Возможностями развития. 6 страница
• Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентировка, инертность, отсутствие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний детей об окружающем беден и очень поверхностен. (Например, дети младшего школьного возраста знают только основные цвета и геометрические формы.) Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки. С небольшой помощью дети могут проанализировать простую и конкретную, хорошо знакомую им ситуацию, понимают явный смысл сюжетной картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Вместе с тем у этих детей возникают затруднения в понимании даже простых текстов, смысла пословиц и метафор. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления. В процессе ориентировки в новом материале, при необходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических процессов и конкретность мышления. При выполнении интеллектуальных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении заданий, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они практически не используются при выполнении аналогичного задания. • Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедленность, инертность процессов мышления, дети медленно усваивают инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, обнаруживают неадекватность эмоциональных реакций, Их суждения во многих случаях носят формальный, поверхностный характер. Во время общения с обследующим дети проявляют склонность к резонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работать с наглядным материалом.
• Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрением обычно выявляется в процессе анализа характера выполнения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они могут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за снижения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка. • У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровождающимися нарушениями интеллекта, нередко нарушено пространственное восприятие. Поэтому они затрудняются при выполнении заданий, основанных на ориентировке в пространственных отношениях, нередко – при отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов. Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предложенного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет устной речью, он может неправильно, неполно или неточно понять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инструкцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выполняет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушениями развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с речевой патологией). В связи с этим, при проведении обследования необходимо каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется:
- задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности, он будет выполнять задание, какие предметы-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состоять то или иное действие и т.д.; - проанализировать начальные действия ребенка по выполнению предложенного задания, адекватность использования атрибутов деятельности; - до проведения обследования по основному заданию, обследуемому можно предложить предварительное задание, относительно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ребенок не может понять и предварительное задание, то используют при его объяснении наглядность и жесты. К основному заданию переходят только после того, как ребенок правильно выполнит предварительное. Особый методический подход к обследованию детей с нарушениями развития состоит в том, что предлагаемые им проверочные или тестовые задания должны быть по своему содержанию не только речевыми, но и наглядно-практическими (предполагающими действия с реальными предметами и оперирование наглядными образами и не требующими активного использования речи*). Если от детей, не имеющих отклонений в развитии, в большинстве случаев удается получить адекватный словесный отчет о выполнении задания, то у детей с недоразвитием речи (дети с речевой патологией, дети с нарушениями слуха, интеллекта и др.) возможности такого словесного описания своих действий резко ограничены. Исходя из этого, при изучении познавательных процессов у детей с недоразвитием речи широко используются их изобразительная и конструктивная деятельность. Рекомендуются, в частности, такие методики исследования, как воспроизведение предметных изображений после их кратковременной наглядной экспозиции, восстановление целостных изображений по матрицам Равена, воссоздание изображений предметов по разрезным картинкам, задания с использованием геометрических форм и др.
Важным требованием к содержанию психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития является широкое варьирование включаемых в него заданий по их назначению и степени сложности для исследуемых. Так, в программу обследования помимо заданий, доступных для детей того же возраста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания, предназначенные для нормально развивающихся детей более раннего возраста. С другой стороны, в программе обследования, наряду с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории**, могут быть включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного задания не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении достаточно большого числа разноплановых заданий и отмечать наиболее характерные для него личностно-психологические особенности. Все задания психолого-педагогического исследования строятся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложности может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое – может с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказана помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки, использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичного задания и др. Для этого при организации обследования должна быть предусмотрена строго дозированная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полученных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдельное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить, решает или не решает ребенок поставленную перед ним задачу, а на то, чтобы выявить его реальные и потенциальные возможности, определить, при каких условиях он может справиться с предложенным заданием. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготским, должен быть реализован в каждом психолого-педагогическом исследовании особенностей психичес- кого и познавательного развития ребенка. Если проводится обследование ребенка (подростка) с нарушением поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хорошем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обусловлено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обследования до и после установления позитивного эмоционального контакта. Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет – за детским столом, с более старшими детьми – за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов. Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры исследования в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха. Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу в начале обследования ему необходимо дать интересное задание, которое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например, собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне важно, чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». Послеэтого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок впроцессе исследования не устал, а также для поддержания интереса кпроцедуре обследования, следует чередовать задания вербального и невербального характера, невербальные же задания – с различными приемами исследования (игровыми и графическими).
