Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ компонентно-целевого уровня деятельности




 

2.1. На этом уровне исследователь прежде всего раскрывает цель деятельности и значение (цель) каждого действия в общей структуре трудовой деятельности, устанавливает наличие нормативно-одобренной цели деятельности и описывает ее основные параметры. Для целевого анализа важно выяснить критерии достижения цели деятельности, которыми руководствуется работник. Аналогичные вопросы решаются и по отношению к цели отдельных действий. На заключительном этапе целевого анализа устанавливается взаимосвязь между критериями достижения цели отдельных действий и их соподчиненность с критериями достижения цели деятельности.

При проведении компонентного анализа деятельности надо установить меру квантования деятельности. Какие критерии положить в основу выделения отдельных компонентов деятельности? Нам представляется целесообразным выделить два подхода: операционно-технологический и алгоритмический.

При первом подходе критерием выделения отдельных компонентов является технологическая операция, которая имеет конкретную цель в структуре профессиональной деятельности и которая очерчена технологическим заданием. Данный подход позволяет представить деятельность в достаточно крупных единицах, что часто бывает более целесообразно на этапе обучения.

При втором подходе критерием выделения отдельных компонентов является исполнительное действие (оператор), отвечающее одному или нескольким логическим условиям. В качестве компонента деятельности при этом выступает оператор вместе с логическими условиями, его обусловливающими. Данный подход позволяет раскрыть исполнительную часть и информационную основу деятельности. Таким образом, нам представляется, что операционно-технологический и алгоритмический подходы должны дополнять друг друга.

Независимо от меры квантования отдельные компоненты должны анализироваться на предметном и психологическом уровнях. На предметном уровне анализу подлежит ее внешне представленная сторона, на уровне психологического анализа раскрывается психологическая подсистема действия: цель, критерии достижения цели, информационная основа, правила обработки информации и алгоритмы принятия решений, профессионально важные качества.

При изучении на предметном уровне деятельность и ее отдельные компоненты анализируются как на процессуальном, так и на результативном уровне. В первом случае дается ответ на вопрос, как выполняется то или иное действие, как деятельность построена во времени и пространстве, во втором — каков результат каждого действия и деятельности в целом. Такое соотнесение с результатом позволяет раскрыть цель и сущность каждого действия.

Анализ деятельности на процессуальном уровне предполагает, в свою очередь, количественную и качественную оценки. Количественная сторона оценивается временем выполнения каждой операции (или числом операций в единицу времени) и частотой операций. Качественная оценка предполагает описание специфики каждого действия и типичных ошибок. Осознание важности анализа ошибок при изучении деятельности породило многочисленные попытки их классификации. Традиционным является разбиение ошибок на четыре категории: 1) невыполнение требуемого действия; 2) неточное выполнение требуемого действия; 3) несвоевременное выполнение требуемого действия; 4) выполнение не требуемого действия. Данная классификация, — отмечает М. Монмоллен, — «часто бывает очень полезной при первой рассортировке ошибок, обнаруженных при выполнении операций» [13L с. 55].

Выявление ошибки ставит следующий вопрос — в чем заключается причина ее возникновения? В данном направлении также проделана определенная работа и предложены конкретные схемы интерпретации ошибок. В качестве примера такой интерпретации можно привести данные Кидда [цит. по 131, с. 53]. Однако следует отметить, что интерпретация ошибок — дело тонкое, требующее индивидуального анализа в конкретном случае.

Анализ результата деятельности предполагает:

а) оценку отклонений параметров результата от параметров норматива (стандарта); б) установление частоты отклонений по каждому параметру для каждого действия; в) выявление типичных отклонений; г) интерпретацию отклонений. В ряде случаев отклонение результата от нормы может перерасти в ошибку (на результативном уровне).

 

Таблица 24

Типичные ошибки человека и вызывающие их факторы (по Кидду)

Тип ошибки   Факторы, вызывающие ошибку
Ошибка при обнаружении сигнала   Неточная идентификация     Неточное определение относительной значимости или первоочередности     Ошибочный выбор действия     Ошибка функционирования Перегрузка входа: слишком много значимых сигналов слишком много отдельных сигналов на входе Недогрузка входа: недостаточное разнообразие сигналов слишком мало сигналов Шумовые помехи: плохая контрастность высокая интенсивность отвлекающих стимулов Неясны форма и смысл кода. Недостает различных признаков Неадекватно фильтрующее (прогнозирующее) устройство. Признаки противоречивы. Противоречивы характеристики, положенные в основу идентификации Требуется нелинейное прогнозирование. Требуются многочисленные и сложные шкалы значений Недостаточно определены и понятны значения Недоучтены некоторые обстоятельства Неточно соотнесены реальные и требуемые структуры Непонятны последствия действия Правильное действие невозможно Правильное действие заторможено: по материальным причинам по процедурным причинам. Нет в распоряжении точных инструментов или неправильная реакция Соотношением между действием и ответной реакцией непонятно оператору Отсутствует или запаздывает обратная связь

