Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможностями развития. 5 страница




Несовпадение биологических предпосылок предпосылок развития и внешних влияний на аномального ребенка, не приспособленных к его осо­бенностям (т.к. они рассчитаны на нормально развивающийся ор­ганизм) Л.С. Выготский считал «основной отличительной чертой всякого развития аномального ребенка».

4.3 Л.С. Выготский отмечал также, что для всех форм аномального развития характерны затруднения во взаимодействии со средой, прежде всего, социальной. Развивая это положение, известный советский дефектолог Ж.И. Шиф отмечала, что во всех случаях аномального развития совокупность порождаемых дефектом пос­ледствий отражается на развитии личности ребенка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооцен­ка, тревожность, повышенная нервозность, фобии (страхи) и др. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и несвоевременно и неверно организованном обучении.

Это можно видеть на следующем примере. К характерным признакам недоразвития умственной деятельности относятся слабость ориентировочной деятельности и связанная с ней низ­кая познавательная активность, слабость замыкательной функции коры головного мозга, выраженная инертность нервных процессов и др. Наличие этих первичных (или «ядерных», по терминологии Л.C.Выготского) признаков приводит к тому, что ребенок с ин­теллектуальным дефектом, при обычных условиях воспитания, не имеет возможности в полной мере «проходить» ряд важнейших со­циальных школ: совместных со взрослым предметных действий, коллективной игры, полно­ценного речевого общения с окружающими. В результате, у умственно отсталого ребенка возникают различ­ные нарушения формирования личности (воли, уверенности, кри­тичности, самостоятельности и др.).

Исходя из сказанного, становится очевидным, что чем раньше будут созданы специальные условия для воспитания ребенка с ограниченными возможностями, чем они больше будут учитывать специфику его развития, обусловленную первичным дефектом, тем с большей степенью эффек­тивности можно предотвратить или сгладить возникновение вторичных отклонений в развитии.

У детей с ограниченными возможностями всех категорий в той или иной степени вы­ражены нарушения речевого общения и, следовательно, речевой коммуникации. Это обусловлено как первичными, так и вторичными нарушениями процесса речевого развития, отмечаемыми у большинства детей с ограниченными возможностями.

Другой особенностью, характерной для всех видов аномального развития, является снижение способности к приему и переработке информации (В.И. Лубовский). При этом уменьшается скорость и объём воспринимаемой ин­формации, нарушается хранение информации и её использование. Причинами этого являются: как первичные, так и вторичные нарушения в деятельности ведущих анализаторов: зрительного, слухового, общедвигательного, а также снижения функциональных возможностей интеллектуальной деятельности – у детей с интеллектуальными нарушениями. Еще одним фактором, обусловливающим данную закономерность, являются первичные и вторичные нарушения речевого развития, поскольку речевой канал приема и переработки информации для человека в его познавательной деятельности является ведущим каналом передачи и приема информации.

Ещё одной общей закономерностью аномального развития, по мнению В.И. Лубовского и И.Т. Власенко (1989, 1990 и др.), являет­ся нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляет­ся в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредствования. Затруднения при приёме и переработке информации, трудности словесного опосредствования, особенно вербализации воспринимаемого и анализируемого, искажение запоминаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности, к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации (И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамная, 2007).

4.4 Своеобразие развития ребенка с ОВР определяется, преж­де всего, степенью выраженности и качеством первичного дефекта. Так, умственная отсталость может быть вызвана различными по ха­рактеру и тяжести поражениями дне, а от этого зависят индивидуальные возможности познавательной деятельности ребенка.

При частичном нарушении зрительного анализатора (у слабови­дящих) запас представлений об окружающем, естественно, богаче, чем при тотальной слепоте, хотя в этих представлениях обнаружи­ваются серьезные искажения, связанные с тем, что дети исполь­зуют частично сохранное, но неполноценное зрительное восприятие.

Таким образом, от степени выраженности и характера первичного дефекта зависят не только количественное, но и качественное своеобразие вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.

Важным фактором, влияющим на своеобразие развития аномального ребенка, является фактор времени возникновения основного дефекта. Так, различие между позднооглохшими детьми и глухими от рождения (или оглохшими в самом раннем возрасте) состоит в том, что у первых остается в той или иной степени сохранной устная разговорная речь. Чемпозднее возникла у ребенка глухо­та, темсохранней его речевое развитие, что отражаетсяи на другихособенностяхпсихической и познавате-льной деятельности.

