Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод «Мозгового штурма»1




Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

В рабочую группу приглашаются 7-12 «генераторов идей», не только профессионалы в области решаемой задачи, но и люди совершенно посторонние или имеющие к решаемой проблеме косвенное отношение.

«Генераторы идей» рассаживаются по кругу.

Ведет мозговой штурм кто-либо из группы экспертов (не руководитель!), в которую входят 2-3 компетентных, пользующихся авторитетом сотрудника. (При работе с детьми мозговой штурм ведет взрослый или старший по возрасту ребенок.)

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача – вопрос.

Начинать высказывание идей нужно с младшего «по чину», чтобы не давил страх перед авторитетом руководителя. Руководитель должен высказываться последним.

Психологическое основание мозгового штурма – теория З.Фрейда о том, что в обычных ситуациях мышление человека определяется в основном сознанием, где властвуют контроль и порядок, а чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва «смутных и грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании. Но мозговой штурм учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию «толпы», что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи.

Люди часто не решаются высказать смелые, непривычные идеи, потому что опасаются критики (95% людей не могут работать в условиях «моральной угрозы»), поэтому при проведении мозгового штурма запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая.

Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. При отборе идей не следует отбрасывать те, которые кажутся худшими, и устанавливать авторство (чаще всего оно бывает коллективным). После «утверждения» решения «генераторы идей» разделяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и исправления их.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой–либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры – занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что хорошего и что плохого в них), какую идею можно применять не только при решении организационных и бытовых задач: мозговой штурм позволяет перейти от механического запоминания к смысловому. Наиболее эффективно его использование на практических занятиях и групповых консультациях на этапе познания изучаемого объекта или на этапе формирования новых понятий об объекте изучения.

 

Задания:

1. Приведите примеры использования метода мозгового штурма в педагогическом процессе детского сада (университета). Обоснуйте, почему это был именно мозговой штурм. В вашем педагогическом опыте мозговой штурм чаще носит спонтанный характер или вы стимулируете его возникновение и управляете им?

2. Порассуждайте на тему: «Целесообразность использования мозгового штурма в педагогическом процессе детского сада (университета)».

Синектика 1

 

Синектика – улучшенный метод мозгового штурма.

Автор синектики – Уильям Дж. Гордон (США, 50-ые гг. ХХ в.). В переводе с греч. слово «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». В словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы – это группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».

По Гордону, существуют два вида процессов творчества: неоперативные (неуправляемые) – интуиция, вдохновение; и операционные (управляемые) – использование различного вида аналогий. Если целенаправленно учить применять разные аналогии, то можно повысить эффективность творчества, мышления.

Для творческого процесса, как полагал Гордон, очень важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное - за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Синектика многое взяла от мозгового штурма, но есть и существенные отличия:

- во–первых, рабочие группы становятся постоянными, члены групп постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, понимают друг друга с полуслова; такие группы, естественно, работают эффективнее, чем непостоянные группы при проведении мозгового штурма;

- во–вторых, в группе собираются люди, специально обученные творческим приемам, прежде всего различным видам аналогий:

1) прямой;

2) фантастической;

3) символической;

4) личной (эмпатия).

 

Прямая аналогия 1

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точкой зрения каких– либо свойств или отношений.

В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии:

1. Аналогия по форме, когда находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому – либо другому. Например: сосулька – карандаш, нож, ручка, нос, клюв…

***

Р. Сеф

На свете все

На все

Похоже:

Змея –

На ремешок из кожи;

Луна –

На круглый глаз…

Огромный;

Журавль –

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый –

На пижаму;

Я - на тебя;

А ты –

На маму.

 

2. Аналогия по цвету. Например: солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса…

Белое - черное

Е.Измайлов

Белый снег,

Белый мел, Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Черной ночью

Черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи–ка там кота!

 

3. Компонентная (структурная) аналогия устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например: шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды…

 

***

Р. Сеф

Ванная – море.

Я – пароход.

Полный назад!

Полный вперед!

Право руля!

Лево руля!

Мчусь я по морю,

Ногами бурля,

Я бы доплыть

До Австралии мог.

Но у Петровых Протек потолок.

 

4. Функциональная аналогия. При ее использовании надо, в первую очередь, определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции (искать следует прежде всего в противоположных или не связанных друг с другом областях, это может быть техника и природа и т.д.). Например: машина (везет, дрожит, ползет, двигается и т.д.) – лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листы на ветру…

 

Морская история

В. Левин

Стоял кораблик – ложка

В картофельном порту.

Ушел кораблик – ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик – ложка

С картошкой по волнам…

Плывет кораблик – ложка,

А Лешка его – «Ам!»

 

5. Аналогия по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов. Например: переполненный автобус – игрушки в ящике, деньги в кошельке, песок в ведерке, селедки в бочке…

Зима

Е. Трутнева

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко…

Прыгнула с нее парашютистка,

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Спрыгивали легкие снежинки

На пустые нивы, на тропинки,

На высокий берег у реки,

В темные лесные уголки.

И тогда в притихшие дома

Через окна глянула зима.

 

6. Аналогия по свойствам. При использовании данного вида аналогии необходимо ответить на вопрос: «Какой?». Например: шарик (какой?)

- резиновый – соска, калоша, купальная шапочка…

- упругий – мяч, зонт, струя…

Сахар

Р. Сеф

Белый сахар – рафинад,

Крепкий сахар – рафинад

Хвастался:

Я очень твердый,

Я алмазу

Друг и брат.

Но однажды

Вечерком

Встретился он –

С кипятком.

И растаял твердый сахар

В жидком чае с молоком.

 

7. Комплексная прямая аналогия. В данном случае рассматривается не одно, а несколько свойств предмета одновременно, и по этой группе свойств ему находят аналог. Например: человек (умный, педантичный, бездушный, расчетливый) – компьютер; девушка (легкая, воздушная, неуловимая, теплая) ветерок…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...