Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационный. проект. «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Сиднева Наталья




Инновационный

проект

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Автор:

Сиднева Наталья

Александровна,

воспитатель МДОАУ «Детский сад № 21»

Новотроицк, 2015

Актуальность проекта

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т. д. ), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

· плохая дикция.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Потребности ДОУ в разработке данного проекта:

1. Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;

2. Укрепление партнёрских отношений со школой № 23, с библиотекой семейного чтения, с сотрудниками Орского театра «Кракатук».

Цель проекта:

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

· Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

· Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

· Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

· Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

· Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

· Для обогащения словарного запаса детей

· При обучении составления рассказов

· При пересказах художественной литературы

· При отгадывании и загадывании загадок

· При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т. А. Ткаченко (предметно-схематические модели), Т. В. Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т. В. Большевой (коллаж), В. П. Глухова (блоки-квадраты), Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа)

На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:

· Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

· Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.

· Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.

· Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

· Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

 Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

· Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

   

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

· Активизация речевой деятельности детей;

· Обогащение словарного запаса

Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Таким образом, данный проект:

· выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;

· обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21» в полном объёме;

· способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;

· формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.

База реализации проекта: муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 21 «Сказочный теремок» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области», группа № 11. Деятельность педагогов группы базируется на реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 21».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...