Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности.




 

Примечание: серым цветом выделено то, что не обязательно (на лекциях это не обсуждалось).

Последние вопросы немного схожи, поэтому информация повторяется.

 

25. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 60 %.

Перевозки грузов в заграничном плавании выполняются между портами России и зарубежных стран. В линейном сообще­нии суда транспортируют грузы по расписанию на установленном направлении.

Применяется три вида линий: односторонние, совместные, конференциальные.

Односторонние линии обслуживаются судами под флагом одной страны.

Совместные линии обслуживаются су­дами России и судоходных предприятий других государств. Ли­нии подобного рода создаются как на основе межправительствен­ных соглашений, так и на основе соглашений между судоходными предприятиями.

Обычно соглашения о создании совместных линий преду­сматривают паритетный подход по выделяемому тоннажу, зара­ботанному фрахту и количеству груза.

Конференциальные линии обслуживают судоходные пред­приятия, входящие в состав объединений-конференций.

В зависимости от режима (тоннажа) линии делятся на сроч­ные, в расписаниях которых указываются точные даты прихода и отхода судов на каждому порту, и регулярные. В расписаниях дви­жения судов регулярных линий указываются только периоды за­ходов и отходов судов: один раз в неделю, декаду, месяц.

Морские перевозки в линейном судоходстве осуществля­ются по коносаменту.

Коносамент-это документ, выдаваемый перевозчиком, удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать его законному держате­лю. Коносамент является договором морской перевозки в линей­ном судоходстве, выступает в роли расписки перевозчика в при­емке груза и является товарораспределительным документом.

В соответствии с указанным в коносаменте лицом, имею­щим право получить груз, они делятся на именные, ордерные и на предъявителя. По именному коносаменту груз получает лицо, на чье имя этот документ выписан. Ордерный коносамент вы­дается по "приказу отправителя", "приказу получателя" (его пере­дача возможна по передаточной надписи того и другого). Предъявляемый коносамент передается простым вручением. Коносамент обычно составляется в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. После вы­дачи груза по одному остальные теряют силу.

В зависимости от выдачи коносамента на погруженный на судно груз или сданный на склад для отгрузки коносаменты бы­вают бортовые и коносаменты на груз, принятый к перевозке.

Коносамент сквозной представляет собой документ, на ос­новании которого грузы транспортируются из порта погрузки в пункт назначения двумя или более судоходными линиями, взаи­модействующими в соответствии с соглашением. Сквозной коно­самент может оформлять перевозки и другими видами транспор­та.

Коносамент, не содержащий каких-либо оговорок перевоз­чика, ставящих под сомнения количество принятого к перевозке груза или указывающих о потере качества товара и дефектах упа­ковки, называется чистым коносаментом.

Коносамент в линейном судоходстве содержит в себе большее число условий по сравнению с коносаментом, используе­мым в трамповом сообщении.

Трамповое судоходство представляет судоходство без рас­писания, не связанное с постоянным районом плавания, а также с заранее установленными портами отправления и назначения. Для использования судна в трамповом судоходстве необходимо за­ключить договор фрахтования судна, представляющий собой со­глашение между судовладельцем и фрахтователем о найме судна или части его помещений для перевозки груза.

Договор называется "чартер". Чартер играет главную роль в регулировании сторон в трамповом судоходстве, а коносамент является документом, дополняющим его. В международной тор­говле перевозка грузов по коносаментам регулируется междуна­родной конвенцией по унификации некоторых правил о коноса­ментах 1924 года, изложенной в "Гаагских правилах" и дополнен­ной Протоколом о поправках к конвенции в Брюсселе в 1968 году. В марте 1978 года в Гамбурге принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов — "Гамбургские правила", — рассмо­тревшая ряд дополнений как к коносаментам, так и к другим договорам перевозки, исключая чартер. "Гамбургские прави­ла" в ближайшее время заменят конвенцию 1924 года и про­токол 1968 года.

К транспортным средствам морского флота относятся суда для перевозки генеральных грузов, контейнеровозы, лихтеровозы, ролкеры, паромы, танкеры.

Суда для перевозки генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и другой упаковке) пока еще являются основным типом судов для перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются в трюмах, оборудованных вентиляци­онными устройствами и противопожарными системами.

Большое распространение на основных грузовых линиях получили специализированные контейнеровозы. Суда такого типа имеют трюмы, допускающие перевозку стандартных контейнеров ИСО 3, 6, 9, 12 м. Типовое судно грузоподъемностью 60000 тонн может транспортировать 2000 шестиметровых контейнеров. Часть из них можно перевозить на палубе, а также в режиме рефрижера­торов. Контейнеровоз в состоянии перевозить в течение года гру­зов в 7 раз больше, чем судно обычного типа одинаковой грузо­подъемности.

