Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор, оценка маршрутов, направлений движения и движение по азимутам




Сущность движения по азимутам

Движение, в процессе которого выдерживание направления пути и точный выход в намеченный пункт производятся с помо­щью компаса и промера пройденного расстоя­ния, называется движением по азимутам.

Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи и в других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и в условиях плохой видимости, когда сличение кар­ты с местностью не обеспечивает уверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также руководители мел­ких подразделений и групп при отсутствии у них карты. Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся, как правило, по карте. Для сотрудников уголовно-исполнительной данный вопрос актуален при проведении оперативно-розыскных мероприятий по розыску преступников.

Подготовка данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам включает: вы­бор маршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути - от одного по­ворота (ориентира) до другого, и оформление этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.

Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориен­тиров зависят от характера местности, задачи и условий предстоя­щего движения. Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а иногда и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобы он про­ходил по участкам, удобным для движения, при необходимости был укрытым от возможного наблюдения и имел достаточное количество ориентиров для контроля правильности движения.

Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута сле­дует выбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае, когда направление движения выдер­живается недостаточно точно. Такими ориентирами могут быть точки пересечения линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихся поблизости от прямой, соеди­няющей исходную и конечную точки маршрутов (пересечение про­секи с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).

Направление движения по компасу не мо­жет быть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначи­тельном отклонении от нужного направления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы это не случи­лось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориен­тир, а на заранее выбранную промежуточную точку, нахо­дящуюся поблизости, а от нее уже к ориентиру. Проиллюстрируем это на примере (Рис. 15). Если на участке пути от стыка дорог (точка А) до дома лесника в качестве пово­ротной точки маршрута выбрать угол поляны (точка В), то при отклонении в процессе движения влево имеется опасность прой­ти мимо нее. Поэтому в данном случае целесообразно в качестве поворотной точки маршрута выбрать промежуточную точку С, на­ходящуюся на границе поляны, ближе к ее середине, на расстоя­нии 1/10—1/15 длины АВ. Движение от точки А до точки С будет осуществляться по азимуту, от точки С до точки В— по границе поляны, а от точки В до дома лесника — вновь по азимуту. Путь при этом удлиняется незначительно, но зато обеспечивается более уверенное выдерживание маршрута.

 

Рис. 15. Выбор промежуточной точки для уверенного выхода к ориентиру

Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их круж­ками) и соединяют прямыми линиями. Те линии, которые не пере­секают ни одной вертикальной линии координатной сетки, выгодно сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы. Для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и переводят его в магнитный азимут. После этого измеряют расстояние между выбранными ориенти­рами. Если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают время, необходимое для прохождения каждого участка (например, при движении на лыжах). Магнитные азимуты и расстояния записывают на карте против соответствующего участка пути.

В том случае, когда карты в пути не будет, составляют схему маршрута. Для этого на карту накладывают восковку или лист писчей бумаги и на них простым карандашом копируют линию маршрута и ориентиры, находящиеся на пути движения и по сто­ронам. На схеме подписывают магнитный азимут направления каж­дого колена пути и его длину и наносят направление магнитного меридиана. На коротких, и несложных для ориентирования маршрутах, а также в учебных целях вместо схемы можно составить таблицу.

Движение по азимутам - это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентира­ми, особенно ночью и при ограниченной видимости. Сущность его заключается в выдерживании на ме­стности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между по­воротными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью магнит­ного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.

Рис. 16. Схема движения по азимутам.

Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения - по нормативу и оформляют в виде схемы (рис.16) или вписывают в таблицу. Данные в таком виде вы­дают руководителям групп, которые не имеют топографиче­ских карт. Если они имеют свою рабочую карту, то ис­ходные данные для движения по азимутам оформляют непо­средственно на рабочей карте.

При движении по азимутам на каждой поворотной точке марш­рута, начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, измеряя пройденное рас­стояние шагами, а при движении на машине - с помощью спидо­метра. Для того чтобы точнее выдержать это направление, вы­бирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечают следующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотной точке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качестве вспомогательного ориен­тира ночью можно использовать какое-либо небесное светило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, и если не учитывать этого и не проверять по компасу через каж­дые 10 -15 мин правильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.

