Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скажите группе, что два ближайших дня во многом будут определяться их идеями и участием. Поблагодарите их и попросите занять свои места.




Альтернатива. Если вы использовали предварительные опросники, можете поделиться с участниками семинара информацией, получен­ной из ответов, и сравнить ее с тем, что выявили «построения».

Групповая деятельность. «Выбор названия для семинара»

Тип. Мозговой штурм.

Цель. Цель этого упражнения — быстрое сплочение группы. Решая, как они будут говорить о конфликте, люди начинают обнаруживать в себе чувство сопричастности и комфортно чувствовать себя не в роли реципиентов тренерских знаний и мнений, а в роли равноправных участников.

Необходимое оборудование. Лекционный плакат 2.1.1 «Навыки управ­ ления конфликтом»; маркеры; бумага; карандаши или ручки; разно­цветные клеящиеся бумажки.

Подготовка. Приготовьте копию лекционного плаката 2.1.1 «Навыки управления конфликтом». Убедитесь в том, что у каждого участника есть бумага и карандаш или ручка.

Продолжительность. 40 минут.

Комментарий. Отметьте, что мы, говоря о конфликте, не всегда ис­ пользуем именно этот термин. Приведите несколько примеров жи­тейских названий конфликта. Например, таких: спор, пререкания, борьба, размолвка, ссора, диспут, скандал, война, разборка.

Мозговой штурм

Инструкция. Скажите участникам семинара, что для обозначения понятия «конфликт» используются самые разные термины. Попросите их взять лист бумаги и в течение трех минут записать столько терминов, сколько они могут вспомнить.

Лекционный плакат 2.1.1

Навыки

управления

конфликтом

 

 

Дебрифинг. По истечении трех минут попросите каждого прочитать вам один термин из списка.

Скажите, что будете ходить по аудитории до тех пор, пока не будут исчерпаны все списки: «Если кто-то другой называет термин для обо­значения конфликта, который есть в вашем списке, вычеркните его и назовите мне другой. Если, пока я иду по комнате, вы вспомните еще какой-нибудь термин, внесите его в свой список. Если к тому времени, когда я дойду до вас, вам придется вычеркнуть все термины в сво­ем списке, скажите мне: "Я воздерживаюсь"».

По мере того как члены группы сообщают вам свои термины для обозначения понятия «конфликт», записывайте их на лекционном плакате.

О Фасилитатор. Завершив составление списка на плакате, зачитайте его группе.

Дискуссия

Инструкция. Спросите участников семинара, есть ли такое название конфликта, по поводу которого у них есть вопросы или которого они не понимают. Попросите других участников дать объяснение.

Э Совет тренеру. Помните, что ваши вопросы или комментарии по поводу тех на­званий, которыми участники семинара пользуются для обозначения конфликта, должны быть уважительными: люди могут очень неравнодушно относиться к тем словам, которые они используют, говоря о том, что важно для них.

Скажите группе, что конфликт — это такая проблема, о которой все мы кое-что знаем. С вашей помощью в качестве фасилитатора участники семинара поделятся друг с другом своими знаниями и, возможно, даже придут к согласию о том, что такое конфликт и как в вашей организации превратить его в позитивную силу.

Голосование

О Фасилитатор. А теперь проголосуем за лучшее название для конфликта (раз­дать цветные клеящиеся бумажки).

Инструкция. Попросите участников семинара приклеить бумажки к трем терминам, которые кажутся им самыми лучшими. Побеждает термин, возле которого будет наклеено максимальное число бумажек. Такой способ голосования более анонимный, чем поднятие рук. Кро­ме того, он заставляет людей встать, подвигаться и в это время пого­ворить друг с другом.

 

Дебрифинг. После того как название-победитель выбрано, спросите, не жалеет ли кто-нибудь о том, что «за бортом» осталось какое-то оп­ределенное название конфликта. Обратите особое внимание на ино­странные и необычные слова, а также на слова, которые пришли из культурных меньшинств, но не были выбраны. Пригласите всех при­нять участие в этой дискуссии. Голосуя, отдавайте себе отчет в том, что «правило большинства» зачастую является катализатором кон­фликта, а не решения проблемы. Обсудите такую возможность.

Достижение консенсуса

Комментарий. Голосование приводит к тому, что кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Скажите членам группы, что большинство склонно называть конфликт термином, занявшим первое место, но что вы намерены попытаться достичь консенсуса.

Инструкция. Снова пройдите по комнате, но на этот раз попросите каждого выразить свое отношение к названию-победителю, громко сказав «да», «нет» или «воздержался». Если все проголосуют за одно название конфликта, вы будете пользоваться им до конца работы се­минара.