 

Компонентный анализ деятельности предполагает определенную этапность: вначале деятельность разделяется на отдельные действия (операции). Затем рассматривается информационная основа каждого действия, т. е. выясняете признаки, ориентируясь на которые человек выполняет трудовые действия. Далее выясняются правила обработки информации и алгоритмы принятия решения. В заключение на основе анализа исполнительной специфики отдельных действий, психофизических характеристик информационных признаков и условий их восприятия, алгоритмов принятия решения устанавливают качества индивида, влияющие на успешность деятельности. В своей совокупности эти качества составят часть профессионально важных качеств (ПВК) для рассматриваемой деятельности (рис. 16).

Весьма важно, на наш взгляд, подчеркнуть, что на уровне компонентного анализа выделяется только часть ПВК. Другая их часть выявляется путем анализа деятельности и условий ее протекания в целом. Так, например, деятельность может характеризоваться монотонностью, напряженностью, она может протекать в специфических условиях среды обитания, при наличии помех и т. д.

Выделение ПВК путем психологического анализа деятельности позволяет перейти к установлению их значимости. Опыт практической работы в данной области и специально проведенные исследования позволяют выдвинуть следующие методические положения.

1. Исследование значимости отдельных ПВК проводится путем корреляционного анализа как с эффективностью отдельных действий, так и с эффективностью деятельности. В целом. Анализ научной литературы и научных отчетов показывает, что в большинстве случаев значимость ПВК устанавливается путем корреляции уровня развития ПВК с результатом деятельности. Проведенные нами исследования показывают, что те или иные ПВК могут быть значимы для выполнения отдельных действий, но эта значимость может не проявляться при сопоставлении с показателями всей деятельности, ибо успех деятельности не определяется успешностью одного действия. Поэтому мы считаем, что при установлении значимости отдельных ПВК необходимо проводить корреляцию не только с успешностью деятельности в целом, но и с успешностью выполнения отдельных действий.

2. Установление значимости ПВК проводится путем корреляции с основными параметрами эффективности деятельности: производительностью, качеством и надежностью. Данное требование находит убедительное подтверждение в материалах II главы, § 6.

 

3. Исследованием установлено, что в ряде случаев успешность деятельности связана с уровнем развития ПВК отношением оптимума, т. е. успешность деятельности будет выше при определенном уровне развития ПВК. В исследовании деятельности сборщиц полупроводниковых приборов, в частности, такие отношения были выявлены между эффективностью деятельности и выраженностью свойства подвижности-инертности процесса торможения [213]. Отношения оптимума могут наблюдаться как в отношении эффективности отдельных действий, так и деятельности в целом. В первом случае они могут быть объяснены в большинстве своем спецификой самих действий, во втором — как спецификой деятельности, так и разной направленностью связи между уровнем развития отдельных ПВК и успешностью деятельности по отдельным параметрам (см. положения 2 и 4).

4. Успешность выполнения отдельных действий обусловлена, как правило, не одним ПВК, а комплексом. Эффективность деятельности является как бы модусом системного действия этого комплекса. Поэтому, с одной стороны, оценку значимости отдельных ПВК необходимо проводить с учетом зависимости конкретного ПВК от других качеств, с другой — необходимо устанавливать значимость выделенной системы ПВК для успешного выполнения конкретного действия.

Структуры ПВК, определяющие эффективность отдельных действий, можно обозначить как интракорреляционные структуры деятельности. Структуры ПВК, определяющие эффективность деятельности можно обозначать как интеркорреляционные структуры деятельности.

5. Что считать профессионально важным качеством? Данный вопрос имеет принципиальное значение, и его методологическая сторона изучена еще явно недостаточно.

Под профессионально важными качествами (ПВК) мы понимаем качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству и надежности).

В функции ПВК могут выступать общесоматические (конститупиональные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества.

Таким образом, в роли ПВК может выступать любое качество индивида, включенное в систему деятельности. Способности составляют часть профессионально важных качеств. Под способностями убудем понимать свойства? функциональных систем, реализующих отдельные психические и психомоторные процессы, характеризующие их эффективность (производительность, качество, надежность). Задатки при данном подходе рассматриваются как свойство, характеризующее эффективность функциональных систем, одаренность выступает как свойство, характеризующее эффективность' функциональной системы деятельности в целом, как ее-:

интегрированное свойство. И в этом плане одаренность' действительно можно рассматривать как специфическое человеческое новообразование, формирующееся в процессе освоения человеком исторически сложившихся конкретных видов деятельности.

