Метод «Мозгового штурма»1
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм. В рабочую группу приглашаются 7-12 «генераторов идей», не только профессионалы в области решаемой задачи, но и люди совершенно посторонние или имеющие к решаемой проблеме косвенное отношение. «Генераторы идей» рассаживаются по кругу. Ведет мозговой штурм кто-либо из группы экспертов (не руководитель!), в которую входят 2-3 компетентных, пользующихся авторитетом сотрудника. (При работе с детьми мозговой штурм ведет взрослый или старший по возрасту ребенок.) Перед началом мозгового штурма четко ставится задача – вопрос. Начинать высказывание идей нужно с младшего «по чину», чтобы не давил страх перед авторитетом руководителя. Руководитель должен высказываться последним. Психологическое основание мозгового штурма – теория З.Фрейда о том, что в обычных ситуациях мышление человека определяется в основном сознанием, где властвуют контроль и порядок, а чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва «смутных и грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании. Но мозговой штурм учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию «толпы», что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи. Люди часто не решаются высказать смелые, непривычные идеи, потому что опасаются критики (95% людей не могут работать в условиях «моральной угрозы»), поэтому при проведении мозгового штурма запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая.
Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. При отборе идей не следует отбрасывать те, которые кажутся худшими, и устанавливать авторство (чаще всего оно бывает коллективным). После «утверждения» решения «генераторы идей» разделяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и исправления их. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой–либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры – занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения. Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что хорошего и что плохого в них), какую идею можно применять не только при решении организационных и бытовых задач: мозговой штурм позволяет перейти от механического запоминания к смысловому. Наиболее эффективно его использование на практических занятиях и групповых консультациях на этапе познания изучаемого объекта или на этапе формирования новых понятий об объекте изучения.
Задания: 1. Приведите примеры использования метода мозгового штурма в педагогическом процессе детского сада (университета). Обоснуйте, почему это был именно мозговой штурм. В вашем педагогическом опыте мозговой штурм чаще носит спонтанный характер или вы стимулируете его возникновение и управляете им? 2. Порассуждайте на тему: «Целесообразность использования мозгового штурма в педагогическом процессе детского сада (университета)». Синектика 1
Синектика – улучшенный метод мозгового штурма. Автор синектики – Уильям Дж. Гордон (США, 50-ые гг. ХХ в.). В переводе с греч. слово «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». В словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы – это группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».
По Гордону, существуют два вида процессов творчества: неоперативные (неуправляемые) – интуиция, вдохновение; и операционные (управляемые) – использование различного вида аналогий. Если целенаправленно учить применять разные аналогии, то можно повысить эффективность творчества, мышления. Для творческого процесса, как полагал Гордон, очень важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное - за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Синектика многое взяла от мозгового штурма, но есть и существенные отличия: - во–первых, рабочие группы становятся постоянными, члены групп постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, понимают друг друга с полуслова; такие группы, естественно, работают эффективнее, чем непостоянные группы при проведении мозгового штурма; - во–вторых, в группе собираются люди, специально обученные творческим приемам, прежде всего различным видам аналогий: 1) прямой; 2) фантастической; 3) символической; 4) личной (эмпатия).
Прямая аналогия 1 При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точкой зрения каких– либо свойств или отношений. В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии: 1. Аналогия по форме, когда находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому – либо другому. Например: сосулька – карандаш, нож, ручка, нос, клюв… *** Р. Сеф На свете все На все Похоже: Змея – На ремешок из кожи; Луна – На круглый глаз… Огромный; Журавль – На тощий Кран подъемный; Кот полосатый – На пижаму; Я - на тебя; А ты – На маму.
2. Аналогия по цвету. Например: солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса… Белое - черное Е.Измайлов Белый снег, Белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела,
Белой даже не была. Черной ночью Черный кот Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота, Отыщи–ка там кота!
3. Компонентная (структурная) аналогия устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например: шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды…
*** Р. Сеф Ванная – море. Я – пароход. Полный назад! Полный вперед! Право руля! Лево руля! Мчусь я по морю, Ногами бурля, Я бы доплыть До Австралии мог. Но у Петровых Протек потолок.
4. Функциональная аналогия. При ее использовании надо, в первую очередь, определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции (искать следует прежде всего в противоположных или не связанных друг с другом областях, это может быть техника и природа и т.д.). Например: машина (везет, дрожит, ползет, двигается и т.д.) – лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листы на ветру…
Морская история В. Левин Стоял кораблик – ложка В картофельном порту. Ушел кораблик – ложка С картошкой на борту. Поплыл кораблик – ложка С картошкой по волнам… Плывет кораблик – ложка, А Лешка его – «Ам!»
5. Аналогия по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов. Например: переполненный автобус – игрушки в ящике, деньги в кошельке, песок в ведерке, селедки в бочке… Зима Е. Трутнева Осенью над лесом и болотом Туча пролетела самолетом. Пролетела туча низко-низко… Прыгнула с нее парашютистка, А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая. Спрыгивали легкие снежинки На пустые нивы, на тропинки, На высокий берег у реки, В темные лесные уголки. И тогда в притихшие дома Через окна глянула зима.
6. Аналогия по свойствам. При использовании данного вида аналогии необходимо ответить на вопрос: «Какой?». Например: шарик (какой?)
- резиновый – соска, калоша, купальная шапочка… - упругий – мяч, зонт, струя… Сахар Р. Сеф Белый сахар – рафинад, Крепкий сахар – рафинад Хвастался: Я очень твердый, Я алмазу Друг и брат. Но однажды Вечерком Встретился он – С кипятком. И растаял твердый сахар В жидком чае с молоком.
7. Комплексная прямая аналогия. В данном случае рассматривается не одно, а несколько свойств предмета одновременно, и по этой группе свойств ему находят аналог. Например: человек (умный, педантичный, бездушный, расчетливый) – компьютер; девушка (легкая, воздушная, неуловимая, теплая) ветерок…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|