1 этап – подготовительный.. 2 этап – практический.
1 этап – подготовительный. · Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей; · Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем); · Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек); · Выступления на педагогическом совете ДОУ, на педагогическом часе об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников; · Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной); · Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях? ».
2 этап – практический. Работа с педагогами включала: · Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»); · Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники; · Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме; · Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников; · Открытые показы занятий для педагогов ДОУ. Работа с воспитанниками: Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений и т. д. (алгоритм обучения детей (См. Приложение № 2).
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (См. Приложение № 3) Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде (смотри приложение № 3 ). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Взаимодействие с семьями воспитанников: · Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек; · Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»; · Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома; · Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;
3 этап – заключительный: · Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта; · Обобщение и распространение полученных результатов; · Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.
Результативность опыта: Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали: 1. Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников (по Ю. А. Афонькиной) в начале реализации проекта (2013-14 уч. г., средняя группа) уровень владения речью как средством общения и культуры лишь у 10% детей был высокий, у 20% - детей средний, а у 70% - детей низкий (См. Приложение №1). После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем владения речью как средством общения и культуры стало на 20% больше, со средним уровнем на 30% больше, а с низким на 50% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 9% больше, со средним уровнем - на 10% больше, а с низким - на 19 % меньше.
2. Обогатился и стал активнее словарный запас детей: изучение в начале 2013-14 учебного года (средняя группа) показало, что уровень обогащения активного словаря у 5% детей высокий, у 15% - средний, а у 80% - низкий. После реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем активного словаря стало на 25% больше, со средним уровнем на 45% больше и на 70% меньше. В ходе реализации проекта уже в 2014-2015 учебном году (старшая группа) результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 15% больше, со средним - на 5% меньше и с низким уровнем - на 5% меньше. 3. Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей: при проведении педагогической диагностики в начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) выяснилось, что развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у 5% детей высокий, у 18% - средний, а у 77% - низкий. После реализации проекта ( май 2014 года) детей с высоким уровнем развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи стало на 15% больше, со средним уровнем на 47 больше и на 62% низкий уровень меньше. Реализовывая проект весь учебный год 2014-2015 (старшая группа), проведенная в мае педагогическая диагностика показала, детей с высоким уровнем стало на 40% больше, со средним - на 29% меньше и на12% низкий уровень стал меньше. 4. Повысился уровень развития речевого творчества детей: еслив начале учебного 2013-2014 года (средняя группа) развитие речевого творчества показало следующие результаты: у 8% детей уровень развития высокий, у 40% - средний, а у 52% детей – низкий, то после реализации проекта (май 2014 года) детей с высоким уровнем развития речевого творчества стало на 22% больше, со средним - на 20% больше, а с низким - на 42% меньше. В ходе реализации проекта в течение 2014-2015 учебного года, выяснилось, что детей с высоким уровнем стало на 40% больше, на 31% стал меньше средний уровень и на 9% стал меньше низкий уровень.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря. В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так: 1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий; 2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия; 3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме. Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны: · Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»; · Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц (см. Приложение № 5); · Алгоритмы одевания и умывания; · Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений; · Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.
В перспективе планируется: · Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей. · Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной». · Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|