Выбор, оценка маршрутов, направлений движения и движение по азимутам
Сущность движения по азимутам Движение, в процессе которого выдерживание направления пути и точный выход в намеченный пункт производятся с помощью компаса и промера пройденного расстояния, называется движением по азимутам. Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи и в других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и в условиях плохой видимости, когда сличение карты с местностью не обеспечивает уверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также руководители мелких подразделений и групп при отсутствии у них карты. Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся, как правило, по карте. Для сотрудников уголовно-исполнительной данный вопрос актуален при проведении оперативно-розыскных мероприятий по розыску преступников. Подготовка данных для движения по азимутам Подготовка данных для движения по азимутам включает: выбор маршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути - от одного поворота (ориентира) до другого, и оформление этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути. Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориентиров зависят от характера местности, задачи и условий предстоящего движения. Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а иногда и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобы он проходил по участкам, удобным для движения, при необходимости был укрытым от возможного наблюдения и имел достаточное количество ориентиров для контроля правильности движения. Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута следует выбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае, когда направление движения выдерживается недостаточно точно. Такими ориентирами могут быть точки пересечения линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихся поблизости от прямой, соединяющей исходную и конечную точки маршрутов (пересечение просеки с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).
Направление движения по компасу не может быть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначительном отклонении от нужного направления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы это не случилось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориентир, а на заранее выбранную промежуточную точку, находящуюся поблизости, а от нее уже к ориентиру. Проиллюстрируем это на примере (Рис. 15). Если на участке пути от стыка дорог (точка А) до дома лесника в качестве поворотной точки маршрута выбрать угол поляны (точка В), то при отклонении в процессе движения влево имеется опасность пройти мимо нее. Поэтому в данном случае целесообразно в качестве поворотной точки маршрута выбрать промежуточную точку С, находящуюся на границе поляны, ближе к ее середине, на расстоянии 1/10—1/15 длины АВ. Движение от точки А до точки С будет осуществляться по азимуту, от точки С до точки В— по границе поляны, а от точки В до дома лесника — вновь по азимуту. Путь при этом удлиняется незначительно, но зато обеспечивается более уверенное выдерживание маршрута.
Рис. 15. Выбор промежуточной точки для уверенного выхода к ориентиру Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их кружками) и соединяют прямыми линиями. Те линии, которые не пересекают ни одной вертикальной линии координатной сетки, выгодно сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы. Для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и переводят его в магнитный азимут. После этого измеряют расстояние между выбранными ориентирами. Если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают время, необходимое для прохождения каждого участка (например, при движении на лыжах). Магнитные азимуты и расстояния записывают на карте против соответствующего участка пути.
В том случае, когда карты в пути не будет, составляют схему маршрута. Для этого на карту накладывают восковку или лист писчей бумаги и на них простым карандашом копируют линию маршрута и ориентиры, находящиеся на пути движения и по сторонам. На схеме подписывают магнитный азимут направления каждого колена пути и его длину и наносят направление магнитного меридиана. На коротких, и несложных для ориентирования маршрутах, а также в учебных целях вместо схемы можно составить таблицу. Движение по азимутам - это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру. Рис. 16. Схема движения по азимутам. Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения - по нормативу и оформляют в виде схемы (рис.16) или вписывают в таблицу. Данные в таком виде выдают руководителям групп, которые не имеют топографических карт. Если они имеют свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам оформляют непосредственно на рабочей карте. При движении по азимутам на каждой поворотной точке маршрута, начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, измеряя пройденное расстояние шагами, а при движении на машине - с помощью спидометра. Для того чтобы точнее выдержать это направление, выбирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечают следующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотной точке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качестве вспомогательного ориентира ночью можно использовать какое-либо небесное светило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, и если не учитывать этого и не проверять по компасу через каждые 10 -15 мин правильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.
При движении по открытой, но бедной ориентирами местности направление можно выдерживать по створу. Для этого, наметив по компасу в начале движения направление пути и передвигаясь по нему, оставляют позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (конец, забитый в землю кол, веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полю створные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц или колес машины, лыжня). При наличии карты правильность выдерживания маршрута движения по азимутам на участках между его поворотными точками даже в закрытой или бедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характеру рельефа и встречающимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам, особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой. Если группа двигается по азимутам пешим порядком, то целесообразно одного из сотрудников назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживать направление движения по компасу, и одного - двух сотрудников для измерения шагами пройденного расстояния. Обход препятствий. Если при движении по азимуту на открытой местности встретится значительное препятствие, то поступают следующим образом. На противоположной стороне препятствия в направлении движения замечают какой-либо ориентир, на глаз определяют до него расстояние и прибавляют его к длине пройденного пути. После этого, обойдя препятствие, подходят к выбранному ориентиру и, определив по компасу направление прерванного пути, продолжают движение.
На закрытой местности или в условиях ограниченной видимости обход препятствии можно совершать по компасу следующим образом (Рис. 16): - дойдя до препятствия (точка 1), замечают отсчет спидометра, определяют по компасу азимут нового направления движения вдоль препятствия вправо или влево и продолжают движение по этому азимуту, измеряя расстояние до края препятствия (точка 2); - в точке 2, записав пройденное расстояние между точками 1 и 2 и определив направление по первоначальному азимуту, делают поворот и движутся на точку 3 (конец препятствия), также измеряя расстояние; - придя в точку 3, движутся влево (вправо) по обратному азимуту направления 1 - 2 до тех пор, пока не будет пройден путь, равный расстоянию между точками 1 и 2, до точки 4; - в точке 4, определив направление по первоначальному азимуту, продолжают движение по нему, прибавив к пройденному до препятствия расстоянию длину отрезка 2 - 3 (ширину препятствия). Нахождение обратного пути. В ряде случаев бывает необходимо, выйдя в намеченный пункт, вернуться обратно по тому же пути. Чтобы легче найти обратный путь, надо стараться запоминать важнейшие особенности местности по маршруту, особенно в местах его поворота, на развилках дорог, и направления обхода встречающихся препятствий. Полезно также по ходу движения оставлять какие-либо знаки на деревьях и дорогах. В том случае, когда движение совершается по азимутам, при возвращении по маршруту надо прямые азимуты перевести в обратные. Точность движения по азимутам зависит от ошибок измерения пройденного расстояния и ошибок выдерживания заданного направления. Источники этих ошибок весьма разнообразны. При измерении расстояний ими являются: уклонения в сторону от прямолинейного направления при обходе препятствий, встречающихся на пути, недостаточно точный учет влияния рельефа, погрешности в показаниях спидометра (при пешем движении неточно выверенная длина шага) и другие. Как показывает практика, расстояние, измеренное до ориентира на местности, как с помощью спидометра, так и шагами, в большинстве случаев больше расстояния, измеренного по карте. Ошибка измерения расстояния при движении по азимутам составляет в среднем 2—3% пройденного пути. В закрытой местности на точность движения по азимутам основное влияние оказывает неточность выдерживания направления. Даже при самых благоприятных условиях невозможно точно установить на местности заданное направление: неизбежна ошибка отсчета по компасу. Ошибка в 1° вызывает боковое смещение около 20м на каждый километр пройденного расстояния. Если ошибку ориентирования по компасу считать равной 5°, то боковое смещение в пути составит около 100м на каждый километр расстояния. Поэтому если, пройдя положенное расстояние, не встретят указанный ориентир, то его следует искать поблизости в пределах окружности, радиус которой равен примерно 1/10 пройденного расстояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|