Инструкция для членов группы №4
Наблюдая за тем, как группы N51, 2 и 3 работают над ситуацией, название которой написано на лекционном плакате, используйте все, что вам известно о конфликте. Вовремя выполнения этого упражнения вы не должны ни разговаривать, ни предлагать какую бы то ни было помощь. У вас только одна задача — наблюдать и делать заметки. Возможно, будет лучше, если вы разделитесь и каждый из вас во время выполнения упражнения будет наблюдать за определенными людьми или группой. Приводимый ниже перечень того, на что нужно обращать внимание, должен помочь вам делать заметки. • Проявления фрустрации или нетерпения. • Проявления открытой враждебности или гнева. • Обращение по имени. • Использование юмора (позитивного или негативного). • Вопросы о том, почему поведение людей отличается от общепринятого. • Попытки объяснить, почему люди ведут себя не так, как принято, а иначе. • Какие реакции вызывают те или иные инциденты. • Любые «сочные» высказывания, которые могут иллюстрировать ход выполнения Все прочее, что может представлять интерес.
Скажите группам, что они должны либо разойтись по разным комнатам, либо так расположиться в «дном помещении, чтобы во время обсуждения инструкций они не слышали друг друга. Будьте внимательны: когда одна группа отвечает на вопросы, остальные не должны этого слышать. Объедините группы и скажите, что в течение по крайней мере пяти минут все вместе будут работать над формулировкой. Предоставьте участникам семинара возможность работать над формулировкой в течение пяти минут. Возможно, вам придется подталкивать их к участию в дискуссии. Дебрифинг. Когда истекут пять минут, попросите участников семинара прекратить исполнение их ролей. Облегчите дискуссию о том, что происходило только что.
Следующие семь шагов помогут вам начать дискуссию. 1. Начните с вопроса каждой группе о том, что произошло во время выполнения упражнения. 2. Спросите участников семинара, что значит подчиняться различным правилам поведения. 3. Спросите каждую группу о том, что значит для нее общение с другими группами. 4. Пусть прозвучат объяснения разного поведения. 5. Пусть говорят наблюдатели. 6. Спросите, что можно было бы сделать для того, чтобы лучше общаться. 7. Спросите, помогло бы им, если бы они заранее знали некоторые основные правила. Нередко люди делают заявления относительно друг друга. Например, такое: «Пэт вел себя трусливо. Он избегал смотреть мне в глаза и не реагировал, когда я обращался к нему». Или: «Элена не хотела сотрудничать и затруднила решение проблемы. Она все время твердила, что нужно прекратить выполнять упражнение». Подчеркните, что теперь, когда мы знаем мотивы этого поведения, оно не кажется «неправильным». В действительности же произошло вот что: группа увидела какое-то конкретное поведение (например, нежелание смотреть в глаза) и объяснила его на основании того, к чему она привыкла. Это упражнение дало каждому участнику семинара возможность побывать в роли представителя одной культуры, который не понимает представителя другой культуры. Мы выработали правила поведения, которым людей заставляли следовать без объяснений, Поскольку мы выучили их, как правила, они быстро стали важными для нас. Так как эти новые правила противоречат правилам, которым следуют другие люди, они вызывают недоумение у тех, кто не знает, что это поведение в других культурах имеет иной смысл. Для нас важно взглянуть на то, что скрывается за внешней оболочкой — за интонацией, позой, взглядом, походкой, громкостью или определением личного пространства, — чтобы понять, каковы истинные намерения или потребности другого человека. Возможно, он стремится достучаться до вас ничуть не меньше, чем вы — до него, но у вас ничего не получается, потому что вы оба интерпретируете действия друг друга исходя из разного набора правил.
Вместо того чтобы позволить привычкам и впредь доставлять вам неприятности, узнайте, чем отличается от вашего общение и восприятие конфликта человеком, принадлежащим к другой культуре. Если вам кажется, что он принадлежит к той же культуре, что и вы, но тем не менее вы не можете понять, почему он поступает именно так, деликатно спросите его, почему он отказывается работать вместе с вами. И последнее. Подведите итог дискуссии и спросите участников семинара, согласны ли они с выводом, который вы сделали. Э Совет тренеру. Ниже приводятся три кратких примера из моей собственной тренерской практики, которые помогут прояснить, каким образом мы приписываем смысл различным действиям. Пример № 1. «Долгое прощание». Дело было в Китае, в Шанхае. После продолжительных занятий с новыми бизнесменами я садился в свою машину, чтобы ехать в отель. В этот момент из тренингового центра выбежал человек, ответственный за проведение. Схватив меня за руку, он сказал: «Постойте, постойте! Большое спасибо за то, что вы приехали и потратили на нас столько времени!» Одна моя нога уже была в машине, вторая — на тротуаре. Следуя американской традиции, я пожал ему руку и ответит: «Это я должен благодарить вас. Я многому научился от ваших студентов. Большое спасибо!» Я попытался высвободить свою руку, но он продолжал сжимать ее. «Нет! Это вам спасибо!» «Большое спасибо, — сказал я. — Все было замечательно», Он и не собирался уходить. «Спасибо», — снова сказал он. Он успел поблагодарить меня еще много раз, прежде чем я понял, что, будучи уважаемым гостем, должен оставить последнее «спасибо» за своим хозяином. «Спасибо», — снова сказал он, воспользовавшись ситуацией. «Не за что, — ответил я. — До свидания». Он выпустил мою руку, и я смог сесть в машину. Мы двинулись в путь, а мой благодарный хозяин махал нам рукой до тех пор, пока мы не свернули за угол.