Но если не все проголосовали за какое-то одно название, попросите кого-либо из тех, кто проголосовал против или воздержался, проком­ментировать свою позицию. Дайте возможность проголосовавшим против или воздержавшимся убедить других или другим — убедить их. После окончания дискуссии по поводу какого-то определенного назва­ния конфликта вновь пройдите по комнате и попросите сказать «да», «нет» или «воздержался». Обсудите проблему еще раз и снова проголо­суйте. Если два раунда не приведут к консенсусу, обратитесь к другому слову. Если вам удастся найти слово, за которое проголосуют все, вы буде­те пользоваться им для обозначения конфликта до конца семинара.

Если чьи-либо интонации или поза говорят вам, что человек недо­волен своим голосованием (например, если вы думаете, что кто-то проголосовал так, как проголосовал, потому что испытывал давление со стороны группы), вызовите этого человека. Если кто-то хочет пользоваться не термином-победителем, а иным, не мешайте ему. Проголосуйте и выясните отношение к этому других членов группы.

Дебрифинг. Если группа пришла к консенсусу относительно лучшего термина для понятия «конфликт», скажите следующее: «Наша груп­па только что приняла решение. По мере продвижения вперед мы увидим, разрешило ли оно конфликт или просто замаскировало его.

На протяжении двух ближайших дней мы будем обозначать конфликт словом (далее следует слово, которое выбрала группа)».

Подойдите к лекционному плакату, на котором вы написали: «На­выки управления конфликтом», вычеркните слово конфликтом и впишите то, которое выбрала группа. Этим словом вы будете пользо­ваться — там, где это возможно, — в течение своего двухдневного се­минара вместо слова конфликт.

Если за отведенное для этой процедуры время группа не смогла достичь консенсуса, скажите, что вы зашли в тупик. Обратите внима­ние участников семинара на то, насколько важен для людей язык, и по­благодарите их за активную работу. Особо отметьте вклад того участ­ника (или участников), который до конца остался верен своей пози­ции: настаивая на том, что считает важным, он помог сделать кон­фликт очевидным.

Скажите, что отсутствие времени не позволяет вам заняться поис­ками лучшего термина и что в оставшееся время вы будете пользо­ваться относительно нейтральным термином конфликт. Разумеется, все остальные могут пользоваться теми терминами, которые они счи­тают наилучшими.

Комментарий. Скажите участникам семинара о том, что все они — знатоки конфликтов. (Для этой дискуссии я буду пользоваться тер­мином «конфликт», но вам нужно пользоваться термином, выбран­ным группой.) У каждого из нас есть собственный опыт в этой сфере. Мы все знаем, что такое конфликт, и имеем свое мнение о нем. И все мы чувствуем, что лучше всего срабатывает в конфликтной ситуации. Задача этого семинара — не столько в том, чтобы пополнить ваши знания о конфликтах, сколько в том, чтобы поучиться друг у друга и прийти к общему мнению о том, как можно превратить производст­венный конфликт в позитивный опыт.

Скажите группе, что ваша задача — убедиться в том, что семинар проходит нормально. Вы будете наблюдать, придерживаются ли участники повестки дня, и следить за временем. Выводы о том, что им да­ли два дня, проведенных вместе, будут делать они сами.

Взгляды

Комментарий. Объясните участникам семинара, что есть много пово­дов для конфликтов, и выбор названия — не самый важный из них. Еще один полезный синоним термина «конфликт» —различие. Неред­ко конфликт возникает тогда, когда люди по-разному смотрят на мир.

Скажите группе, что хотя некоторые различия — например, рели­гиозные или культурные — могут быть для нас очевидными, полезно помнить и о существовании многих других различий во взглядах на мир, которые способны вызвать конфликт. Поскольку все мы вырос­ли в разных условиях — будь то соседние дома или разные части зем­ного шара, — у каждого из нас свой собственный жизненный опыт, который сформировал наши представления о мире. Дискуссия. Попросите участников семинара перечислить то, что формирует наши взгляды на мир, и записать как можно больше пози­ций на лекционном плакате.

Если, как обычно бывает, люди отвечают: «Культура» или «Язык», спросите у них: «Благодаря чему культура формирует наши взгляды на мир?» Постарайтесь получить конкретные ответы, например, об­ряды, убеждения, обучение или традиции. Неправильных ответов быть не может, но они должны быть максимально конкретными. История и дискуссия: «Складывать покупки в мешок или нет?», «Хорошие манеры» и «Войны лилипутов по поводу яиц».

Отметьте, что даже те культурные различия, которые кажутся не­значительными, могут застигнуть нас врасплох.

Расскажите историю, подтверждающую, что незначительные куль­турные различия могут стать причиной действий, которые вызывают удивление. Лучше всего привести пример из своего собственного жизненного опыта, но можно также воспользоваться историей 2.1.1 («Складывать покупки в мешок или нет?») или историей 2.1.2 («Хорошие манеры»).

История 2.1.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...