Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 этап – подготовительный.. 2 этап – практический.




1 этап – подготовительный.

· Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;

· Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);

· Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);

· Выступления на педагогическом совете ДОУ, на педагогическом часе  об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников;

· Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной);

· Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях? ».

 

2 этап – практический.

Работа с педагогами включала:

· Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»);

· Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;

· Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;

· Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

· Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений и т. д. (алгоритм обучения детей (См. Приложение № 2).

  Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (См. Приложение № 3)

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде (смотри приложение № 3 ). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

· Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

· Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;

· Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;

· Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;

 

3 этап – заключительный:

· Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;

· Обобщение и распространение полученных результатов;

· Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.

 

Результативность опыта:

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

1. Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников (по Ю. А. Афонькиной) в начале реализации проекта (2013-14 уч. г., средняя группа) уровень владения речью как средством общения и культуры лишь у 10% детей был высокий, у 20% - детей средний, а у 70% - детей низкий (См. Приложение №1). После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем владения речью как средством общения и культуры стало на 20% больше, со средним уровнем на 30% больше, а с низким на 50% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 9% больше, со средним уровнем - на 10% больше, а с низким - на 19 % меньше.

2. Обогатился и стал активнее словарный запас детей: изучение в начале 2013-14 учебного года (средняя группа) показало, что уровень обогащения активного словаря у 5% детей высокий, у 15% - средний, а у 80% - низкий. После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем активного словаря стало на 25% больше, со средним уровнем на 45% больше и на 70% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 15% больше, со средним - на 5% меньше и с низким уровнем - на 5% меньше.

3. Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей: при проведении педагогической диагностики  в начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) выяснилось, что развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у 5% детей высокий, у 18% - средний, а у 77% - низкий. После реализации проекта ( май 2014 года) детей с высоким уровнем развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи стало на 15% больше, со средним уровнем на 47 больше и на 62% низкий уровень меньше. Реализовывая проект весь учебный год 2014-2015 (старшая группа), проведенная в мае педагогическая диагностика показала, детей с высоким уровнем стало на 40% больше, со средним - на 29% меньше и на12% низкий уровень стал меньше.

4. Повысился уровень развития речевого творчества детей: еслив начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) развитие речевого творчества показало следующие результаты: у 8% детей уровень развития высокий, у 40% - средний, а у 52% детей – низкий, то после реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем развития речевого творчества стало на 22% больше, со средним - на 20% больше, а с низким - на 42% меньше. В ходе реализации проекта в течение 2014-2015 учебного года, выяснилось, что детей с высоким уровнем стало на 40% больше, на 31% стал меньше средний уровень и на 9% стал меньше низкий уровень.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;                     

2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;                                                   

3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:                   

· Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»;

· Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц (см. Приложение № 5);

· Алгоритмы одевания и умывания;

· Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;

· Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

 

    В перспективе планируется:

· Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

· Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».

· Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...