В этом конфликте — два набора правил. С моей, европейско-севе-роамериканской точки зрения я попал хоть и в слегка комичную, но также и немного неловкую социальную ситуацию. Мне грозила опасность вступить в соревнование с моим хозяином, не зная правил, которые помогли бы мне выйти из него. С другой стороны, мой хозяин был смущен не меньше меня. Хоть он и был слишком вежливым для того, чтобы сказать что-либо, он вполне мог думать про себя: «Что это с ним? Неужели его никогда не учили хорошим манерам? Ну и невежа!» Разумеется, мой хозяин не пытался «одержать победу» надо мной. Он просто вел себя так, как положено. С другой стороны, и я не был груб с ним: я просто не знал, как мне высвободить свою руку и сесть в машину. Ни одни правила не имеют морального превосходства над другими; они также и не лучше других, и не более эффективны. Однако временами мы настолько привыкаем к своим собственным правилам, придуманным нами, что полагаем, будто они более «нормальные», чем правила, придуманные другими людьми. Пример" № 2. «Посмотри мне в глаза». Когда участники семинара обсуждали выполнение упражнения «Поступай правильно», руку поднял один рабочий с фабрики, который прекрасно подвел его итог. «Я приехал из Тринидада и Тобаго, — сказал он. — В моей стране люди очень редко смотрят в глаза друг другу. Особенно мужчины и женщины. Такое впечатление, что в США это очень распространено. У меня дома, если я смотрю женщине в глаза и она отвечает мне тем же, это значит, что она очень неравнодушна ко мне. А здесь это значит, что она говорит мне правду. Когда я только приехал в Америку, я не знал этой разницы. Здесь все женщины, которых я встречал, смотрели мне прямо в глаза. Прожив в Америке неделю, я написал своему другу домой: «Наверное, я самый счастливый и привлекательный мужчина в Штатах. Все женщины, которых я встречаю, влюбляются в меня. Как жаль, что я такой застенчивый!» Выполняя упражнение «Поступай правильно», некоторые участники семинара должны были следовать правилам, которые заставляли их вести себя так, что большинство из нас их не понимали. Дейст вителыю, то, как они вели себя — в соответствии с правилами, — которые нам понятны, могло иметь и неприятный смысл.
Иногда конфликт возникает или усиливается даже тогда, когда люди не осознают, что сами добавляют неразберихи или что совершаемые ими действия оскорбительны. Такие конфликты возможны не только в том случае, если культуры очень отличаются друг от друга. Они возможны и тогда, когда то, что один человек считает допустимым поведением, не соответствует тому, что считает таковым другой. Пример № 3. «Крик, который слышен в разных уголках земного шара». Американские бизнесмены, работающие с английскими коллегами, часто говорят о том, насколько тише те говорят, выступая на собраниях или перед группой. В Филадельфии я провел несколько дней в обществе трех клиентов, англичан из Южной Африки. Накануне они обедали в одном из ресторанов и были уверены в том, что чем-то рассердили официантку, которая их обслуживала. «Она кричала на нас», — сказали они. «И что же она сказала?» — спросил я. «Что вам принести?» Я объяснил им, что многие американцы, особенно выходцы с Восточного побережья, склонны разговаривать громче и быстрее, чем люди из большинства других мест, и сказал, что сам убедился в этом, когда переехал из Калифорнии. И женщина, которая обслуживала их в ресторане, просто хотела показать им, что очень рада видеть их. Южноафриканцы же услышали сердитый голос. Узнав о местной привычке, они больше не беспокоились по этому поводу и не чувствовали себя обиженными. Э Совет тренеру. Есть два подталкивающих к размышлениям метода обсуждения этого упражнения — упражнение «Левая колонка» и «Лестница умозаключения», разработанные Крисом Аргирисом (СНп'з Агдуп'з) и его коллегами. Оба подхода помогают людям понять то, что говорится или делается, и посылки и убеждения, стоящие за словами и делами. Простые и понятные объяснения и упражнения, использующие оба этих подхода, можно найти в книге Пе РфН Шза'рИпе *•-•-'-" 1/г, указанной в разделе «Дополнительные источники». Взгляды на конфликт Комментарий. Скажите группе, что последний способ восприятия конфликта, который вы рассмотрите вместе с ней, называется «Взгляды на конфликт».
Взгляды на конфликт 1. Противоборство • Выигрыш • Проигрыш • Ничья 2. Проблема, которую нужно решить • Уравнять • Увеличить Посмотреть иначе
Чаще всего наши, действия в конфликтной ситуации определяются нашими представлениями о самом конфликте, о тол?, является ли он для нас позитивной или негативной силой, противоборством или сотрудничеством. Покажите участникам семинара лекционный плакат 2.1.2 «Взгляды на конфликт и кратко охарактеризуйте каждый из следующих взглядов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|