Рекомендации для самостоятельной работы по теме
«История политических и правовых учений Древней Руси» Становление древнерусской государственности с образованием Киевской Руси на основе объединения территорий восточнославянских племен. Для древнерусского государства были характерны неразвитость рабовладения, формирование раннефеодальных отношений и раннеклассового общества. На особенность государственного развития повлияли татаро-монгольское иго, а также фактор необходимости постоянной защиты своей территории от внешних врагов. Вечевые (народные) собрания в городах Древней Руси способствовали активизации политической жизни. На мировоззрение древнерусской народности значительное влияние оказала христианизация Руси. Принятие в 988 г. христианства и дальнейшее его распространение в качестве государственной религии закрепляли основы феодализма, способствовали складыванию церковных организаций, возвышали титул Великого князя. Одновременно с этим, оставались актуальными идеи независимости Русского государства и дальнейшего единения русских земель. Истоки идейно-мировоззренческих начал черпались из жанров русского народного творчества: сказаний, былин, повестей, летописей, ставших новой формой политико-правовой литературы. Распространение письменности, книжного образования, установление торгово-международных связей способствовали развитию русской самостоятельной политической и правовой мысли. Это нашло отражение в политических трактатах и первых правовых документах, среди которых большую значимость имели Русская Правда, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие памятники. Тематика всех первых политических трактатов и правовых памятников Древней Руси в своей основе имела двоякую направленность. Одновременно с государственно-патриотической темой звучала социально-политическая проблематика. Это было обусловлено особенностями развития Древней Руси и становления молодой русской цивилизации.
В письменных произведениях русских мыслителей, в разнообразии жанров политической литературы нашли отражение такие важнейшие вопросы, как происхождение государства, независимость и единство русских земель, внешняя политика, статус верховной власти, взаимоотношения князя с подданными, ответственность власти перед народом, соотношение светской и духовной властей, морально-нравственный облик правителя и др. Уже самые первые произведения политико-правового характера в эпоху Киевской Руси отличались глубиной содержания, культурой, оригинальностью формы. «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона содержит религиозно-правовую концепцию. Автором различаются категории Закона - как внешнего установления и Истины - как высокого нравственного состояния человека. Путь к совершенствованию человечества, по мнению Илариона, лежит в распространении морально-этического идеала христианства, в замене Закона Истиной. В «Слове» доминируют идеи мира, законности власти, правосудия, обеспечения интересов подданных, политической и культурной независимости Русского государства. «Русская Правда» стала основным источником древнерусской правовой мысли и сохранилась в качестве ведущего свода законов. Русская Правда содержала не только юридические нормы, но и отражала политические отношения. Одним из сложных был вопрос о наследовании, в том числе великокняжеского престола. Ослабление централизованной власти усиливало политический сепаратизм. «Повесть временных лет» - наиболее ранняя летопись отразила вопросы происхождения Русского государства, законности княжеской династии, суверенности государственной власти.
Княжеские усобицы волнуют летописца Нестора, его идеи созвучны необходимости достижения внутреннего политического и социального мира. «Поучение Владимира Мономаха» содержит главную тему - идею единства Русской земли, укрепления порядка в государстве. В политических взглядах князя ведущее место заняли проблемы осуществления верховной власти, принципы законодательства, ответственности перед подданными. Приоритет отдавался миру, милосердию, соблюдению законов, светской власти. «Слово о полку Игореве», являясь литературным произведением, несет в своей основе значительный общественно-политический смысл. Автор анализирует причины поражения русской дружины, призывает князей к объединению и совместной защите государства. Раздоры и междоусобицы разоряют Русь, и она становится добычей врагов. «Слово» развивало лучшие традиции русской политической мысли. Самостоятельная работа по ИППУ Древней Руси XIII-XIV вв связана с историческими повестями периода татаро-монгольского нашествия носили в основном политический характер и отразили новую ситуацию, в которой находилось Русское государство. В произведениях данного цикла: «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. – звучали идеи и призывы отстоять государственную независимость, сплотиться всем силам для изгнания завоевателей. Трактаты отражали мужество русских воинов, защищавших родную землю, их патриотизм и высокий моральный дух. «Моление Даниила Заточника» продолжало тему укрепления государства, мудрого князя, способного защитить Русь от внешних врагов и заботящегося о благе подданных. Идея сильного государя, миролюбивой внешней политики предполагала ограничение боярства, местничества и, одновременно, подчеркивала задачу собирания всех русских земель под властью Великого князя. «Задонщина» и другие историко-политические памятники времен Куликовской битвы, подъема народного сознания раскрывают истоки победы Руси над игом, силу духа ее воинов, символизируют идею будущего единства русских земель во главе с Москвой.
Освободительная борьба способствовала складыванию концепции общерусского единства. Политическая и правовая мысль Древней Руси в своем развитии была неотделима от ориентации развития общества и древнерусского государства. Произведения отечественных публицистов несли идеи величия Руси, ее политической и религиозной независимости, культурной самобытности. Древнерусские мыслители, осознавая исторические условия, внешнеполитические факторы и сложность внутриполитических проблем, в своих трудах утверждали необходимость единения русских земель, централизации власти, соотношения политики и морали. Это отразило дальновидность древних летописцев, ведь вопросы сохранения и укрепления целостности государства, совершенствования нравственно-правовых отношений между властью и народом остаются злободневными и по сей день. Политические идеи свободной Руси способствовали формированию политического мышления, складыванию государственной мысли, развитию права и культурных традиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|