В психологической литературе мы часто сталкиваемся с утверждением, что в процессе профессиональной деятельности происходит развитие способностей (профессионально важных качеств). К сожалению, несмотря на распространенность этого мнения, систематических исследований развития ПВК человека в труде не проведено и можно сказать, что до настоящего времени мы не имеем психологической теории развития профессиональных способностей.

Определенные перспективы в этом отношении открывает рассмотренный нами во второй главе подход к развитию ПВК как к процессу перестройки операционных механизмов в оперативные.

Опираясь на материалы второй главы, можно сделать важный методологический вывод о том, что в процессе диагностирования уровня развития ПВК необходимо тестировать как функциональную, так и операционную составляющую. Только такая процедура позволит изучить динамику развития ПВК в процессе профессиональной деятельности.

Соблюдение изложенных выше методологических положений позволяет провести достаточно глубокий анализ деятельности на компонентном уровне и раскрыть как внешнюю, так и внутреннюю сторону деятельности, приблизиться к пониманию психологической системы деятельности.

 

2.2. Методы компонентно-целевого анализа деятельности. Внешняя сторона деятельности, содержание способов деятельности могут быть описаны методом исследования движений. Анализ движений может проводиться как на макро-, так и на микроуровне. Сущность такого анализа, как известно, заключается в том, что деятельность описывается с помощью определенной классификации движений. Для каждого движения, входящего в классификацию, устанавливаются определенные временные нормативы.

Микроэлементом деятельности считается «не вообще движение того или иного рабочего органа, а движение при строго определенных условиях его выполнения, включая сочетание с предыдущими и последующими движениями» [21, с. 130]. В классификацию микроэлементов деятельности включаются также наиболее характерные виды перерывов в работе. Одна из первых классификаций для описания деятельности была предложена Ф. Б. Гильбретом [52]. Она включала в себя 14 видов движений и 4 вида перерывов. В дальнейшем данная система подверглась детализации, и в настоящее время одна из наиболее распространенных систем МТМ (разработанная в США в 1940—1950 гг.) содержит примерно 460 микроэлементов и их нормативов.

Системы микроэлементного анализа вначале разрабатывались для физических видов труда, в более поздний период были сделаны попытки их применения и для описания умственных элементов трудового процесса. Одной из наиболее известных систем подобного рода является система микроэлементных нормативов «Уорк фэктор» (США). Сущность микроэлементного анализа деятельности заключается в определении элементарного движения и установления его границ.

Микроэлементный анализ деятельности ввел в практику методы хронометража, хроноциклографии и киносъемки (в разных вариантах). В последнее время киносъемка стала заменяться видеомагнитофонной записью. Достаточно подробное описание данных методов содержится в ряде работ, в частности в [207] и [21], что освобождает нас от необходимости их изложения.

Широкое применение в практике психологического изучения деятельности получил метод алгоритмического описания деятельности в форме логических схем. Алгоритмическое описание как микроэлементное базируется на операционном анализе деятельности. Трудовая деятельность при алгоритмическом описании дробится до отдельных «оперативных единиц», в качестве которых выступают логические условия и операторы. Алгоритм деятельности вначале составляют в описательной форме, а потом переходят к его символической записи, используя метод, предложенный А. Н. Ляпуновым и Г. А. Шестопалом [120]. В применении к психологическому описанию деятельности метод алгоритмического описания наиболее глубоко разработан Г. М. Зараковским [69].

Микроэлементный и алгоритмический анализы дея" тельности позволяют описать ее внешнюю сторону. Оба подхода имеют по крайней мере две слабые стороны: во-первых, описания подобного рода непосредственно не отражают внутренней специфики психологических процессов регуляции деятельности, и, во-вторых, с их помощью деятельность можно описать лишь приближенно.

При выявлении ПВК применяются практически все основные методы изучения индивида: физические, соматометрические, психологические.

При обращении к психологическим методам используют наблюдение, опрос (интервью), стандартные опросники (типа О. Липмана), аналитические графики (типа А. А. Толчинской), самонаблюдение, трудовой метод, эксперимент, анализ инцидентов.

Методология и конкретные методики изучения индивида и оценки уровня развития ПВК достаточно полно изложены в литературе, к которой мы и отсылаем заинтересованного читателя [44; 57; 127; 144; 150; 153 и др.].

Отметим только, что в настоящее время в исследованиях по психологии труда наблюдается большой разнобой в выборе конкретных методик. В силу этого результаты, полученные разными исследователями, не поддаются сравнению. Настало время разработать определенный стандарт методик, используемых при изучении деятельности (на уровне индивидуальных качеств).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...