Детис врожденной или приобретенной в раннем детстве умст­венной отсталостью по особенностям развития весьма отличаются от детей, у которых поражение ЦНС, вызвавшее стойкий интеллектуальный дефект, на более поздних этапах развития (например, при травматических повреждениях мозга). У последних недостатки мышления, речи, логической памяти и др. выражены в значительно меньшей степени. В то же время, для них характерны чрезвычайно высокая утомляемость при умственных нагрузках, что приводит к нарушениям устойчивости внимания, произвольного запоминания, а также к развитию некоторых характерологических особенностей.

Как же происходит приспособление ребенка с отклонениями в разви­тии к окружающей действительности? Прежде всего – за счет опо­ры на более сохранные функции. Так, при поражениях отдельных анализаторов активно включаются в процесс познания окружающего мира те анализаторы, в деятельности которых нарушений нет.

К примеру, познавательное развитие незрячего (слепого) ребенка происходит с опорой на акустическое восприятия, осязательную (тактильную) и обонятельнуючувствительность, с помощью которых он получает раз­личную информацию, ориентируется в пространстве. Неслышащие дети прежде всего опираются на сохранное зрение. Широко используются в работе с глухими и сохранные возможности других анализаторов. Так, при постановке звуков речи и обучении контролю за собст­венной речью в работу включается и кинестетический анализатор.

В заключение рассмотрим такой важнейший фактор, обусловли­вающий своеобразие развития аномального ребенка, как средовые (в первую очередь, педагогические) условия, в которых проходит его вос­питание и развитие.

Если для умственно отсталого ребенка постоянно создавать ситуации, которые пробуждают у него хотя бы слабо выраженный интерес к познанию, давать ребенку возможность самому прийти пусть к элементарным, но все же, в какой-то мере самостоятель­ным выводам, учить его анализу, сравнению, обобщению – развитие его умственной деятельности будет проходить более эффективно. Если слепому ребенку дать возможность максимально использовать свои сохранные функции – он значительно успешнее приспособится к своему дефекту, и многие вторичные нарушения в его развитии могут быть сглажены или полностью преодолены.

Исходя из выше изложенного понятно, что развитие аномального ребенка в значительно большей степени зависит от обучения, чем у нормально развивающихся детей. Поэтому для ре­бенка с ОВР (ОВЗ) необходимо как можно более раннее и полное специально организованное психолого-педагогическое вмешательство. При этом важно не только раннее педагогическое воздействие, но такое педагогическое воздействие, которое обусловливает наибо­лее полное развитие различных сторон психики и поведения ре­бенка.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные закономерности психического развития в онтогенезе.

2. Дайте определение внутренним и внешним условиям развития организма.

3. Раскройте основные положения теории Л.С. Выготского о единстве биологи-ческого и социального в онтогенетическом развитии ребенка.

4. Дайте краткую характеристику возрастных этапов психического развития.

5. Как определяются в дефектологии «специфические закономерности процесса аномального развития».

6. Раскройте содержание понятия «сложная структура дефекта развития».

Что такое первичный дефект и вторичные отклонения в развитии? Каковы их взаимосвязь и взаимодействие в сложной структуре аномального развития?

7. Назовите и охарактеризуйте частные закономерности процесса аномального развития, вытекающие из наличия сложной структуры дефекта развития.

8. Назовите другие общие закономерности процесса аномального развития.

9. Укажите основное методологическое значение знания педагогом-психологом специфических особенностей аномального развития для коррекционно-педагогической и психологической практики.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.– Т.5.

2. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2001.

4. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие /Н.Трофимова и др. – М.; СПб.: Питер, 2006.

5. Основы специальной психологии / Под общ. ред. Л.В. Кузнецовой. – Академия, 2002.

6. Специальная психология: Учеб. пособие /Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2006.

7. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2004.

8. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

9. Усанова О.Н. Специальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

10. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения/Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.

 

Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения

детей с нарушениями в развитии

 

Часть I. Содержание и методика психолого-педагогического обследования

детей и подростков с отклонениями в развитии

 

Учебные вопросы.

 

1. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.

2. Содержание и методика психолого-педагогического обследования детей с ОВР.

3. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии

4. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями.

5. Психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения.

 

1. Психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического и познавательного развития детей и подростков с ОВР, а также диагностика нарушенного развития осуществляется с опорой на ряд принципов, cформулиро- ванных веду­щими специалистами в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева).