При движении по открытой, но бедной ориентирами местности направление можно выдерживать по створу. Для этого, наме­тив по компасу в начале движения направление пути и передви­гаясь по нему, оставляют позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (конец, забитый в землю кол, веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полю створные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц или колес машины, лыжня).

При наличии карты правильность выдерживания маршрута движения по азимутам на участках между его поворотными точ­ками даже в закрытой или бедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характеру рельефа и встречаю­щимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам, особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой.

Если группа двигается по азимутам пешим порядком, то целесообразно одного из сотрудников назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживать направление дви­жения по компасу, и одного - двух сотрудников для измерения шагами пройденного расстояния.

Обход препятствий. Если при движении по азимуту на открытой местности встре­тится значительное препятствие, то поступают следующим обра­зом. На противоположной стороне препятствия в направлении дви­жения замечают какой-либо ориентир, на глаз определяют до него расстояние и прибавляют его к длине пройденного пути. После этого, обойдя препятствие, подходят к выбранному ориентиру и, определив по компасу направление прерван­ного пути, продолжают движение.

Рис.16. Обход препятствия

На закрытой местности или в условиях ограниченной видимо­сти обход препятствии можно совершать по компасу следующим образом (Рис. 16):

- дойдя до препятствия (точка 1), замечают отсчет спидометра, определяют по компасу азимут нового направления движения вдоль препятствия вправо или влево и продолжают движение по этому ази­муту, измеряя расстояние до края пре­пятствия (точка 2);

- в точке 2, записав пройденное расстояние между точками 1 и 2 и определив направление по первона­чальному азимуту, делают поворот и движутся на точку 3 (конец препят­ствия), также измеряя расстояние;

- придя в точку 3, движутся влево (вправо) по обратному азимуту направления 1 - 2 до тех пор, пока не будет пройден путь, равный расстоя­нию между точками 1 и 2, до точки 4;

- в точке 4, определив направле­ние по первоначальному азимуту, про­должают движение по нему, прибавив к пройденному до препятствия рас­стоянию длину отрезка 2 - 3 (ши­рину препятствия).

Нахождение обратного пути. В ряде случаев бывает необходимо, выйдя в намеченный пункт, вернуться обратно по тому же пути. Чтобы легче найти обратный путь, надо стараться запоминать важнейшие особенности местно­сти по маршруту, особенно в местах его поворота, на развилках дорог, и направления обхода встречающихся препятствий. Полезно также по ходу движения оставлять какие-либо знаки на деревьях и дорогах. В том случае, когда движение совершается по азиму­там, при возвращении по маршруту надо прямые азимуты переве­сти в обратные.

Точность движения по азимутам зависит от ошибок измерения пройденного расстояния и ошибок выдерживания заданного на­правления. Источники этих ошибок весьма разнообразны. При из­мерении расстояний ими являются: уклонения в сторону от пря­молинейного направления при обходе препятствий, встречающихся на пути, недостаточно точный учет влияния рельефа, погрешности в показаниях спидометра (при пешем движении неточно выверенная длина шага) и другие. Как показывает практика, расстояние, из­меренное до ориентира на местности, как с помощью спидометра, так и шагами, в большинстве случаев больше расстояния, изме­ренного по карте. Ошибка измерения расстояния при движении по азимутам составляет в среднем 2—3% пройденного пути.

В закрытой местности на точность движения по азимутам ос­новное влияние оказывает неточность выдерживания направления. Даже при самых благоприятных условиях невозможно точно уста­новить на местности заданное направление: неизбежна ошибка от­счета по компасу. Ошибка в 1° вызывает боковое смещение около 20м на каждый километр пройденного расстояния. Если ошибку ориентирования по компасу считать равной 5°, то боковое смещение в пути составит около 100м на каждый километр расстояния. Поэтому если, пройдя положенное расстояние, не встретят указанный ориентир, то его следует искать поблизости в пределах окружности, радиус которой равен при­мерно 1/10 пройденного расстояния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...