Рекомендации для самостоятельной работы по теме
«История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина в системе юридического образования» История политических и правовых учений в современную эпоху перехода к информационному обществу, социальному, демократическому, правовому государству занимает важное место в системе юридического образования, является базовой подготовкой культурного и цивилизованного юриста. История политических и правовых учений входит в совокупность теоретико-правовых дисциплин, не только изучающих закономерности развития государства и права, но и формирующих мировоззренческо-правовую подготовку, политическую и правовую культуру. Основные задачи курса связаны: с изучением закономерностей развития политических и правовых доктрин на конкретном историко-правовом материале, с уяснением содержания и истории наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, с пониманием связи политико-правовых теорий с современными проблемами права и государства, с оценкой новизны того или иного направления политической и правовой мысли и его вклада в многогранную палитру знаний и в решение самых разнообразных насущных государственно-правовых проблем. Важно уяснить методологические подходы древних ученых. Платон, его представление о государстве как многогранном философском построении позволило развить понятие категории - «система». Анализ форм государства Аристотеля дает ответ на вопрос: почему сочетание двух неправильных государственных форм (олигархии и демократии) дает, с его точки зрения, вариант оптимального политического строя (политии), при котором достигается стабильность порядков и реализация системы мер по предотвращению узурпации власти.
Постановка вопроса о «равенстве» и «справедливости» у Пифагора (VI в. до н.э.) и его последователей предопределила последующие теоретические разработки данных понятий для понимания права при регулировании общественных отношений. При этом важно уяснить отражение категории «справедливость» у Платона, Аристотеля, Цицерона. И, безусловно, при самостоятельном авторском изучении темы следует обратить внимание на трактовку государства Цицероном как публично-правовой общности. Значительной оценки заслуживает развитие древнеримской правовой мысли и создание юриспруденции как самостоятельной науки, отразившей социальную и политико-правовую новизну в связи с переходом от республиканского Рима к новым формам власти и государственного устройства. При самостоятельной работе по данной теме необходимо проследить, как возникновение христианства и особенности развития феодализма отразили монополизм римско-католической церкви на знания, политику и нравственность, как античная философия, на основе которой разрабатывались политические доктрины, заменяется особой церковной «наукой» схоластикой. Блаженный Августин и Фома Аквинский (Аквинат) становятся основными создателями христианской политической теории. Следует обратить внимание, что, используя труды Аристотеля, Аквинат разработал с точки зрения христианской теологии концепцию естественного права и иерархическую схему права. Поскольку все части вселенной, как считал Фома Аквинский, управляются божественным разумом, то на вершине этой иерархии - божественный закон, являющийся верховным. Доступный пониманию человека вечный закон воплощается в божественной мудрости. Но так как человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения, то на этой основе им вырабатываются определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. И, наконец, Аквинат выделяет человеческий закон, который рассматривает как выражение требований естественного закона и подкрепление их санкцией, принуждением.
При самостоятельной работе по данной теме следует обозначить, что история политических и правовых учений - это одновременно и научная, и учебная дисциплина комплексного историко-юридического характера. Как научная дисциплина - история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками. Как учебная дисциплина - история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве. Самостоятельная работа по данной теме носит принципиально важный характер, поскольку позволяет закрепить и осмыслить процесс становления теоретических представлений о государстве и праве в античных цивилизациях. Личную правовую и познавательную базу следует обогатить философско-юридическими представлениями Пифагора, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и других античных мыслителей. При этом важно углубиться в суть основных узловых понятий политико-правового мышления - «Власть» и «Закон». На этих категориях строились различные концепции идеальных государств и совершенных общественных устройств и правовьгх институтов (см., например, работы: Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Риторика»; Цицерон «О государстве», «О законах» и др.). Символом религиозного освящения существующего порядка стал томизм, объявлявший, что порядок покоится на естественном праве, разуме и соответствует вечному закону. Представляет интерес в данной теме своей новизной многообразие идей Марсилия Падуанского. Важно дать авторскую оценку новому политико-правовому звучанию его концепции народоправства: народ есть подлинный источник законов и права в целом, народ вправе назначать и сменять правителей, народ в лице выборных органов осуществляет контроль за правительством.
Следует также учесть, что Марсилий Падуанский отразил важнейшие явления Средневековья конца XIII- начала XIV вв., становление бюргерства, городского самоуправления, возникновение представительных учреждений. При изучении темы «История политических и правовых учений» в XV-XVI вв., знакомстве с произведениями мыслителей данной эпохи необходимо выделить и обозначить возникновение принципиально новых направлений в политико-правовой идеологии XV-XVI вв.: политический анализ, разработка доктрины государственного суверенитета, создание модели бесклассового общества раннеутопического социализма. При этом важно иметь в виду, что все они основывались на изучении государственно-правовой практики, осмыслении объективности замены отжившего феодального строя новым общественным устройством, перехода к новым параметрам государства, права, политики. Особая разработка Н.Макиавелли коснулась форм государственного правления, причин их смены и закономерностей общественно-политических явлений. Следует обратить внимание на всестороннее исследование им категории «власть». Макиавелли рассматривает такие важнейшие аспекты, как личные качества субъекта (носителя) власти, методы государственного управления, особенности реализации власти в условиях создания централизованного государства. Все это развивало созданную им светскую политическую теорию и методологию политического анализа. При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание. Одновременно с этим, следует рассмотреть зарождение и развитие революционных идей (крестьянско-плебейское направление Реформации – Т.Мюнцер), гуманистического идеала справедливого общества (ранний социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы).
В целом, прогрессивность сформулированных и теоретически обоснованных идей закладывала фундамент будущего гражданского общества, политического плюрализма, развивала новые подходы в исследовании государства, права, познания, социокультуры. Необходимо учесть, что в этих трудах заложены элементы глубочайшего анализа, обобщения, познавательного начала, критического осмысления существующего и того, что требует полной или частичной замены в государственно-правовой и политической сферах. При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|