Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для самостоятельной работы по теме




«История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина в системе юридического образования»

История политических и правовых учений в современную эпоху перехода к информационному обществу, социальному, демократическому, правовому государству занимает важное место в системе юридического образования, является базовой подготовкой культурного и цивилизованного юриста. История политических и правовых учений входит в сово​купность теоретико-правовых дисциплин, не только изучающих закономерности развития государства и права, но и формирующих мировоззренческо-правовую подготовку, политическую и правовую культуру.

Основные задачи курса связаны: с изучением закономерностей развития политических и правовых доктрин на конкретном историко-правовом материале, с уяснением содержания и истории наиболее значи​тельных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, с пониманием связи политико-правовых теорий с со​временными проблемами права и государства, с оценкой новизны того или иного направления поли​тической и правовой мысли и его вклада в многогранную палитру знаний и в решение самых разнообразных насущных государственно-правовых проблем.

Важно уяснить методологические подходы древних ученых. Платон, его представление о государстве как многогранном философском построении позволило развить понятие категории - «система». Анализ форм государства Аристотеля дает ответ на вопрос: почему сочетание двух неправильных государственных форм (олигархии и демократии) дает, с его точки зрения, ва​риант оптимального политического строя (политии), при котором достигается стабильность порядков и реализация системы мер по предотвращению узурпации власти.

Постановка вопроса о «равенстве» и «справедливости» у Пифагора (VI в. до н.э.) и его последователей предопределила последующие теоретические разработки данных понятий для понимания права при регулировании общественных отношений. При этом важно уяснить отражение категории «справедливость» у Платона, Аристотеля, Цицерона. И, безусловно, при самостоятельном авторском изучении темы следует обратить внимание на трактовку государства Цицероном как публично-правовой общности. Значительной оценки заслуживает развитие древнеримской правовой мысли и создание юриспруденции как самостоятельной науки, отразившей социальную и политико-правовую новизну в связи с переходом от республиканского Рима к новым формам власти и государствен​ного устройства.

При самостоятельной работе по данной теме необходимо проследить, как возникновение христианства и особенности раз​вития феодализма отразили монополизм римско-католической церкви на знания, политику и нравственность, как античная философия, на основе которой разрабатывались политические док​трины, заменяется особой церковной «наукой» схоластикой. Блаженный Августин и Фома Аквинский (Аквинат) становятся основными создателями христианской политической теории.

Следует обратить внимание, что, используя труды Аристотеля, Аквинат разработал с точки зрения христианской теологии концепцию естественного права и иерархическую схему права. Поскольку все части вселенной, как считал Фома Аквинский, управляются божественным разумом, то на вершине этой иерархии - божественный закон, являющийся верховным. Доступный пониманию человека вечный закон воплощается в божественной мудрости. Но так как человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения, то на этой основе им вырабатываются определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. И, наконец, Аквинат выделяет человеческий закон, который рассматривает как выраже​ние требований естественного закона и подкрепление их санкцией, принуждением.

При самостоятельной работе по данной теме следует обозначить, что история политических и правовых учений - это одновременно и научная, и учебная дисциплина комплексного историко-юридического характера.

Как научная дисциплина - история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.

Как учебная дисциплина - история политических и право​вых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве.

Самостоятельная работа по данной теме носит принципиально важный характер, поскольку позволяет закрепить и осмыслить процесс становления теоретических представлений о государстве и праве в античных цивилизациях.

Личную правовую и познавательную базу следует обогатить философско-юридическими представлениями Пифагора, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и других античных мыслителей. При этом важно углубиться в суть основных узловых понятий политико-правового мышления - «Власть» и «Закон». На этих категориях строились различные концепции идеальных го​сударств и совершенных общественных устройств и правовьгх институтов (см., например, работы: Платон «Государство», «За​коны»; Аристотель «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Риторика»; Цицерон «О государстве», «О законах» и др.).

Символом религиозного освящения существующего порядка стал томизм, объявлявший, что порядок покоится на естественном праве, разуме и соответствует вечному закону.

Представляет интерес в данной теме своей новизной многообразие идей Марсилия Падуанского. Важно дать авторскую оценку новому политико-правовому звучанию его концепции народоправства: народ есть подлинный источник законов и права в целом, народ вправе назначать и сменять правителей, народ в лице выборных органов осуществляет контроль за правительством.

Следует также учесть, что Марсилий Падуанский отразил важнейшие явления Средневековья конца XIII- начала XIV вв., становление бюргерства, городского самоуправления, возникновение представительных учреждений.

При изучении темы «История политических и правовых учений» в XV-XVI вв., знакомстве с произведениями мыслителей данной эпохи необходимо выделить и обозначить возникновение принципиально новых направлений в политико-правовой идеологии XV-XVI вв.: политический анализ, разработка доктрины государственного суверенитета, создание модели бесклассового общества раннеутопического социализма.

При этом важно иметь в виду, что все они основывались на изучении государственно-правовой практики, осмыслении объективности замены отжившего феодального строя новым общественным устройством, перехода к новым параметрам государства, права, политики.

Особая разработка Н.Макиавелли коснулась форм государственного правления, причин их смены и закономерностей общественно-политических явлений. Следует обратить внимание на всестороннее исследование им категории «власть». Макиавелли рассматривает такие важнейшие аспекты, как личные качества субъекта (носителя) власти, методы государственного управления, особенности реализации власти в условиях создания централизованного государства. Все это развивало созданную им светскую политическую теорию и методологию политического анализа.

При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание.

Одновременно с этим, следует рассмотреть зарождение и развитие революционных идей (крестьянско-плебейское направление Реформации – Т.Мюнцер), гуманистического идеала справедливого общества (ранний социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы).

В целом, прогрессивность сформулированных и теоретически обоснованных идей закладывала фундамент будущего гражданского общества, политического плюрализма, развивала новые подходы в исследовании государства, права, познания, социокультуры.

Необходимо учесть, что в этих трудах заложены элементы глубочайшего анализа, обобщения, познавательного начала, кри​тического осмысления существующего и того, что требует пол​ной или частичной замены в государственно-правовой и политической сферах.

При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...