Рекомендации для самостоятельной работы по теме
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 «История политико-правовой мысли Западной Европы второй половины XIXв.» История политических и правовых учений во второй половине XIX в. выразилось в создании правовых школ в Европе (материалистической, реалистической, социологической, психологической, неокантианства, юридического позитивизма), которые продолжили, развили теоретические концепции предыдущих эпох или заложили основы новых направлений общественной мысли. Обозначив основные правовые школы и направления европейской политико-правовой мысли в данный период, в рамках самостоятельной работы по теме важно рассмотреть теоретико-методологические аспекты их понимания государства и права, а также политико-правовую проблематику. 1. Материалистическая школа права Создатели материалистической теории права К.Маркс и Ф.Энгельс на основе анализа явлений классовых общественно-экономических формаций определили специфику классового подхода к изучению государства и права. Данный подход базируется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры общества и соотношения классовых сил. В самостоятельной работе следует рассмотреть следующие элементы новизны материалистической (марксистской) теории- материальное производство - основа существования и развития общества, государство и право - надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества, классовое обоснование характера государства и права, изучение общественных явлений, государственно-правовых проблем с точки зрения диалектического материализма, необходимость пролетарской диктатуры, проблема политического отчуждения. 2. Реалистическая школа права
Основатель школы - германский правовед Р.Йеринг. При дополнительном рассмотрении необходимо уяснить и дать личностную оценку следующим аспектам теории - истоки и общее понятие права, методология познания государства и права (описание, классификация, анализ фактов), содержание права (интересы субъектов социального взаимодействия), исследование права с точки зрения его структуры и функций, взаимосвязь государства и права. Следует объяснить особенность позиции Р.Йеринга о прагматичности права, о специфичности объекта правоведения, заключающегося в реальных, жизненных интересах людей. 3. Социологическая школа права Видными представителями школы являлись австрийский государствовед Л.Гумплович, английский исследователь Г. Спенсер. Социология ими рассматривалась как отрасль знания об обществе и государстве, о закономерностях их эволюции. Если Гумплович с социальной борьбой связывал вопрос происхождения и сущности государства, то Спенсер, используя метод аналогий, сопоставлял общество с биологическим организмом, анализируя черты сходств и различий в принципах их структуры и развития. В целом, это был новый синтезированный подход к проблеме происхождения государства и права. В самостоятельной работе важно провести аргументацию «за» и «против» обозначенных теорий. Круг проблемных вопросов, на которых также необходимо остановиться, включает в себя тематику причин социальных конфликтов; взаимоотношений между социальными группами, классами, политическими партиями; характеристики внешней и внутренней сторон права; понятия правопорядка и др. Интерес представляет разработанная Спенсером классификация типов общества - военного и индустриального (промышленного). В военизированном обществе единение и сплочение невозможны без иерархизированной системы централизации управления, без статуса подчиненности. В противоположность ему промышленный тип организации общества характеризуется не принудительной кооперацией, а свободой ремесел, неприкосновенностью частной собственности, децентрализацией власти, представительным характером политических институтов, что, несомненно, отражается и на уровне правосознания.
Следует обозначить влияние социологической школы права на современные политико-правовые доктрины. 4. Юридическая школа права Наряду с «аналитической школой» Дж.Остина в Европе получает развитие второе течение юридической школы права - «континентальный юридический позитивизм» немецкого юриста К.Бергбома. Распространенность юридического позитивизма во второй половине XIX в. обусловлена следующими причинами: 1. стремлением буржуазных теоретиков окончательно победить в споре с демократическими идеями школы естественного права XVII-XVIII вв., призывавшей к изменению существовавшего тогда феодального права; 2. необходимостью совершенствования буржуазного права с целью полного удовлетворения потребностей капиталистической экономики путем изучения действующего права, согласования его норм, выработки четких юридических определений. Задачу науки права юридическая школа права видела в догматическом изучении правовых норм, их анализе по правилам формальной логики, классификации, приведении в систему. По мнению юридической школы права субъективные права граждан производны от положительного права. Данное положение мотивируется тем, что лишь государство создает личность субъекта права. Также позитивисты полагали, что любое дуалистическое учение о праве является невозможным с точки зрения практической юридической жизни. Единственно реальным правом является то, которое выражено в законе. Юридическая школа права оставалась влиятельной на протяжении всего XIXв. 5. Неокантианская школа права Идеи Канта получили свое возрождение, как бы «второе дыхание» в правовых учениях продолжателей его теории, среди которых следует выделить имя Р.Штаммлера. Штаммлер, который разделял философские и политические установки Марбургской школы неокантианства, считал понятие права - универсально обоснованным элементом, являющимся общим для всех правовых действий и институтов, безотносительно к их содержанию. Такой элемент, по Штаммлеру, может быть только чисто формальным.
Универсальным элементом всех правовых инструментов является идея согласования личного желания с целями сообщества. Идея справедливого закона означает единство методов согласования индивидуальных целей в соответствии с одной конечной целью сообщества. Если Кант противопоставляет чистый разум (критическое познание вещей) практическому разуму (цели, поставленные верой и волей), то Штаммлер разделяет концепцию права и идею права. Концепция права определяет универсальные элементы права. Идея права направляет средства и цели индивидов к конечной и общей цели. Таким образом, действует формула: право как согласование целей. 6. Психологическая школа права Психологическая школа права получила свое развитие в творчестве Ф.Ницше. Центральной категорией в его концепции является «воля к власти», которую мыслитель трактует как основу права сильного. При анализе особенностей учения Ницше следует обратить внимание на следующие характерные аспекты: воля к власти является специфическим свойством всех явлений, в том числе социально-правовых и политических, мораль проявляется в виде превосходства аристократов, господ над другими людьми - рабами, низшими, где субъектом морали выступает сверхчеловек, как высший биологический тип, относящийся к человеку так же, как человек относится к обезьяне, развитие аристократической концепции права, которое является вторичным, производным от воли к власти (сила дает первое право, которое есть преимущество), высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногочисленного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование. Правовое учение Ницше оказало значительное влияние на концепцию экзистенциализма, прагматизм, философию жизни. Во второй половине XIX в. усилился социально-классовый характер политико-правовых учений, их идеологическая направленность. Отчетливо выявилось идеологическое противостояние между сторонниками буржуазного строя и социалистических преобразований. Развитие социальных наук оказало большое влияние на общественную мысль, складывается ярко выраженный плюрализм политико-правовых учений, расширяется категориальный аппарат. Политико-правовые доктрины пополняются идеями парламентаризма, партийных систем, социального партнерства, связанности государственных институтов правом. В теоретических позициях многих исследований присутствует идея лишь о закономерном переходе к более совершенным формам цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|