Одним из главных является гуманистический принцип, опора на который дает возможность вовремя создать каждому ребенку необходимые усло­вия, при которых тот сможет максимально развить и реализовать свои способнос­ти. Этот принцип предполагает глубокое и всестороннее изучение личностно-психологических особенностей ребенка, поиск путей и средств для преодоления трудностей, встречаю- щихся на жизненном пути ребенка. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Комплексное изучение особенностей познавательного и психофизическогоразвития ребенка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означа­ет, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Исполь- зуется инструментарий не только клинического и специально-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях – нейро­физиологическое, нейропсихологическое и другие виды исследования.

Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать при совместном обсуждении дан­ные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами и педагогами. Следует отметить, что соблюдение указанно­го принципа при изучении детей позволяет еще до проведения более точно определить их состояние, выявить причины имеющихся нарушений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на уси­ливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач может установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Большое значение имеет принцип всестороннего и целостно­го изучения ребенка. Он предусматривает исследование познава­тельной деятельности, эмоцио- нально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может су­щественно влиять на формирование их интеллектуальных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изо­лированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о со­стоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Данный принцип предполагает обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процес­сов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успеш­ным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Методы, и ма­териалы, используемые при изучении детей, должны быть максимально ин­дивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д.

Системный подход к проведению исследования и диагностике познавательного и психофизическогоразвития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогического обследования предполагает не только выявление отдельных нару­шений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления нега­тивного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно-педагогических мероприятий.

Важное значение в медико-психолого-педагогическом исследовании имеет принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит концепция Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше уровень познавательного развития ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новые условия деятельности. При обследовании детей с проблемами в развитии педагог-психолог должен всегда обращать вни­мание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичные основному другие задания. Все обследование рекомен­дуется строить с использованием методики обучающего эксперимента.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе методов исследования и анализе его ре­зультатов, учет текущего психофизического состояния ребенка, учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей развития ребенка. Этот прин­цип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возмож­ности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возмож­ности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выяв­ляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.

Качественный анализ результатов психолого-педагогического изучения ребенка.

Основными параметрами такого анализа являются:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентировки в условиях заданий и способы их выполнения;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспе­риментального материала и предложенной инструкции;

- возможность использования помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность воцен­ке своих действий и достижений.

При оценке выполненного ребенком здания важно оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранного обследуемым решения задачи, логическую последовательность операций, настой­чивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть дифференцированной.

2. Содержание и методы психолого-педагогического исследования детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специальной психологии. Основная цель психолого-педагогического исследования – выявление качественной характеристики особенностей психики ребенка и определение потенциальных возможностей его познавательной деятельности. Учитывая данные клинических исследований (этиология, патогенез нарушений развития), психолого-педагогическое обследование предусматривает, прежде всего, развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особенностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процес­са выполнения ребенком проверочных тестовых заданий и допускаемых ошибок на основе си­стемы качественных показателей. Использование качественных показателей позволяет зафиксировать специфику психологических особенностей ребенка, выявить среди них такие, которые свидетельству­ют о нарушениях психического и познавательного развития. Кроме того, применение качественных показателей углубляет и одновременно упрощает процесс анализа результатов психолого-педагогического диагностического обследования, нацеливает внимание обследующего на определенный объект на­блюдения (И.Ю. Левченко, 2004 и др.).

Психолого-педагогическое обследование имеет большое значение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.).

В комплексном психолого-педагогическом обследовании ребенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были направлены на получение данных, характеризующих: уровень развития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выяснение личностной самооценки и уровня притязаний. Для разносторонней психолого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные задания (в т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности, степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности (например, тесты Пьерона-Рузера, Бурдона в различных модификациях и др.).

Объектом психолого-педагогического исследования являются также:

- уровень знаний и представлений об окружающем мире (знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, представлений о сезонных изменениях в природе и др.);

- психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности (темп деятельности, работоспособность, уровень принятия помощи и т.д.);

- сформированность произвольных форм поведения.

Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком перцептивных (основанных на восприятии), мнемических (задействующих процессы памяти) и собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследования при этом являются:

• степень овладения приемами и операциями умственной деятельности (операциями сравнения, обобщения, классификации, анализа строения и функций предметов, анализа простых причинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др.);

• уровень развития математических способностей (степень сформированности первоначальных «количественных представлений» – о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.).

