Рекомендации для самостоятельной работы по теме
«Учение о праве и государстве немецкой классической философии» Классиками немецкой философии (И.Кантом, И.Фихте, Г.Гегелем) разработаны идеалистические теории права, которые базируются на исследованиях человеческого сознания. В связи с этим рекомендуется рассмотреть понимание права в каждой из теорий и оценить их отличие. 1. Право как гармонизация добровольных действий: Иммануил Кант (1724-1804) Метод философии И.Канта является критическим. Проводя систематическое исследование функций разума, он отмечает три функции человеческого сознания: мышление, воля и чувство, которые соответствуют восприятию (тема работы Канта «Критика чистого разума»), морали («Критика практического разума») и эстетике («Критика способности суждения»). Правовая философия Канта основана на волеизъявлении (морали), которое исходит из принципов, совершенно отличных от принципов восприятия (знания). У Канта знание и воля принципиально отличаются друг от друга, так как существует фундаментальная противоположность между природой и сознанием. В природе господствует необходимость, в противоположность этому сознание обладает свободой воли. Если в области знания выработаны общие принципы, то правомерен вопрос: могут ли также существовать общие принципы, которые могут быть заложены в качестве базиса для действий воли, а следовательно, для этических действий? Кант полагает, что такой базис не может быть получен из опыта и должен быть сформулирован априори. Понятие свободы является понятием чистого разума. Свобода не может быть объектом никакого теоретического знания. Таким образом, по Канту, чистая воля является источником всех моральных представлений и законов.
Моральные законы выступают как императивы, которые поощряют или запрещают определенные действия. Эти императивы являются категорическими (безусловными), в соответствии с которыми определенные действия разрешены или не разрешены, как морально возможные или невозможные. Категорический императив представляет данное действие сознанию как объективно необходимое. Кант приводит формулу высшего принципа науки этики: ... действуй в соответствии с максимой, которая может быть в то же время принята в качестве универсального закона Так максима, которая не характеризуется подобным образом, противоречит морали. Наука права своим объектом имеет принципы всех законов. Используя процесс законодательства, наука превращается в систему позитивного права и законов. Теоретическое знание права и законов в отличие от позитивных законов принадлежит к чистой науке права. Эта наука означает философское и систематическое знание принципов естественного права; именно из этого должны исходить принципы всего позитивного законодательства. Право по Канту охватывает всю целостность условий, при которых произвольные действия любой личности могут быть гармонизированы в действительности с произвольными действиями любого другого лица, в соответствии с универсальным законом свободы. Кант приходит к формулировке всеобщего правового закона: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоей воли было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом. Но право у Канта сопровождается полномочием использовать принуждение в отношении его нарушителя. Понятие права состоит в возможности универсального обоюдного принуждения в гармонии со свободой всех. Политический идеал государства достигается тогда, когда дух свободы объединен с послушанием закону и лояльностью по отношению к государству.
2.Право как чистая форма разума: Иоганн Фихте (1762-1814) По Фихте право выводится из «чистых форм разума». Необходимость в праве диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле, оно конституируется на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них: понятие права есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу... Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей, стержнем которой должен стать юридический закон. Этот закон вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя область действий и поступков человека. Фихте считал, что правовые отношения и свобода индивидов не застрахованы от нарушений; господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения и свободу надлежит защищать принуждением (других средств нет). Сама потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве, по Фихте, не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой необходимы согласие всех и соответствующий договор. Благодаря гражданско-государственному договору устанавливается государственность, а общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. 3. Право как идея свободы: Георг Гегель (1770-1831) Гегель создал всеобъемлющую систему мышления. Начальная ступень этой системы - Абсолютная идея, которая является Разумом и Духом (содержит абсолютно все, касающееся вселенной). Идея развертывается путем диалектического процесса, проходящего через триады тезиса, антитезиса, синтеза. Любое понятие (тезис) содержит свою собственную противоположность (антитезис). Процесс перехода от одного к другому происходит через третью категорию синтеза. Синтез, в свою очередь, становится начальным пунктом новой триады. Так вся вселенная развивается во всех своих аспектах.
Абсолютная идея, содержащая всю действительность так же как и саму идею (т. е. Логическую идею) имеет своим антитезисом природу (т. е. идею вне своих пределов). Синтезом логики и природы является идея в себе и для себя (т. е. Дух). В гегелевской системе идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Таким образом, философия духа имеет своим предметом учение о человеческом сознании и о различных видах человеческой деятельности. Она подразделяется на три части: субъективный дух (категории чувств, мышления, сознания; психология) содержит свой антитезис в объективном духе, объективный дух (право, мораль, нравственность) рассматривается Гегелем в диалектической триаде. В учении об объективном духе (см. «Философию права» Г.Гегеля) человек рассматривается как общественное существо, а история представлена как «прогресс духа в сознании свободы». Этот прогресс развертывается в «духе» отдельных народов, которые сменяют друг друга в историческом процессе, абсолютный дух, т. е. искусство (первая форма его самораскрытия), религия (вторая форма) и философия, - означает полную реализацию Абсолютной идеи, так как является синтезом субъективного и объективного духа. Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли; сама же свобода составляет субстанцию и основное определение воли. В сфере объективного духа впервые свобода приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых образований. Дух выходит из формы своей субъективности и познает внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность. В гегелевском учении тремя главными образованиями свободной воли и соответственно тремя ступенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Диалектическая триада объективного духа: абстрастное право-тезис, мораль – антитезис, нравственность- синтез.
Абстрактное право представляет собой право абстрактно свободной личности и имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (личности). По Гегелю, свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве частной собственности. Абстрактное право и мораль приобретают свою конкретность и действительность, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Гегель отдает приоритет государству (известен гегелевский этатизм), так как считает, что оно представляет собой идею разума, свободы и права. Гегель возвышает государство как идею (действительность) права, в которой механизм насилия и аппарат политического господства ограничены правом и введены в правовое русло. Немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель заняли достойное место в ряду имен всемирной философской, историко-правовой, политической науки, так как внесли значительный вклад в разработку и теорию вопросов философии, политологии, юриспруденции. Степень влияния их учений, взглядов и концепций настолько глубока, что ощущается и в современных условиях, благодаря тем ценнейшим наработкам, которые оказались созвучными нашему времени таких, как диалектика мирового развития и его познания, вопросы войны и мира, международная политика государств, сохранение и сбережение цивилизации, верховенство народа, эффективное государственное управление, развитие и понимание права, совершенствование законодательства, этико-нравственные проблемы, правовая культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|