Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ структурно-функционального уровня деятельности




На данном уровне анализа деятельности раскрывается ее структура, т. е. выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливается значимость этих связей и вес отдельных структурных компонентов, раскрывается функциональная соподчиненность и динамическая организация структурных компонентов деятельности. Деятельность анализируется с предметно-действенной стороны и со стороны психических процессов и качеств, через которые реализуется ее предметная сторона.

Для описания структуры деятельности может быть использован метод Кэрке [цит. по 131] или близкий к нему метод формализованно-графического описания [167], которые позволяют отобразить ее в наглядной форме с помощью условных знаков, обозначающих различные действия.

Динамическая организация действий (операций), выполняемых человеком в процессе достижения трудовой цели, раскрывается путем временного анализа деятельности. В процессе операционно-временного анализа выясняется последовательность выполнения операций, их совмещение или частичное перекрытие во времени, длительность, интервалы между операциями и прочие режимно-динамические факторы.

В том случае, когда деятельность требует планирования исполнения отдельных действий во времени при изучении ее структуры хорошо зарекомендовал себя метод графического многопланового описания, разработанный в нашей лаборатории М. М. Князевым [86]. Суть метода заключается в том, что деятельность описывается с помощью условных обозначений сразу по нескольким временным векторам. На одном векторе изображаются все операции, неразрывно следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности.

Выделенные операционно-технологические связи анализируются далее в аспекте их значимости, т. е. изучается влияние качества выполнения каждого действия на скорость, качество и надежность выполнения других действий и деятельности в целом.

Решение данной задачи проходит ряд этапов. Вначале, анализируя технологический процесс, изучают влияние качества выполнения каждого действия на параметры результатов других действий и параметры деятельности. Качество выполнения отдельных действий может влиять как на производительность, так и на качество других действий и деятельности в целом. Анализ влияния качества выполнения отдельных действий дополняется анализом связи производительности по отдельным действиям и по деятельности. Результаты данного этапа отражаются в матрице технологических связей отдельных действий (табл. 25).

 

Таблица 25 Матрица технологических связей отдельных действий

Действие А Б В Г Д
А     к   к/п
Б       п п
В          
Г п   п    
Д к     п  
ПРк п/к п/к п/к п/к п/к
ПРс п/к п/к п/к п/к п/к

Обозначения, ПРк—параметры результатов деятельности, зависящие от качества выполнения отдельных действий; ПРс — параметры результатов, зависящие от скорости выполнения отдельных действий; п — производительность; к — качество.

 

Для того чтобы оценить величину влияния одних действий на другие, необходимо провести корреляционный анализ между параметрами эффективности действий и деятельности. В результате такого анализа получается матрица интеркорреляционных связей (табл. 26).

(Таблица 26 Матрица интеркорреляций эффективности выполнения отдельных действий и деятельности см. в книге).

 

Сопоставление матриц технологических связей с матрицей интеркорреляций позволяет более глубоко провести качественную интерпретацию взаимовлияний эффективности выполнения одних действий на эффективность выполнения других действий и деятельности в целом.

Так, может оказаться, что эти матрицы могут не совпадать. Тогда встает вопрос о причинах несовпадения. Матрица интеркорреляций может помочь вскрыть те внутренние связи, которые на уровне технологического анализа прямо не прослеживаются.

На основе интеркорреляционного анализа строится графическая структура деятельности. Анализ матриц интеркорреляций и графических структур позволяет выделить вес отдельных действий в структуре деятельности с учетом числа влияний одного действия на другие и значимости (величины) этого влияния; влияние отдельных действий на параметры результата деятельности.

Специальный аспект изучения деятельности связан с влиянием параметров производительности на параметры качества и наоборот. Решить эту задачу можно также на основе корреляционного анализа.

Структурный анализ деятельности целесообразно дополнить изучением трудности освоения отдельных действий, степени их упражняемости и возможности автоматизации. В процессе изучения деятельности по отмеченным направлениям могут выявиться следующие случаи.

I. 1) Деятельность сложна по своей структуре, требует овладения многими действиями, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом в ходе трудового процесса. Ученик с трудом решает вопрос, что и когда надо делать. 2) Деятельность не сложна по структуре.