Лихтеровозы представляют собой систему, включающую большое судно-плавбазу, перевозящее несколько десятков малых судов, которые могут входить в устья рек и за счет осадки (не бо­лее 4 м) подходить к любым мелководным причалам. Как прави­ло, малые суда являются несамоходными баржами с грузоподъем­ностью от 200 до 1тыс. тонн. Плавбаза оборудована мощным 2000 тонным гидроподъемником, с помощью которого она поднимает или опускает полногрузные баржи с палубы до уровня воды. Крупнейшие лихтеровозы способны перевозить до 246 барж, со­держащих по 832 т груза. Плавбаза никогда не входит в порт, а находится на рейде вне портовых сооружений.

Суда ролкерного типа дают возможность автомобилям, тя­гачам въезжать через нос или корму. Ролкеры являются удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, при кото­рой автомобили не разгружаются и перевалка грузов отсутствует. На ролкеры можно грузить все виды автомобилей.

Паромная переправа позволяет также без перегрузки транс­портировать до 100 вагонов одновременно.

Для перевозки сырой нефти и других наливных грузов ис­пользуются танкеры с различной грузоподъемностью. Наиболь­шую трудность испытывают порты крупнотоннажных танкеров и супертанкеров. Для них необходимо сооружение специальных портов с глубоководными подходами, а также терминалов сбольшими емкостями для перекачки груза.

Доля грузооборота железнодорожного транспорта в миро­вой внешней торговле составляет почти четверть от его общего объема. Регулирование железнодорожных перевозок в Европе осу­ществляется на основе "Котиф", представляющего собой соглаше­ние западноевропейских железных дорог по перевозке грузов и пассажиров, являющееся фактически договорным актом по коор­динации деятельности железных дорог.

Более 10 процентов мирового грузооборота в настоящее время перевозит воздушный транспорт. Следует отметить, что наиболее быстрыми темпами доля авиации в мировых перевозках росла в 80-е годы: с 1 процента в 1985 г до 10 процентов в 1992 г.

С целью решения проблем коммерческой и технической эксплуатации воздушного транспорта, обеспечения безопасности полетов в 1944 году в Чикаго 52 государства подписали Конвен­цию о международной гражданской авиации (Чикагская Конвен­ция). Для решения коммерческих вопросов, сглаживания конку­ренции и расширения взаимодействия авиакомпаний на междуна­родных воздушных линиях в 1945 году была создана специализи­рованная неправительственная организация - Международная ас­социация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация ко­ординирует деятельность между авиакомпаниями, регулируеткоммерческие соглашения между ними, совершенствует систему установления тарифов на мировом рынке воздушных перевозок.

В дополнение к ИАТА в 1947 году была создана организа­ция гражданской авиации (ИКАО), представляющая собой спе­циализированное учреждение ООН. ИКАО предназначена для осуществления международного сотрудничества в гражданской авиации с целью обеспечения безопасности, регулярности и эко­номической эффективности международных воздушных сообще­ний.

Важное значение имеет порядок определения ответствен­ности авиации за утрату, недостачу или повреждение груза в про­цессе перевозки. Ответственность определяется основными поло­жениями Варшавской конвенции 1929 года с изменениями, вне­сенными в Гааге в 1955 году (Гаагский протокол). В настоящеевремя в практике международных воздушных перевозок Варшавско - Гаагская система ответственности авиаперевозчика получила признание большинства стран мира.

В 1956 году Комитетом по внутреннему транспорту Евро­пейской экономической комиссии ООН была разработана Кон­венция о договоре международной дорожной перевозки грузов, позволяющая определить и регулировать основные коммерческие условия международных автомобильных грузовых перевозок.

Для перевозки грузов между странами используются в ос­новном большегрузные автомобили с кузовом фургонного типа. Некоторые виды автомобилей имеют фургоны, оборудованные холодильными установками, что позволяет им перевозить скоро­портящиеся грузы на международных автотрассах.

Трубопровод представляет собой транспортное средство, совмещающееся с путем, по которому перемещается груз. В меж­дународных сообщениях в основном используются трубопроводы, по которым транспортируется газ, нефть и продукты ее перера­ботки. Имеется несколько трансконтинентальных трубопроводов, перекачивающих нефть, газ, нефтепродукты из азиатской части России через Украину и Беларусь в Западную Европу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...