Последний осенний лист
Вот уже неделю я наблюдаю в окно одну и ту же картину: вокруг все серо и уныло, а на ветке дерева, прямо напротив моего окна, висит одинокий осенний листок. Маленький листочек, словно кусочек солнышка: сначала он был ярко-желтым, словно утренний рассвет, но день ото дня темнел и становился багряным, как закат. Если я смотрю на листочек долго, не отрываясь, он напоминает мне мотылька, собирающего нектар с цветка, или капельку росы, в которой отразился луч солнца и которая, кажется, вот–вот сорвется и разлетится на множество брызг. В ясный осенний день он, как маленький ребенок, резвится и играет с ветерком, но не отходит далеко от «матери» - веточки. С наступлением холодных темных сумерек, листочек, словно одинокий страж – верный и надежный, охраняющий мой покой. Я смотрю на него уже не просто как на осенний лист, а как на своего друга. Мне кажется, он зовет меня на помощь и просит: «Сохрани меня, продли мое существование!» Но вот дунул резкий порывистый ветер, и листочек яркой красной каплей скользнул вниз, закружился бабочкой в прощальном танце… Я спешу на улицу, протягиваю к нему руки, и последний осенний лист ложится на мою ладонь. Оставлю его себе. Пусть напоминает мне и об удивительном жарком лете, и о капризной осени. Положу его в блокнот. И когда, забыв об этом маленьком приключении, снова увижу его, буду рада встрече со старым добрым другом. (Студенты IV курса ОЗО ДО Зайцева Н.А., Кириллова Н.В., Овчинникова Е.Н., Пудова Г.И., Туйчина Т.А.) Задания: 1. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по форме (не менее 5 примеров). 2. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по цвету (не менее 5 примеров).
3. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по функции (не менее 5 примеров). 4. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по структуре (не менее 5 примеров). 5. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по ситуации (не менее 5 примеров). 6. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие прямую аналогию по свойствам (не менее 5 примеров). 7. Приведите примеры и подберите художественные произведения, иллюстрирующие комплексную прямую аналогию (не менее 5 примеров). 8. Составьте рассказ (сочините стихотворение) опираясь на знание различных видов прямой аналогии. 9. Подберите или изготовьте дидактические игры, которые знакомят дошкольников с различными видами прямой аналогии. Продемонстрируйте эти игры, раскройте принцип действия с ними.
Метод гирлянд и ассоциаций 1 Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложил метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – иного – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка – огород – дорога. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения это не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту. Например, у одного смех – звон колокольчика, у другого – журчание ручья, у третьего – ржание лошади.
Используя метод гирлянд и ассоциаций, можно узнать, что больше всего понравилось или запомнилось детям на празднике, на прогулке, в детском саду, в выходной день и т.д. Но в этом случае лучше играть индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания друг друга, отвлекаясь от своих ассоциаций. Взрослым и детям подготовительной группы можно предложить игру «Ассоциация». В нее играют в коллективе, где все друг друга хорошо знают. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь, чтобы он не мог слышать, о ком пойдет речь. Оставшиеся договариваются о том, кого из участников игры загадывают (в том числе и отгадывающего). Определившись, зовут отгадывающего, который задает вопросы типа: «Если бы это была посуда, то какая?»; «Если бы это была мебель, то какая?»; «Если бы это было животное, то какое?» и т.д. Остальные участники, отвечая на вопросы, называют только предметы, природные явления с соответствующими определениями, которые отражают сущность «загаданного» человека. Например: «Элегантный стул на гнутых ножках; ваза для цветов из чешского хрусталя…» или «Матерый волк, не уступающий никому» и т.д. Отгадывающий должен проанализировать ответы, выявить закономерность и попытаться назвать загаданного человека, которому все перечисленные определения принадлежат. Чтобы игра не затягивалась, необходимо ограничиться определенными временными рамками или какими–то другими условиями, которые определяют сами играющие. С дошкольниками можно отгадывать литературного героя, любимые игрушки.
Задания: 1. В творческой группе поупражняйтесь в составлении гирлянды аналогий. 2. Проведите игру «Ассоциация» в группе, отгадывая одного из студентов, преподавателей или литературного героя, киноперсонажа (тема по выбору студента).
Фантастическая аналогия 1 При решении различного рода задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации и т.д. Например, можно попробовать решить вместе с детьми следующую фантастическую задачу:
Странный зверь И.Токмакова Какой–то ходит странный зверь И оставляет настежь дверь. И мы за этим зверем все закрываем двери. Замучились, устали мы, Работать перестали мы, Мы не едим, не пьем теперь, Мы только закрываем дверь. Ну, как нам зверя приручить И зверя к двери приручить: Чтоб за собою этот зверь Хоть иногда закрыл бы дверь.
Когда удастся найти фантастическое, сказочное решение задачи, необходимо понять, что мешает решить ее таким образом, в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Не стоит отказываться от нереальных аналогий, они пригодятся для составления рассказов, сказок с новыми героями и необычными приключениями. Детям можно предложить такую ситуацию: «Пришли утром в детский сад, а там нет знакомых воспитателей. Все ушли в отпуск и вместо себя оставили сказочных героев, которые очень похожи на воспитателей, и прежде всего по характеру. Не отличишь воспитателя от героя сказки. Как вы думаете, кто из сказочных персонажей будет вместо… Марьи Ивановны?» Дети постепенно забывают, что они характеризуют воспитателя. Описывая сказочного героя, они отмечают иногда такие черты характера или поступки, которые взрослые никогда не замечали. Неожиданные идеи дети высказывают, если предложить им описать, как они представляют себе: - сказочный детский сад; - сказочное занятие; - сказочную прогулку, экскурсию, обед; - фантастический выходной, праздник, вечер, отпуск. В таких описаниях дети интуитивно высказывают свои потаенные мысли и желания. Прислушаться к ним стоит, и подумать, что из сказки можно перенести в нашу действительность. Замечено, что обучение новому делу или закрепление каких–то навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле или сложившейся ситуации. Главное не забывать, что мы в сказке, где все бывает и ничему не надо удивляться. Например
Жила–была Зубная Щетка. У нее был свой домик – красивый блестящий футляр. Больше всего щетка любила ходить в гости. Каждый день, украсив себя ароматной вкусной пастой, она отправлялась в гости к своим друзьям – зубам. Их было много – много. Зубная Щетка здоровалась с каждым зубом, разговаривала, кланялась. Сначала кланялась сверху вниз, спрашивая: «Как здоровье? Как дела?». А когда прощалась, кланялась слева направо, справа налево. Потом Щетка бежала играть с водой. Долго плескалась и играла. А потом радостная возвращалась домой. (Т.А. Никифорова, методист, г. Лодейное Поле) Задания: 1. Поставьте задачу (тема по выбору студента) и постарайтесь решить ее, используя фантастическую аналогию. Представьте свое решение в виде сказки, фантастического рассказа. 2. Разработайте конспект занятия (тема и возраст детей по выбору студента) с использованием фантастической аналогии. 3. Придумайте сказку для дошкольников, направленную на формирование интереса к какому–либо виду деятельности, закрепление умений и навыков в каком–либо деле. 4. Опишите фантастическую лекцию, семинар, экзамен, зачет. Подумайте, что из ваших фантастических предложений можно воплотить в реальном педагогическом процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|