Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для самостоятельной работы по теме




«Учение о праве и государстве немецкой классической философии»

Классиками немецкой философии (И.Кантом, И.Фихте, Г.Гегелем) разработаны идеалистические теории права, которые базируются на исследованиях человеческого сознания. В связи с этим рекомендуется рассмотреть понимание права в каждой из теорий и оценить их отличие.

1. Право как гармонизация добровольных действий: Имма​нуил Кант (1724-1804)

Метод философии И.Канта является критическим. Проводя систематическое исследование функций разума, он отмечает три функции человеческого сознания: мышление, воля и чувство, ко​торые соответствуют восприятию (тема работы Канта «Критика чистого разума»), морали («Критика практического разума») и эстетике («Критика способности суждения»).

Правовая философия Канта основана на волеизъявлении (морали), которое исходит из принципов, совершенно отличных от принципов восприятия (знания). У Канта знание и воля прин​ципиально отличаются друг от друга, так как существует фунда​ментальная противоположность между природой и сознанием. В природе господствует необходимость, в противоположность это​му сознание обладает свободой воли.

Если в области знания выработаны общие принципы, то правомерен вопрос: могут ли также существовать общие принци​пы, которые могут быть заложены в качестве базиса для действий воли, а следовательно, для этических действий? Кант полагает, что такой базис не может быть получен из опыта и должен быть сформулирован априори.

Понятие свободы является понятием чистого разума. Сво​бода не может быть объектом никакого теоретического знания. Таким образом, по Канту, чистая воля является источником всех моральных представлений и законов.

Моральные законы выступают как императивы, которые по​ощряют или запрещают определенные действия. Эти императивы являются категорическими (безусловными), в соответствии с кото​рыми определенные действия разрешены или не разрешены, как морально возможные или невозможные. Категорический импера​тив представляет данное действие сознанию как объективно необ​ходимое.

Кант приводит формулу высшего принципа науки этики:

... действуй в соответствии с максимой, которая может быть в то же время принята в качестве универсального закона

Так максима, которая не характеризуется подобным обра​зом, противоречит морали.

Наука права своим объектом имеет принципы всех законов. Используя процесс законодательства, наука превращается в сис​тему позитивного права и законов. Теоретическое знание права и законов в отличие от позитивных законов принадлежит к чистой науке права. Эта наука означает философское и систематическое знание принципов естественного права; именно из этого должны исходить принципы всего позитивного законодательства.

Право по Канту охватывает всю целостность условий, при которых произвольные действия любой личности могут быть гармонизированы в действительности с произвольными дейст​виями любого другого лица, в соответствии с универсальным за​коном свободы. Кант приходит к формулировке всеобщего пра​вового закона: поступай внешне так, чтобы свободное проявле​ние твоей воли было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом.

Но право у Канта сопровождается полномочием использо​вать принуждение в отношении его нарушителя. Понятие права состоит в возможности универсального обоюдного принуждения в гармонии со свободой всех. Политический идеал государства достигается тогда, когда дух свободы объединен с послушанием закону и лояльностью по отношению к государству.

2.Право как чистая форма разума: Иоганн Фихте (1762-1814)

По Фихте право выводится из «чистых форм разума». Необ​ходимость в праве диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило.

Однако право базируется не на индивидуальной воле, оно конституируется на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них: понятие права есть понятие отношения между разум​ными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и со​вместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей, стержнем которой должен стать юридический закон. Этот закон вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения и свобода индиви​дов не застрахованы от нарушений; господство закона не насту​пает автоматически. Правовые отношения и свободу надлежит защищать принуждением (других средств нет).

Сама потребность обеспечить личные права людей обуслов​ливает необходимость государства. Принудительной силой в го​сударстве, по Фихте, не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования ко​торой необходимы согласие всех и соответствующий договор. Благодаря гражданско-государственному договору устанавлива​ется государственность, а общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства.

3. Право как идея свободы: Георг Гегель (1770-1831)

Гегель создал всеобъемлющую систему мышления. Началь​ная ступень этой системы - Абсолютная идея, которая является Разумом и Духом (содержит абсолютно все, касающееся вселенной).

Идея развертывается путем диалектического процесса, про​ходящего через триады тезиса, антитезиса, синтеза. Любое поня​тие (тезис) содержит свою собственную противоположность (антитезис). Процесс перехода от одного к другому происходит через третью категорию синтеза. Синтез, в свою очередь, становится начальным пунктом новой триады. Так вся вселенная развива​ется во всех своих аспектах.

Абсолютная идея, содержащая всю действительность так же как и саму идею (т. е. Логическую идею) имеет своим антите​зисом природу (т. е. идею вне своих пределов). Синтезом логики и природы является идея в себе и для себя (т. е. Дух).

В гегелевской системе идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Таким образом, философия духа имеет сво​им предметом учение о человеческом сознании и о различных видах человеческой деятельности. Она подразделяется на три части: субъективный дух (категории чувств, мышления, созна​ния; психология) содержит свой антитезис в объективном духе, объективный дух (право, мораль, нравственность) рас​сматривается Гегелем в диалектической триаде. В учении об объ​ективном духе (см. «Философию права» Г.Гегеля) человек рас​сматривается как общественное существо, а история представле​на как «прогресс духа в сознании свободы». Этот прогресс раз​вертывается в «духе» отдельных народов, которые сменяют друг друга в историческом процессе, абсолютный дух, т. е. искусство (первая форма его само​раскрытия), религия (вторая форма) и философия, - означает полную реализацию Абсолютной идеи, так как является синтезом субъективного и объективного духа.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вооб​ще есть наличное бытие свободной воли; сама же свобода состав​ляет субстанцию и основное определение воли. В сфере объективного духа впервые свобода приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых образований. Дух выходит из формы своей субъективности и познает внеш​нюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность.

В гегелевском учении тремя главными образованиями сво​бодной воли и соответственно тремя ступенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Диалектическая триада объективного духа: абстрастное право-тезис, мораль – антитезис, нравственность- синтез.

Абстрактное право представляет собой право абстрактно свободной личности и имеет тот смысл, что вообще в основе пра​ва лежит свобода отдельного человека (личности). По Гегелю, свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве частной собственности.

Абстрактное право и мораль приобретают свою конкрет​ность и действительность, когда понятие свободы объективиру​ется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и го​сударства. Гегель отдает приоритет государству (известен геге​левский этатизм), так как считает, что оно представляет собой идею разума, свободы и права. Гегель возвышает государство как идею (действительность) права, в которой механизм насилия и аппарат политического господства ограничены правом и введены в правовое русло.

Немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель заняли дос​тойное место в ряду имен всемирной философской, историко-правовой, политической науки, так как внесли значительный вклад в разработку и теорию вопросов философии, политологии, юриспруденции.

Степень влияния их учений, взглядов и концепций настоль​ко глубока, что ощущается и в современных условиях, благодаря тем ценнейшим наработкам, которые оказались созвучными на​шему времени таких, как диалектика мирового развития и его познания, вопросы войны и мира, международная политика государств, сохранение и сбережение цивилизации, верховенство народа, эффективное государственное управление, развитие и понимание права, совершенствование законодательства, этико-нравственные проблемы, правовая культура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...