В ходе психолого-педагогического изучения устанавливается уровень развития речи ребенка. Общее представление об уровне речевого развития складывается на основе выяснения следующих основных моментов:

• уровень развития фразовой речи; сформированность навыков речевого общения;

• уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, морфологических, грамматических) представлений и понятий *;

• количественные и качественные характеристики (особенности) словарного запаса;

• уровень сформированности метаязыковой способности (способность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятельности);

• уровень развития связной монологической речи.

 

При обследовании детей с отклонениями в развитии следует уделять внимание развитию эмоционально-волевой сферы. Данные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памяти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предлагаемым заданиям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неуспешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качества при встречающихся трудностях. Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. Например, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Обследующий наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы (в адаптированном варианте) и специальные «проективные» тесты (например, тест Розенцвейга и др.).

Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных заданий, так и деятельности ребенка в целом.

При изучении особенностей развития детей с ограниченными возможностями важное значение имеет психолого-педагогический анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к. высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, только неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности. Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью, при выполнении общественных поручений и т.д. При этом используется метод изучения продуктов деятельности детей (рисунки, поделки из пластилина, бумаги, различных видов конструктора; письменные работы детей, обучающихся в школе, и др.). Важно отметить, что анализируются не только конечный результат деятельности ребенка, но и ее промежуточные этапы; учитываются трудности и ошибки при выполнении заданий, а также способы, которыми пользуется ребенок для достижения целей деятельности, для преодоления встречающихся трудностей.

При анализе и оценке деятельности обследуемого ребенка учитываются следующие показатели:

• способен ли ребенок принимать помощь взрослого, как на нее реагирует, насколько успешно усваивает даваемые в виде образца способы действия;

• уровень (учебной, игровой или практической) деятельности, которым владеет ребенок: наглядно-действенный (решение задачи путем непосредственных практических действий с предметами); образно-действенный (решение задачи по схеме: «представление о предмете, выделение и анализ его свойств – практическое действие»); абстракто-символический (выполнение задания от начала до конца «в уме» – его практическая реализация самым рациональным способом). Во время психолого-педагогического обследования необходимо обращать внимание не только на слабые, но и на сильные стороны интеллектуальной деятельности ребенка.

Полученные в ходе обследования данные, отражающие уровень обучаемости ребенка и некоторые его индивидуальные психологические черты, имеют важное значение, как для психологической характеристики отмечаемого нарушения развития, так и выбора организационной формы его обучения и воспитания.

 

3. Методические требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии

 

При составлении программы психолого-педагогического обследования ребенка обязательно учитываются его возраст, а также условия воспитания и обучения (например, воспитывался ли ребенок дома или в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в ДОУ общего типа, в специальной или массовой общеобразовательной школе, по какой программе обучался и т.д.).

Психолого-педагогическому обследованию обязательно должно предшествовать изучение медицинской и педагогической документации (педагогических характеристик и заключений из ДОУ и школ, рабочих тетрадей, рисунков и др.). Анализ этих документов позволяет правильно построить процедуру обследования. Так, например, обследование детей со сниженным слухом или системными нарушениями речи целесообразно начинать с предъявления заданий, которые могут быть выполнены без активного использования речи; обследование детей с выраженным отставанием в психическом развитии нужно начинать с предъявления самых простых заданий в игровой форме. С учетом содержащихся в характеристике данных во время беседы можно задавать вопросы, связанные с кругом интересов ребенка и его любимыми занятиями. В то же время во время беседы с ребенком не следует затрагивать неприятные для него темы.

Можно рекомендовать начинать обследование с предъявления средних по трудности вариантов заданий. Практика психолого-педагогических исследований показывает, что обследуемый ребенок уже может устать, если перед предъявлением заданий средней сложности ему предлагают выполнить целую серию более простых заданий. В то же время не рекомендуется начинать обследование с предъявления трудного задания: это может смутить ребенка, лишить его уверенности в своих способностях и создать у него негативное отношение к процедуре обследования.

При организации комплексного психолого-педагогического обследования, определении его содержания должны учитываться специфические для каждого вида нарушения проявления общих закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Так, для большинства детей с задержкой психического развития характерно снижение работоспособности и внимания, ярко проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу, нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустойчивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправленны по сравнению с деятельностью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормально развивающихся детей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...