Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология реализации проекта




Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Нормативно-правовой ресурс:

· Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23. 07. 2013 N 203-ФЗ;

· СанПиН 2. 4. 1. 3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Письмо Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21. 09. 2010 г. №03-248»;

· Устав МДОАУ «Детский сад № 21»;

· должностные инструкции воспитателя.

Научно-методический ресурс:

1. Большова Т. В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники. - СПб.: : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008.

4. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990. -%10

5. Ефименкова Л. Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985.

6. Широких Т. Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.

7. Акимова Г. Память-на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.

8. В. К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»

9. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

10. . Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

11. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.

12. Т. Ю Бардышев, Е. Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет

Кадровый ресурс:

Воспитатели высшей и первой квалификационной категории.

Материально-технический ресурс:

Проведенный мониторинг условий для реализации проекта показал, что в нашей возрастной группе есть все необходимое:

· Хорошо оснащенные и соответствующие гигиеническим требованиям Центр книги и развития речи, Центр театра и ряжения;

· Наличие наглядно-дидактического материала для проведения занятий по речевому развитию (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы, иллюстрации и т. д. );

· Настольно-печатные и дидактические игры для развития связной речи в самостоятельной деятельности дошкольников;

· стабильная связь ДОУ с другими социальными институтами (общеобразовательной школой, городским музеем, библиотекой семейного чтения, учреждениями культуры).

Технологический ресурс:

Описание технологий, методов, приемов.

 

Модель реализации проекта:

Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющей приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в настоящее время не является подходящей для развития речи воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.

На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-исследовательский, поисковый характер.

Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания.

Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое. Для детей старшего возраста схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.

Этапы работы над стихотворением (приложение № 4):

· Выразительное чтение стихотворения.

· Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

· Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.

· Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.

· Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

· Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.

Творческий рассказ . Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

  Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений.

  Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т. д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т. д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

            

           Этапы реализации проекта:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...