Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для самостоятельной работы по теме




«История политических и правовых учений Древней Руси»

Становление древнерусской государственности с образованием Киевской Руси на основе объединения территорий восточнославянских племен. Для древнерусского государства были характерны неразвитость рабовладения, формирование раннефеодальных отношений и раннеклассового общества.

На особенность государственного развития повлияли татаро-монгольское иго, а также фактор необходимости постоянной защиты своей территории от внешних врагов. Вечевые (народные) собрания в городах Древней Руси способствовали активизации политической жизни.

На мировоззрение древнерусской народности значительное влияние оказала христианизация Руси. Принятие в 988 г. христианства и дальнейшее его распространение в качестве государственной религии закрепляли основы феодализма, способствовали складыванию церковных организаций, возвышали титул Великого князя. Одновременно с этим, оставались актуальными идеи независимости Русского государства и дальнейшего единения русских земель.

Истоки идейно-мировоззренческих начал черпались из жанров русского народного творчества: сказаний, былин, повестей, летописей, ставших новой формой политико-правовой литературы.

Распространение письменности, книжного образования, установление торгово-международных связей способствовали развитию русской самостоятельной политической и правовой мысли. Это нашло отражение в политических трактатах и первых правовых документах, среди которых большую значимость имели Русская Правда, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие памятники.

Тематика всех первых политических трактатов и правовых памятников Древней Руси в своей основе имела двоякую направленность. Одновременно с государственно-патриотической темой звучала социально-политическая проблематика. Это было обусловлено особенностями развития Древней Руси и становления молодой русской цивилизации.

В письменных произведениях русских мыслителей, в разнообразии жанров политической литературы нашли отражение такие важнейшие вопросы, как происхождение государства, независимость и единство русских земель, внешняя политика, статус верховной власти, взаимоотношения князя с подданными, ответственность власти перед народом, соотношение светской и духовной властей, морально-нравственный облик правителя и др.

Уже самые первые произведения политико-правового характера в эпоху Киевской Руси отличались глубиной содержания, культурой, оригинальностью формы.

«Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона содержит религиозно-правовую концепцию. Автором различаются категории Закона - как внешнего установления и Истины - как высокого нравственного состояния человека. Путь к совершенствованию человечества, по мнению Илариона, лежит в распространении морально-этического идеала христианства, в замене Закона Истиной. В «Слове» доминируют идеи мира, законности власти, правосудия, обеспечения интересов подданных, политической и культурной независимости Русского государства.

«Русская Правда» стала основным источником древнерусской правовой мысли и сохранилась в качестве ведущего свода законов. Русская Правда содержала не только юридические нормы, но и отражала политические отношения. Одним из сложных был вопрос о наследовании, в том числе великокняжеского престола. Ослабление централизованной власти усиливало политический сепаратизм.

«Повесть временных лет» - наиболее ранняя летопись отразила вопросы происхождения Русского государства, законности княжеской династии, суверенности государственной власти.

Княжеские усобицы волнуют летописца Нестора, его идеи созвучны необходимости достижения внутреннего политического и социального мира.

«Поучение Владимира Мономаха» содержит главную тему - идею единства Русской земли, укрепления порядка в государстве. В политических взглядах князя ведущее место заняли проблемы осуществления верховной власти, принципы законодательства, ответственности перед подданными. Приоритет отдавался миру, милосердию, соблюдению законов, светской власти.

«Слово о полку Игореве», являясь литературным произведением, несет в своей основе значительный общественно-политический смысл. Автор анализирует причины поражения русской дружины, призывает князей к объединению и совместной защите государства. Раздоры и междоусобицы разоряют Русь, и она становится добычей врагов. «Слово» развивало лучшие традиции русской политической мысли.

Самостоятельная работа по ИППУ Древней Руси XIII-XIV вв связана с историческими повестями периода татаро-монгольского нашествия носили в основном политический характер и отразили новую ситуацию, в которой находилось Русское государство. В произведениях данного цикла: «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. – звучали идеи и призывы отстоять государственную независимость, сплотиться всем силам для изгнания завоевателей. Трактаты отражали мужество русских воинов, защищав​ших родную землю, их патриотизм и высокий моральный дух.

«Моление Даниила Заточника» продолжало тему укреп​ления государства, мудрого князя, способного защитить Русь от внешних врагов и заботящегося о благе подданных. Идея сильно​го государя, миролюбивой внешней политики предполагала огра​ничение боярства, местничества и, одновременно, подчеркивала задачу собирания всех русских земель под властью Великого князя.

«Задонщина» и другие историко-политические памятники времен Куликовской битвы, подъема народного сознания рас​крывают истоки победы Руси над игом, силу духа ее воинов, символизируют идею будущего единства русских земель во главе с Москвой.

Освободительная борьба способствовала складыванию кон​цепции общерусского единства.

Политическая и правовая мысль Древней Руси в своем развитии была неотделима от ориентации развития общества и древнерусского государства. Произведения отечественных публицистов несли идеи величия Руси, ее политической и религиозной независимости, культурной самобытности.

Древнерусские мыслители, осознавая исторические условия, внешнеполитические факторы и сложность внутриполитических проблем, в своих трудах утверждали необходимость единения русских земель, централизации власти, соотношения политики и морали. Это отразило дальновидность древних летописцев, ведь вопросы сохранения и укрепления целостности государства, совершенствования нравственно-правовых отношений между властью и народом остаются злободневными и по сей день.

Политические идеи свободной Руси способствовали формированию политического мышления, складыванию государственной мысли, развитию права и культурных традиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...