Создание, перспективы развития Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евр АзЭС
Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. Такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран - участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен. Образование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке. На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного союза – это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме. Безусловно, создание таможенного союза повлияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой информацией участников внешнеэкономической деятельности. Но до тех пор взаимоотношения экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху. К актуальным вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся вопросы, касающиеся выхода нового таможенного законодательства. Таможенный кодекс таможенного союза – это новый законодательный акт, который регулирует экономические отношения между странами-участницами, контролирует деятельность таможенных органов и позволяет решать вопросы судебного характера. Это, в свою очередь, обязывает экономических лиц, имеющих отношения с таможней, изучить требования и предписания таможенного кодекса.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) – экономическая и политическая интеграция трех государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются: – эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; – создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; – проведение согласованной налоговой, денежно‑кредитной, валютно‑финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; – развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; – создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно‑технологической кооперации.
19 сентября 2003 года в Ялте президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП. В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 года было принято решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В ходе состоявшегося 27 ноября 2009 года в Минске заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств президентами Белоруссии, Казахстана и России было принято решение интенсифицировать работу над договорно‑правовой базой единого экономического пространства трех стран (ЕЭП). 19 декабря 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств был утвержден план действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. В соответствии с ним первый пакет из 14 базовых документов должен был быть подписан до 1 января 2011 года и введен в действие до 1 июля 2011 года, а второй пакет из шести документов – подписан до 1 июля 2011 года и введен в действие до 1 января 2012 года. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 года в Астане было решено ускорить процесс. Правительствам Белоруссии, Казахстана и России было поручено принять меры и обеспечить подписание до 1 января 2011 года всех международных договоров – 20 соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. При этом в ходе последующей работы над договорами было признано целесообразным объединить ряд из них. В настоящее время пакет включает 17 соглашений. 8‑19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт‑Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения: – о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
– о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; – о правовом статусе трудящихся‑мигрантов и членов их семей; – об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. 9 декабря 2010 года в рамках мероприятий по проведению заседания Межгоссовета ЕврАзЭС – ВОТС на уровне глав государств были подписаны все оставшиеся международные соглашения, входящие в пакет договорно‑правовой базы ЕЭП: три на уровне глав государств: – о согласованной макроэкономической политике; – о согласованных принципах валютной политики; – о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; десять – вице‑премьерами: – о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; – о единых принципах и правилах конкуренции; – о единых правилах предоставления промышленных субсидий; – о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; – о государственных (муниципальных) закупках; – о торговле услугами и инвестициях в государствах‑участниках Единого экономического пространства; – о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности; – о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; – о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; – о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики. Таким образом, процесс формирования договорно‑правовой базы ЕЭП был завершен. Президенты России, Белоруссии и Казахстана также приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства, в которой выразили уверенность, что процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться.
В декларации подчеркивается, что, развивая Таможенный союз и ЕЭП, страны движутся "к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства". При этом отмечается, что ЕЭП открыто для присоединения других государств. Базовые документы о создании ЕЭП вступят в силу с 1 января 2012 года. 18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП). Россия, Белоруссия и Казахстан также "будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно‑правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз". С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую комиссию – наднациональный орган управления интеграцией. Председателем Евразийской экономической комиссии назначен глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|