Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Владимирский государственный педагогический университет»

 

Калинковская С.Б.

 

Основы ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧАСТЬ I

 

Владимир - 2006

 

 

УДК 372.3

ББК 74.102.46

 

 

Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения. Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ, 2006. – 48с.

 

 

Методическая разработка предназначена для студентов четвертого курса дошкольного отделения заочной формы обучения факультета педагогики и методики начального образования. В разработке представлен методический комплекс курса по выбору «Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения»: методические материалы, практические задания, список литературы.

 

 

Рецензент: Даведьянова Н.С. канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ВГПУ

 

Ответственный за выпуск: Максимова Г.Ю. канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования ВГПУ

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГПУ

 

 

© Владимирский государственный педагогический университет, 2006


Оглавление

Введение ………………………………………………………………... 4

 

1. История возникновения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) ………………………………………………….… 6

 

2. Методы активизации перебора вариантов ………………….…. 7

2.1. Метод проб и ошибок (МПиО)…………………………………… 7

2.2. Игра «Хорошо - плохо»…………………………………...………. 7

2.3. Прием «Противоположные значения». Игра «Наоборот»…..… 10

2.4. Морфологический анализ………………………………………... 13

2.5. Метод фокальных объектов…………………………...………… 16

2.6. Системный оператор………………………………………...…… 19

2.7. Идеальный конечный результат (ИКР)……...……………..…… 21

2.8. Оператор РВС (размер, время, стоимость)…………….……….. 22

 

3. Методы активизации творческого мышления ……………….. 25

3.1. Метод «мозгового штурма»………………………..……………. 25

3.2. Синектика……………………………………………..…………....26

3.2.1. Прямая аналогия. …………………………...……………...……27

3.2.2. Фантастическая аналогия……………………………………… 32

3.2.3. Символическая аналогия………………………………………. 34

3.2.4. Личная аналогия (эмпатия)……………………………………. 39

3.2.5.Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)….... 42

 

Заключение …………………………………………………………… 45

 

Список литературы ………………………………………………… 46

 

Введение

Исследования современных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения (Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, А.А. Смирнов и др.)1.

Как выяснилось на практике2, наработанные годами методы и приемы технической ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) могут также с успехом использоваться в работе по развитию творчества детей дошкольного возраста.

Теория решения изобретательских задач также с успехом применяется не только для развития изобретательской смекалки, творческого воображения дошкольников, но и как инструмент стимулирования их диалектического мышления3.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в учебной и игровой работе с детьми помогает научить их анализировать все происходящие события, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временном промежутке.

Использование ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а воспитателям дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные проблемы.

Но возможности ТРИЗ в работе по формированию полноценной и всесторонне развитой личности не будут реализованы в полной мере, если педагог не овладеет, не пропустит через себя и не сделает ТРИЗ основой своей деятельности. В настоящее время, несмотря на огромное количество программ обучения и воспитания, а также конспектов занятий с использованием специфических методов ТРИЗ, литературы, раскрывающей и подробно описывающей их сущность, явно недостаточно. Это привело к тому, что воспитатели, проведя ряд разработанных и описанных в литературе занятий, не могут продолжить обучение детей диалектическому мышлению, так как сами не владеют специфическими методами и приемами, не могут перенести и использовать их в других видах деятельности, на других занятиях. Многие воспитатели, а также студенты, обучающиеся на факультете педагогики и методики начального образования, из-за неуверенности в своих возможностях боятся экспериментировать с ТРИЗ. Поэтому в настоящее время в детском саду ТРИЗ «буксует».

В связи с этим возникла необходимость проведения со студентами, будущими или реальными педагогами, практического курса «Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения», на основе специально разработанного методического пособия, которое содержит краткую, ясную, доступную информацию о сущности теории решения изобретательских задач, а также включает в себя примеры использования данных методов и практические задания (упражнения) для развития дошкольников.

Методические рекомендации состоят из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. В первом параграфе раскрывается краткая история возникновения ТРИЗ, во втором – методы активизации перебора вариантов, в третьем – методы активизации творческого мышления.

 

 

История возникновения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

 

Тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Само понятие «творчество» считалось слитым с технологией решения задач путем перебора вариантов. Но метод проб и ошибок связан с огромными потерями времени и сил, у него отсутствуют критерии оценки новых идей.

В ХХ в. во всех развитых странах созрела необходимость упорядочить изобретательский процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление.

В настоящее время существуют две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения творческих задач[1]:

1. Усовершенствование метода проб и ошибок, путем использования различных методов и приемов активизации поиска новых решений, активизации мышления.

2. Выявление законов развития систем и применение их для формирования и решения изобретательских задач, то есть ТРИЗ.

Родоначальник, основатель ТРИЗ советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер в 1945 г. начал разрабатывать научную технологию творчества (теорию решения изобретательских задач)[2].

Осенью 1987 г. методы ТРИЗ впервые были опробованы в дошкольном образовательном учреждении[3]. Произошло это в дальневосточном городе Находка при достаточно случайных обстоятельствах: руководителей семинара по ТРИЗ для инженерно-технических работников попросили провести занятия с детьми, но вместо школы «тризовцев» привезли в подготовительную группу детского сада. Это недоразумение подсказало решение одной из главных проблем ТРИЗ – когда, с какого возраста можно начинать приобщение к системному мышлению.

 

 

2. Методы активизации перебора вариантов

 

В основе методов активизации перебора вариантов лежат различные способы создания благоприятных условий для появления идей при решении той или иной проблемы. К данным методам относят: морфологический анализ, метод фокальных объектов, оператор РВС, системный оператор и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...