Информировать родителей о всех имеющихся в стране возмож­ностях оказания ребенку психо­лого-медико-педагогической по­мощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Документация специалистов ПМПк (согласно утвержден­ным формам):

– заключения специалистов ПМПк;

– коллегиальное заключение ПМПк;

– дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффек­тивности; сведений о реализации и эффективности ре­комендаций ПМПК и ПМПк образовательного учреждения.

 

4. Комплексное исследование особенностей познавательного и психофизического развития детей в ПМПК и ПМПк включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследование включает офтальмологическое, ото­ларингологи- ческое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (МРЭГ*, эхо- энцефалография, электроэнцефалография, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Дефектологу и психологу важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каково состояние соматического и психического здоровья ребенка. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений позволяют выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследования психолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

При обследовании детей старшего дошкольного возраста необходимо определить степень готовности к школьному обучению – установить уровень интеллектуального развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными действиями и oпeрациями, а также навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным личностным качеством является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

При обследовании лиц школьного возраста необходимо устано­вить характер и причины имеющихся у детей трудностей в учении, определить характер и структуру отмечаемого нарушения развития. В связи с тем, что успешность обуче­ния в значительной мере определяется способностью к обучению, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, уровень сформированности мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь взрослого. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности при выполнении аналогичных заданий.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины отклонений в познавательном и психофизическом развитии, дает прогноз и рекомендации по формированию и коррекции психических функций, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости психолог проводит нейропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление уровня общепознава- тельного развития, сформированность учебных навыков, знаний по родному языку, математике и т.д., проводят дефектолог и педагог общего профиля. В сво­ем заключении они не только отражают установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывают необходимые приемы работы с ним. Эти рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (по необходимости) проводит логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся недостатков и нарушений речи. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. При обследовании школьников исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого развития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с задержкой психического развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано нарушением интеллектуального развития.

5. В составлении заклю­чения ПМПК участвуют все специалисты (на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений). Необходимо не только поставить диагноз и дать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы отмечаемого нарушения. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

При проведении обследования должна соблюдаться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики и такта. В помещении, где проходит работа ПМПК, не должно быть посторонних людей, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования в ряде случаев имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения. В их числе:

Эмоциональная реакция ребенка на процедуру обследования. Понятно, что волнение – естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. В то же время должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами комиссии, неадекватность пове­дения.

Понимание инструкции и цели задания. В ходе обследования обращается внимание на следующие моменты: выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе; какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом и др.

Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается также общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей – способность использовать помощь. Чем в большей степени она развита, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит также способность к переносу показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичные задания.

Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения со­проводительной документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).

Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся меди­цинской документацией: анамнезом, заключениями врачей специального профиля –отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными; обращает внимание на наличие (отсутствие) у ребенка снижения слуха или зрения и т.д. В случаях сенсорных нарушений дефектолог заранее может подобрать соответствую­щий для обследования материал.

В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической до­кументацией, сообщает членам комиссии о существенных особеннос­тях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны выраженные трудности в усвоении учебной программы, то целесооб­разно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, которое для ребенка легче и интереснее. Изучение психолого-педагогической характе­ристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на со­стояние ребенка и требуют уточнения.

Если ребенок учится в школе, необходимо очень внимательно про­анализировать его тетради. Внешний вид и оформление тетради свидетельствует о таких качествах, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письмен­ных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудно­стях в обучении. Так, не­соблюдение строчек при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непониманием учебных требований. Ошибки при письме (перестановка, про­пуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких соглас­ных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ре­бенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере ока­зывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Нередко именно рисунки ребенка становятся первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документа­ции, члены комиссии начинают непосредственное обследование ребенка.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов исследования зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) выбирает метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – обследование строится на наблюдении за де­ятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно вклю­чить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности, способов решения практической задачи. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического).

Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудно­сти, но в ряде случаев – с заведомо легких, чтобы успешное выпол­нение сразу же создало у ребенка положительное отношение к после­дующей работе, сняло бы излишнее волнение, беспокойство. Это особенно важно при обследовании детей с аутистичными проявле- ниями, детей инактивных и малоконтактных. В процессе обследования сле­дует создавать ситуацию психологического комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «домашние заготовки» к процедуре обследования. Нельзя допускать психологических и интеллектуальных перегрузок для обследуемого ребенка. Следует выявлять прежде всего те нарушения, которые оказывают наиболее неблагоприятное влияние на развитие познавательной деятель­ности и личности ребенка.

Одним из универсальных средств обследования детей и подростков в ПМПК является метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляется запас сведений и представлений об окружающем и точность этих представлений. Беседа как ме­тод исследования должна быть целенаправленной. При определении уровня сформированности интеллектуальных способностей ребенка в ходе беседы с обследуемым необходимо выявить:

· точность представлений ребенка о самом себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать поня­тия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.;

· сформированность временных представлений и понятий;

· представлений о явлениях природы, различии времен года с уче­том их признаков;

· умение ориентироваться в пространстве;

· запас сведений об окружающей геобиологической и социальной среде.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Не рекомендуется начинать беседу, если у ребенка имеются нарушения речи, слуха или он с трудом вступает в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ре­бенка и позволит другим путем выявить то, что требуется обследующему.

Метод наблюдения – один из ведущих при изучении детей с нарушениями развития. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в ко­миссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ре­бенка, так как в ряде случаев оно является основным методом иссле­дования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...