 

II. 1) Действия трудно поддаются усвоению, т. е. для ученика представляет большую трудность решение вопроса, как необходимо выполнять определенное действие. Наиболее ярко это выступает в том случае, когда невозможно представить информацию обратной связи, поступающую по каналам обратной афферентации, в форме, доступной для ученика.

При изучении сложности профессии для усвоения целесообразно разделение всех действий на три категории (по Д. Н. Завалишиной). Действия первой категории могут выполняться с помощью одного из известных ученику приемов. Действия второй категории могут быть выполнены путем комбинации из известных приемов. Действия третьей категории требуют новых приемов.

 

III. 1) Действия упражняются в высокой степени.

2) Действия поддаются упражнению в малой степени.

В качестве показателя упражняемости может быть использован коэффициент t0 из аналитического выражения, описывающего процесс совершенствования выполнения того или иного действия (усредненный по группе обучающихся):

 

(Формулу см. в книге)

где: уt — уровень подготовленности на момент t; упр — предельный уровень исполнения; у0 — исходный уровень подготовленности; t — длительность подготовки; to — показатель экспоненты, характеризующий темп роста тренированности [37].

 

IV. 1) Приемы и способы деятельности быстро автоматизируются.

2) Приемы и способы деятельности медленно автоматизируются или не поддаются автоматизации. Таким примером может служить корректорская деятельность.

Рис. 18. Цепи сложности освоения профессии

 

Очевидно, показатель автоматизации деятельности будет связан с показателями стереотипности и логической сложности деятельности по Г. М. Зараковскому [69].

Z= ∑ PnХ˚n, L= ∑ PmХm

где Z — показатель стереотипности; Х˚n — число операторов в группе по 1, 2, 3,... n операторов; Рn — частота таких групп; L — показатель логической сложности; Хιm — число логических условий в группе по 1, 2, 3,..., m логических условий; Рm—частота таких групп.

Различные последовательности освоения профессии иллюстрирует рис. 18.

 

В ряде случаев на этапе анализа деятельности целесообразно выявить рациональную последовательность выполнения отдельных операций в структуре деятельности. Необходимость этого диктуется тем, что различные последовательности выполнения технологических операций могут существенно отличаться: а) по психофизиологическим затратам; б) по времени достижения цели; в) по стоимости. Следовательно, различные стратегии будут обладать различной экономичностью и производительностью.

Подобного рода ситуации возникают наиболее часто в задачах диагностического типа и при разработке последовательности выполнения и совмещения во времени основных и вспомогательных операций там, где эта последовательность жестко не определяется технологией.

Методы оптимизации выполнения деятельности диагностического типа достаточно полно разработаны в математике и теории обучения [39; 95; 138; 180]. Суть деятельности диагностического типа, как известно, состоит в том, чтобы выбрать такую последовательность проверки определенных признаков, элементов, приборов, которая позволит отыскать неисправность или отнести объект к определенному классу. При составлении оптимальной стратегии диагностического поиска возможен учет различного числа переменных. Наиболее часто стратегия поиска строится с учетом вероятности отказа того или иного элемента и стоимости его проверки. Простая логика показывает, что из всей последовательности объектов, подлежащих проверке, ранее всего следует проверить тот, у которого вероятность отказа выше, а стоимость проверки ниже. Но как выбрать последовательность проверки, если у одного прибора вероятность отказа и стоимость проверки выше, а у другого вероятность отказа и стоимость проверки небольшая? Математические выкладки показывают, что в этом случае первым диагностике должен подвергаться объект, для которого является наименьшей величина выражения cq/p, где p—вероятность отказа; q=(1—p) — вероятность отсутствия отказа; с — стоимость проверки.

На практике иногда большую роль играет время, затрачиваемое на проверку, учет которого существенно меняет стратегию поиска.

В отдельных видах деятельности целесообразно выделять основные, подготовительные и вспомогательные операции и разработать рациональную последовательность их выполнения в едином рабочем цикле. Дело в том, что достаточно часто время выполнения вспомогательных операций в рабочем цикле жестко не определено. Одни и те же вспомогательные операции могут выполняться после различных основных технологических операций. Нарушение целостной структуры трудового процесса может привести к ошибкам (в ряде случаев к пропуску отдельных операций), к нарушению ритма работы, к повышенной психической нагрузке.

