Метод проб и ошибок (МПиО)1
Ставится задача, и фраза «А что если…» помогает путем перебора самых невероятных предположений (одних более удачных, других менее удачных) решить задачу. «А что если…» - верная спутница эксперимента. Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.
Игра «Хорошо-плохо»2
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов. I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т.д. Например, настольная лампа: - хорошо, что красивая; - плохо – неустойчивая; - хорошо, что стеклянная – от нее много света; - плохо – легко может разбиться; - удобно, потому что можно поставить на стол; - неудобно – нельзя повесить на стену.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла – «хорошо», лекарство – «плохо» и т.д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
Например, делать уколы: - плохо, потому что больно; - хорошо – быстро поправишься; - не нравится – страшно; - нравится – после уколов мама хвалит за храбрость; - не люблю, потому что иголка острая и колется; - люблю, потому что мама потом сказки читает.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например, мороз: - хорошо, когда сидишь дома у теплой печки; - плохо, когда стоишь на остановке и ждешь автобуса.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
Задания: 1. Объединитесь в постоянные творческие группы по 4 – 6 человек (постарайтесь не изменять состав групп до окончания данного курса). Выберите ведущего, который будет предоставлять слово участникам, включая себя самого (ведущий может меняться, а может и отсутствовать, если в группе не возникает проблем с организацией игры). 2. Назовите хотя бы по одному разу, что в предлагаемых объектах, которые не вызывают стойких эмоциональных ассоциаций, «плохо», а что «хорошо». Альтернативную пару должен высказать каждый участник группы. Высказывания не должны дублироваться. Варианты для обсуждения: лампа; стол; зеркало; часы; ручка; шкаф; кухонная плита; холодильник; кровать; телевизор; тетрадь; компьютер; клей; магнитофон; телефон; точилка; чемодан. 3. Разработайте свои варианты объектов, которые не будут вызывать у детей дошкольного возраста стойких ассоциаций, положительных или отрицательных (не менее 5 объектов), для проведения I этапа игры «Хорошо - плохо» в группе детского сада.
4. Выявите в предлагаемых объектах и явлениях, которые вызывают стойкие положительные или отрицательные эмоции, другую, хорошую или плохую, сторону. Варианты для обсуждения: - объекты и явления, вызывающие стойкие положительные эмоции: хорошо кушать; быть послушным; пирожное; мороженое; быть добрым; быть щедрым; улыбаться. - объекты и явления, вызывающие стойкие отрицательные эмоции: кричать; делать уколы; грязная вода; обижать слабых; быть жадным; быть ябедой; драться. 5. Разработайте свои варианты объектов, которые будут вызывать у детей стойкие положительные или отрицательные эмоции (не менее 5 объектов, вызывающих отрицательные эмоции, и не менее 5, вызывающих положительные эмоции). 6. Рассмотрите положительные и отрицательные качества данных объектов и явлений в зависимости от изменяющихся условий, в которые вы их поставите. Варианты для обсуждения: снегопад; громкая музыка; вечернее платье; теплая шуба; жаркое солнце; сильный мороз; дождь; разбитая тарелка; домик в деревне; гости; пышное застолье; много работы; злой начальник; строгий учитель; сломанный карандаш. Разработайте свои варианты объектов и явлений, которые в зависимости от условий, в которые они попадают, меняют свои положительные качества на отрицательные и наоборот. При составлении списка учитывайте возможности и знания детей дошкольного возраста, с которыми вы будете проводить данный этап игры «Хорошо - плохо». 7. Проведите в группе жеребьевку и разделитесь на две команды. Выберите ведущего. Проведите с использованием предложенных объектов и явлений IV этап игры «Хорошо - плохо», где одна команда выделяет и называет только положительные стороны объекта или явления, а другая только отрицательные. Подведите итоги игры. Поощрите участников призами. Варианты для обсуждения: утренняя роса; поломка автомобиля; сердитый муж; рассвет; коробка скрепок; сломанный стул; чистая кухня; новые занавески; большие деньги; хорошее настроение; ледяная дорожка; капель; овощной рынок. 8. Подберите варианты объектов и явлений для проведения игры «Хорошо - плохо» с разделением на команды в группе детского сада (не менее 5-6 примеров). Прием «Противоположные значения». Игра «Наоборот» 1
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками в игре «Наоборот». Игра «Наоборот»2 I этап игры неплохо воспринимается детьми уже в трехлетнем возрасте. Дошкольники рассаживаются по кругу. Ведущий бросает то одному, то другому играющему, какой–либо предмет (лучше тот, который легко поймать) и при этом называет одно слово. Ребенок, поймав предмет, должен сразу бросить его обратно и при этом называет слово, имеющее противоположное значение. Если играющий ошибается, он встает, а после второй ошибки выходит из игры. Каждый правильный ответ любого участника игры дает возможность одному из стоящих принять прежнее положение (сесть). Игра будет проводиться до тех пор, пока не будет исчерпан заранее составленный ведущим список слов – антонимов. На II этапе игры можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки и отгадывать загадки. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|