Важное условие успешности обследования – приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть. Все результаты обследования фиксируются в протоколе, отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она может присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задания, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем, обследование должно проводиться в несколько «приемов». После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило, непродолжительная). Ее цель – уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие – нет, что было трудно, что – легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.). 4. Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анализировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетическое и физическое развитие. Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальноеразвитиевключает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе). Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей: - дети должнызнать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес; - соблюдать элементарные правила личной гигиены; - уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям; - знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей; - соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям; - знать и выполнять основные правила поведения на занятиях; - уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия; - оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок; - соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий; - соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах; - соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных; - уметь ухаживать за комнатными растениями; - уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др. В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера. Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература). Лепка и аппликация: Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, ножницы, кисточки); название некоторых видов бумаги;основные свойства пластилина;природные материалы, используемые для поделок. Рисование. Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др. Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности. Состояние физического развития старших дошкольников и младших школьников определяется по следующим показателям: - средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка; - устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость заболеваниям); - качественным параметрам засыпания и сна; - аппетиту; - физической и умственной работоспособности; - физической активности; - динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей); - уровню развития моторики и психомоторики и др. Дети должны овладеть следующими умениями и навыками: · самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на занятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслу- живания; · овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях; · уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образцом. · Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ребенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.
5. Психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог совместно с психологом и логопедом должен установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути педагогической работы с каждым ребенком, познакомить воспитателя и родителей с приемами наиболее эффективной помощи ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Учитель организует обучение и наблюдение за ребенком по предложенной психологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце первого года обучения (первого полугодия). На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установления места дальнейшего обучения ребенка. При этом необходим тесный контакт педагога с психологом, врачом-педиатром и школьным логопедом. Если выявленная у ребенка проблема оказывается сложной в диагностическом плане, может возникнуть необходимость в продолжении психолого-педагогических наблюдений. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет сразу о нескольких детях учащихся, в образовательном учреждении могут быть созданы диагностические группы. Диагностические группы создаются на базе специальной школы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок функционирования группы – от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах. Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в диагностической группе, составляется расписание на каждый день. В учебных группах проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели – 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха является предметом изучения и фиксируется в протоколе наблюдений. Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые несколько отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка. Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком обучения письму или чтению. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях. Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют действия сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; при этом обращается внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения. На занятиях по ручному труду, лепке, рисованию можно уровень сформированности представлений о форме, цвете и других свойствах предметов. Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности. Очень информативны игровые занятия. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками. Из педагогической практики известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, В.В. Ткачева и др.). Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность проводимых коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии ребенка. Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также других родственников. Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития. При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели: • уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия; • особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.
Контрольные вопросы.
1. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы психолого-педагогического изучения познавательного и психофизического развития детей с ОВР и диагностики нарушенного развития. 2. В чем состоит специфика содержания (программы) и методов психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии. 3. Каковы основные методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии. 4. Раскройте содержание понятия «педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями». 5. Как осуществляется психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения?
Рекомендуемая литература: Основная 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. 3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004. 4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. 5. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993. 7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Во- робьева. – М., 1979. 8. Психолого-педагогическая диагностика / Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003. 9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
Дополнительная литература
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005. 2. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. 3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001. 4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 5. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – М., 1998. - № 2. 6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии Учебные вопросы
1. Методы психолого-педагогического исследования. 2. Экспериментально-психологические методы психолого-педагогического исследования. 3. Метод обучающего эксперимента и его использование в практике психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития. 4. Содержание психологического заключения по материалам психолого-педагогического исследования.
1. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования. Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследо-вания, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными ‒ использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.
Читайте также: II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|