Вопрос о разработке оптимальных стратегий выполнения операций становится особенно важным при работе на полуавтоматическом оборудовании, когда работник на определенных операциях непосредственно не участвует в трудовом процессе. Это время может быть использовано для выполнения подготовительных операций. Большие возможности для различных сочетаний операций открывает инерционность действия отдельных механизмов, а также не лимитированные по времени операции.

Анализ деятельности с предметно-технологической стороны в рассмотренных случаях целесообразно заканчивать сетевым графиком выполнения основных и вспомогательных операций.

Сетевой график позволяет наглядно отобразить весь технологический процесс. На его основе ученик усваивает последовательность выполнения операций и их совмещение во времени.

Анализ деятельности по перечисленным выше направлениям позволяет решать задачи: а) проектирования деятельности; б) оптимизации обучения путем разработки стратегии освоения отдельных действий в структуре деятельности; в) разработки алгоритмических предписаний по выполнению отдельных операций в структуре деятельности на профессиональном уровне.

Как отмечалось ранее, включение предметной стороны в психологический анализ деятельности является необходимым, но недостаточным условием ее изучения. Исполнение реализуется системой профессионально важных качеств работника. На этапе структурно-функционального анализа необходимо раскрыть структуру ПВК как часть психологической системы деятельности.

Как мы отмечали ранее, процесс формирования подсистемы ПВК идет по двум направлениям: объединение отдельных ПВК в режим взаимодействия; появление системных качеств.

При анализе структуры ПВК целесообразно применение следующих процедур.

Для первого направления:

1а—изучается уровень развития психических свойств человека (по определенной батарее тестовых методик);

2а—вычисляется корреляция между показателями деятельности и уровнем развития отдельных психических свойств человека;

За— вычисляются матрицы интеркорреляций между отдельными психическими свойствами;

4а— составляются графические структуры психических свойств, реализующих деятельность;

5а—вычисляется вес отдельных ПВК в структуре психических свойств, реализующих деятельность, устанавливаются базовые качества.

Исследование должно проводиться путем сочетания лонгитюденального метода и метода поперечных срезов. Величина диагностического шага должна меняться (увеличиваться) по мере профессионализации.

Процедура (1д) является базовой. Тесты, включенные в батарею, определяются психологической характеристикой деятельности. Целесообразным является применение определенного стандарта методик, пригодного для большинства профессий. В отдельных случаях данный стандарт может дополняться методиками, учитывающими специфику деятельности.

Процедура (2д) позволяет выделить ведущие ПВК и проследить их смену для различных уровней профессионализации.

Процедуры (Зд) и (4д) позволяют выделить изменение структуры ПВК в процессе профессионализации.

Процедура (5д) позволяет выявить структурно-узловые ПВК и проследить их смену в ходе освоения профессии.

 

Для второго направления:

1 в—проводится типизация структур ПВК;

2в — выделяются отдельные подструктуры в структуре ПВК;

3в—вычисляется степень интегрирования структуры ПВК и отдельных подструктур;

4в— вычисляется корреляция между типом структуры и и эффективностью деятельности;

5в — вычисляется корреляция между интегрированностью структуры ПВК и эффективностью деятельности;

6в — вычисляется уровень развития структуры ПВК с учетом степени интегрированности и развития отдельных ПВК;

7в— вычисляется корреляция между уровнем развития структуры ПВК и эффективностью деятельности;

8в — применяется факторный анализ.

 

Помимо установления корреляционных связей между ПВК, при проведении структурного анализа целесообразно выявить возможности успешного формирования одних ПВК от уровня развития других. Это возможно сделать на основе экспериментального изучения различных стратегий формирования ПВК.

В заключение отметим, что структурно-функциональный анализ не ограничивается описанием на уровне предметных действий и профессионально важных качеств. В процессе обучения формируются структура мотивации, иерархии целей, правил принятия решений и др.

Анализ деятельности на структурно-функциональном уровне позволяет представить ее как полиструктурное образование, а профессиональное обучение выступает как полиструктурный процесс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...